1900 - 1978 1950, 2017 2000, 2017

               
   1900-1978; 1950, 2016; 2000,2016.
Проснулся от шума ветра в деревьях возле дома и разговора в большой комнате, где спали дед Костя и баба Тоня. Мать и её сестра Маня тоже проснулись и вышли в большую комнату, Костя пошёл за ними.
Блеклый свет раннего утра еле освещал большую комнату. Дед и отец уже были одеты. – Вы чего встали?! Идите спать! – Зло блеснув чёрными глазами, прикрикнул дед. Заметив, прятавшегося за матерью Костю, улыбнулся и, взяв его за плечи, сказал – Иди, спи, мы сети вытащим и придём –
Свирепая низовка толкнула открывшуюся дверь и ворвалась в комнату. Бабушка быстро захлопнула дверь. – Идите к себе, ложитесь – Какой уже сон? – Сказала Костина мать – Ничего, ложитесь, они скоро придут –
Костя не спал и услышал, как открылась дверь, почувствовал холод ворвавшегося ветра и понял, что кто-то пришёл. Послышался сдавленный вскрик бабушки. Мать и тётя вбежали в большую комнату – Кто приходил? Что случилось? – Крикнула мать. Баба Тоня, не вытирая слёзы, сказала – Лодку ветер перевернул – Мать и Маня выбежали из дома в ночных рубашках и побежали вниз, к морю. Костя побежал за ними.
Сильный, упругий ветер толкал в левое плечо и в спину. По узкому переулку выбежали на улицу, потом ещё переулок. Внизу, пробившиеся между уже не сплошными тучами, лучи осветили серое море.
Возле их пристани стояло много людей. Мать и Маня, пробежав мимо толпы, бросились в море. Несколько мужчин и женщин силой вытащили их на берег.
            1
Сверху широкой каменной лестницы видна булыжная, базарная площадь. Она начинается у подножья лестницы. Справа от крыш торговых рядов, за зеленью старых акаций – зелёные купола большой белой церкви. За площадью и церковью – синяя вода моря.
  На булыжной площади уже стоят телеги с не распряжёнными лошадями. – Что, Костя, работа уже есть? – Он обернулся. С тяжелыми сумками, по лестнице опускалась баба Лена. В сумках глиняные кувшины с вином и молоком. Костя, молча, взял сумки.
- Костя, ты подойдёшь? – Крикнул мужик, когда они проходили мимо телег – Сейчас подойду –
  Помог мужику с далёкой деревеньки разгрузить, запряжённую двумя лошадями, телегу. Мужик, его звали Назар, проявив неожиданную щедрость – Возьми мешок картошки – Полный мешок? – Бери. У меня уродилось – Костя взял не самый большой мешок на плечо и понёс домой.
 Дома была одна бабушка. Мать с сестрой пошли к родственникам, помочь вывесить рыбу на просушку. – Ты где столько картошки взял? – Мужик дал. Я ему помог телегу разгрузить – Один в гору тащил? – Бабушка, поставь чая – Сейчас нагрею. Только без сахара. – У меня есть – Он достал из кармана кулёчек – Украл! – Тётя Лена дала, я ей сумки поднёс – Высыпал сахар из кулёчка в сахарницу – Вечером опять на базар пойдёшь? – Пойду, конечно. Мама и Маня когда придут? – Как рыбу вывесят, так и придут –
                2
 - Двух полицейских застрелил – Округлив глаза, рассказывала женщина, стоявшая за прилавком рядом с тётей Леной – Насмерть застрелил – Испуганно спросила тётя Лена – Кто его знает? Всю полицию подняли. Ищут. – Не поймают – Сказал знакомый Косте мужик. Он часто покупал у тёти Лены вино – Откуда ты знаешь, что не поймают? – Спросила тетя Лена – Он в степь ушёл или в каменоломни. Его теперь и полк не поймает – Дядя Витя, а правда, что он полицейских застрелил? – Костя, женщины они не такое расскажут – Вы сегодня не рыбалите? – Спину прихватило. Дома полежу. Лена, вина налей – Он протянул кувшин – Лечиться будешь? – Спросила тетя Лена – А что? Вино помогает – Взяв кувшин, мужик отошёл от прилавка. Костя догнал его – Дядя Витя, можно мне с вашей лодки порыбалить? – Ты придумал – Дядя Витя, я возле берега – А удочка, наживка? У меня есть, я с берега ловить хотел – Ладно. Только далеко не заплывать! –
   Костя быстро столкнул лодку в воду. Когда проплывал рядом с лодкой, стоявшей дальше других от берега, увидел, лежавшего на дне лодки человека. Ему было лет тридцать, светлые волосы. Синие глаза спокойно и внимательно смотрели на Костю. Человек поднёс палец к губам и поманил рукой. Костя прижал борт к борту большой шлюпки.
