Случайная встреча

Она вошла в дом не так, как входят гости - чинно, робко, а влетела точно вихрь и закружилась в танце… Все любовались красотой её движений. Искусство рождалось на глазах…
   А потом было новогоднее застолье, и мы оказались рядом.
   Не обращая внимания на восторженные взгляды и комплименты окружавших, она думала о чем-то своём. Что происходило в её душе? Что мучило?
   Личные переживания я тут же  исключила, видя, как выворачивают шеи мужчины.Но она этого даже не замечала. Когда её попросили произнести тост, процитировала печальные строки Анны Ахматовой:
     За то, что мир жесток и груб,
     За то, что Бог не спас.
  На что я ответила ей:
- Бог дал Вам талант и вдохновение. Не сетуйте. Будьте счастливы в новом году.
  - Счастье - это такое зыбкое понятие… Это всё равно, что идти к горизонту, - с грустью произнесла она.
Мы говорили ещё о многом:о душе, о вечности, о муках творчества… Она цитировала Аполинера, Блока, Тютчева, вступая с ними в полемику, И, вдруг, спохватившись, произнесла:
   - … Мысль изреченная есть ложь.
   Мы закружились в вихре праздника… и наша беседа прервалась. Я думала о том, как щедро природа одарила эту женщину. И все  переживания её , наверное, от высокой духовности. Задать прозаические вопросы, где живёт, работает, сочла неуместным.
   И вот как-то раз, случайно, я вошла во Дворец культуры и в фойе вдруг увидела ту самую “Терпсихору" ( так мысленно  назвала её тогда)  окруженную детьми разного возраста,преимущественно дошкольного. Улыбаясь, мы пошли навстречу друг другу. И тут я узнала, что работает она здесь руководителем детского танцевального ансамбля. Не однажды   я видела этот  ансамбль на самых разных сценах и пыталась представить человека, который из этих "дичков", не всегда управляемых, подверженных своим эмоциям, детским желаниям, создал вот такой слаженный коллектив, объединённый одним порывом, одной мыслью режиссёра.
  Она сказала, что наше общение было для неё полезным и запомнившимся. Я предложила продолжить нашу беседу прерванную новогодней суетой. Предварительно договорившись о встрече,  пришла к ней домой.
       Дверь распахнулась,и я увидела Маргариту, которая на руках держала малышку. Для меня это было некоторой неожиданностью. 
  - Сейчас я в декретном отпуске и постановкой танца занимаюсь с моей десятимесячной Олечкой. Когда она слышит музыку, то делает разные "па",  И тут же Оля охотно продемонстрировала мне всё то, о чем рассказала мама.
 
  - Вы здешняя?
  - Родилась в Брянске. Закончила культпросвет, потом хореографическое отделение института культуры в Орле. И вот работаю  во дворце.
     - Начинали ансамбль с нуля?
     - Да, пригласила ребят из детских садов, из  близлежащих школ… И уже через полгода коллектив - дипломант областного конкурса.
   - Потрясающе! И сколько детей в ансамбле?
   - Триста человек.
   - Фантастическая цифра! Представить себя наедине с таким количеством детей очень трудно. Вам кто-нибудь помогал?
    - Большая доля успеха принадлежит концертмейстеру. Она очень терпеливый человек. Чтобы выстроить танец, нужно репетировать по частям. Одну и ту же мелодию повторять десятки, сотни раз. И она  это делала. Я была в более выгодном положении. За этими танцевальными "кусочками" видела конечный результат, целостное произведение. Она всегда очень удивлялась, когда из нашей танцевальной "каши", из обрывков получалась  композиция.
    - Администрация тоже, конечно, помогала?
    - У меня осталось очень доброе и светлое воспоминание о директоре.Знаете, он сугубо технический человек. И потому многих шокировало его назначение. А у него был самый главный талант - талант доброжелательности.
   - И что же с ним сталось?
   - Они его "ушли". И помогали в этом те, для кого он делал много хорошего. Поистине, не делай добра… Для творческого человека важно работать в спокойной, доброжелательной атмосфере, чувствовать поддержку, искреннее, доброе отношение.
    - Абсолютно с Вами согласна.Мне довелось  жить во многих городах, но таких не подготовленных к руководящей деятельности  назначенцев, как в этом городе, не встречала.
  Вы начинали работать во времена “застоя". Это как-то отражалось на Вашем творчестве?
     - В то время престижным считалось попасть на областной концерт. Номера выбирали "сильные мира сего". Попасть туда можно было по неизвестным каналам. Первым условием для моего коллектива было показать безоблачное детство - весёлые попрыгушки, дежурные улыбки, этакие жизнерадостные пупсики на сцене. Или другая крайность:марш в пионерских галстуках. Однажды я была на семинаре и привезла интересный танец. Интересен он был пластикой, созвучен характеру песни, эмоциональности и страстности стиха. Этот танец  показался идеологической диверсией…
   - И тем не менее, я помню на смотрах Ваш коллектив всегда был в числе лауреатов…
  - Для меня признание - это когда родители видят своих детей когда-то робких, угловатых, а сейчас свободных и раскрепощенных в движениях. Когда мы выступаем, зал переполнен, и я вижу счастливые лица родителей… Ну и самая большая награда - дети, которых я делаю немного счастливее. Ведь всем женщинам природа дала красоту, но в детстве их не научили красиво двигаться….
   - Ваш ансамбль будет платным. Что вы думаете предпринять, чтобы сохранить его?
    - Меня просто бесит нынешнее отношение к искусству. На детей не должны распространяться рыночные отношения. Всё, что заложено в детстве, вернётся сторицей. Это не может  исчисляться  в денежных эквивалентах! Я с болью думаю о тех детях, которых родители уже и накормить не могут досыта… Им ли мечтать о платной хореографии?Чтобы сшить костюмы, нужны миллионы… И я должна ходить к толстосумам с протянутой рукой…
    - От культуры и духовности  нельзя требовать сиюминутной отдачи. Ведь никто не рожает детей в надежде на "чистую прибыль"и доход. Родители-все! - я это  знаю, хотят видеть детей умными, здоровыми, счастливыми. Личностями! Другой вопрос - какие возможности предоставляет государство для гармонического развития своих маленьких граждан?
      И тут маленькая Оля  напомнила о себе. Она решительно подошла к маме, обвила её шею ручонками, прижалась к ней. Так и стояли они несколько секунд, застыв от нежности друг к другу…


Рецензии

Дорогая Тина,так бывает случайная встреча остается и не терпит разлук .
Счастья вам с подругой и радуйтесь,что нашли друг друга.Спасибо!

Нинель Товани   08.04.2024 14:25     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Нинель. Но цель была несколько другая. Она обозначена в конце рассказа.

Тина Лукьянова 1   08.04.2024 15:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.