  Правый рукав серой куртки, лежавшего на досках днища человека, был тёмным от крови, и на досках была кровь. Костя оглянулся, корпуса больших шлюпок закрывали их от глаз людей на берегу. – Это ты полицейских пострелял? – Раненный, глядя в глаза Кости, спокойно сказал – Я пострелял – Тебя по всему городу ищут – Ты мне поможешь? – Помогу – Залезь в лодку сними с меня куртку и перевяжи –
   Костя начал снимать куртку, револьвер выпал из кармана и глухо ударил по днищу, Костя испуганно смотрел на него – Ты не пугайся, достань из кармана второй и патроны, и в сумку положи. - Костя,  первый раз в жизни взяв в руки оружие, почувствовал приятную тяжесть и улыбнулся. Раненный заметив это, улыбнулся сквозь боль и сказал – О, ты наш парень. Тебя как зовут? – Костя – Я – Жора. Второй доставай и нож достань.… Отрежь подкладку и перетягивай изо всей силы…. Крепко, крепко затягивай…. Молодец. Кость не задело, заживёт. – Что дальше будем делать? – Спрятаться мне, где то надо. Ты где живёшь? С кем? – У меня – бабушка, мама, тётя – Слушай, я заплачу. Много заплачу – Женщины испугаются – Так им ничего не будет – Костя задумался и сказал – Жора, у тебя деньги наверно размокли – Не размокли. Смотри. – Он достал из под себя туго затянутый брезентовый мешок. Развязал и высыпал на днище лодки пачки бумажных денег и, весело заблестевшие в лучах утреннего солнца, золотые монеты. – Третья часть твоя. На жизнь хватит? – Хватит. Давай в мою лодку переберёмся –
    Костя сел за вёсла и быстрыми гребками погнал лодку, держась подальше от берега.
  По берегу уже прогуливались мужчины в сюртуках и женщины в дорогих платьях и с красивыми причёсками. – Куда плывём? – С улыбкой, показавшей золотые фиксы, спросил Жора – За пляжем в камышах есть местечко. Я лодку поставлю и за тобой приду – Костя, я на бульвар хочу. Смотри, какие бабы – Ты голову не высовуй – Ладно. Буду на небо смотреть –
  К берегу, густо заросшему камышом, подплыть на лодке можно было только по глубокой протоке. Осторожно, стараясь не оставлять следов, раздвигали камыш, пока не подплыли к твердой земле. Выше начинался густой, непролазный кустарник. Костя провёл Жору к поляне под большой акацией – Здесь меня жди. –
               

- Бабушка, мне человека от полиции надо спрятать – С ума сошёл! – Бабушка, он заплатит – Ты знаешь, что будет, если его у нас найдут? – Не найдут – Он уйдёт, когда рана заживёт – Баба Тоня села на скамейку – Не дашь ты до смерти спокойно дожить – Бабушка, всё хорошо будет, у него рана неглубокая, он быстро поправится – Ещё и кормить его придётся – Он деньги даст, много денег. Мы его в сарае, где сети лежат, поселим. Ты своей мазью полечишь, рана быстро заживёт – Крови много потерял? – Не знаю – Где он? – Ночью приведу –
  Крови Жора всё-таки много потерял. Когда поднимались, несколько раз садился на землю, голова кружилась
                3
   - Ты этого мужика видела? – Видела – Какой из себя? – Мужик как мужик. Маня, что ты пристала? Пойди, посмотри. – Как я пойду? – Сейчас мать ему еду понесёт, а ты поможешь – Ты ведь помогала – У меня рука болит – Он белый или чёрный? – Волосы светлые, глаза синие – Маша, ты где? – Послышался голос матери – Мама, у меня рука болит. Маня поможет – Баба Тоня пристально посмотрела на дочерей и сказала – Иди сумку возьми – Худенькая, стройная Маня еле подняла кошелку – Мама, что ты наложила? – Одежда, от Михаила осталась –
   Жора сидел в сарайчике, напротив раскрытой двери. Увидев женщин, встал и, сделав несколько шагов, взял сумку из рук Мани. Их руки встретились. Маня покраснела, Жора, не отрываясь, смотрел на неё – Маня, что ты стоишь? Ставь кастрюли на стол. Тарелки чистые поставь. Грязные в кошелку  - Командовала мать сердитым голосом.
  Когда они шли по тропинке к дому, Маня чувствовала, что он смотрит на неё, ей очень хотелось обернуться, увидеть синие глаза. Она не обернулась.
   Мать села на скамейку у стола – Что понравился? – Маня покраснела и опустила голову – Разбойник он – Маня молчала.
   Когда мать ушла, Маня подошла к окошку, из которого был виден сарайчик, в котором раньше хранили сети, а теперь жил Жора.
  -  Бабушка, дай бутылку вина – Ты что придумал? – Я вчера у дяди Вити лодку брал, и сегодня хочу взять – У тебя в голове море, лодки. Море страсть. Море погибель – Бабушка, мы на море живём – Сколько жизней это море забрало! – На земле тоже гибнут – Море страсть. Море погибель. – Бабушка, я осторожно. - Вам говори, не говори…. Возьми в шкафу. –
  Разговоры о море, в котором гибнут люди, Костя слышал с детства, и с детства знал, что когда вырастет, будет по морю плавать.
На базаре дяди Вити не было, пришлось идти на окраину города.
 Небольшой, старый домик под, очень давно бывшей красного цвета, черепицей, был тщательно выбелен. Калитка в каменном, тоже недавно выбеленном заборе, радовала глаз светло-зелёным цветом. Над забором зелёные ветви вишни. Костя постучал, несколько раз гавкнула большая собака. – Кто там? – Дядя Витя, это я Костя –
  - Здравствуйте. Как здоровье? – Та болит. Молодец, что пришёл. Заходи.
  Виноградные лозы лежали на деревянных решётках.   Небольшой, вымощенный кирпичом дворик, был в тени виноградных листьев. Кое где, сквозь листья, было видно небо. На столике возле крыльца стояли кувшин и чашка – Костя, присаживайся. Сейчас выпьем вина – Дядь Витя, я вина принёс. А пить мне нельзя. Мать с бабкой как начнут…. – Скажешь, у дяди Вити был. Они меня знают, я с твоим дедом дружил. Скажешь, не мог отказаться – Костя отхлебнул из стакана – Хорошее вино, баба Тоня такое делает. – Её твой дед научил. Греки вино делать умеют – Дядь Вить, а я грек или русский? – Дед твой чистый грек был. Давай за него выпьем – Выпили – Дядь Вить, я насчёт лодки пришёл. Хочу бычков половить. – Бери, лови. Я её продавать буду – Костя, недолго подумав, сказал – Давайте я её куплю – Откуда у тебя деньги? – Мать купит или баба Тоня. Я её на наш причал перегоню – Договоришься, подходи –
   - Зачем тебе эта лодка? – Я её на наш причал перегоню – Баба Тоня всплеснула руками, – Какой от неё прок? Зачем на неё деньги тратить? – Деньги Жора даст – Жора даст! – Он то, что обещал, отдаст –
 Жора сидел на табуретке напротив распахнутой двери, смотрел на море. Поздоровались. – Смотрю, вот, на море – У вас тоже море из дома видно? – У нас хата не на горе, надо по улице пройти. Последнюю хату проходишь, и сразу море во всю ширь. У вас землю на той стороне видно. У нас до той стороны плыть и плыть – Ты давно дома не был? – Давно. Не знаю, кто жив, кто помер. Ещё недельку поживу у вас и в Херсонскую губернию – На корабле поплывёшь? – Хорошо бы на корабле, по Чёрному морю – Они долго молчали, глядя на море – Жора, я хочу лодку купить – Что за лодку? Зачем? – Лодку, на которой мы плыли – Это правильно – Денег нет – Так я дам…. Нам с тобой насчёт денег надо поговорить. – Жора встал, закрыл дверь сарайчика – То, что я тебе скажу, только мы с тобой должны знать… - Он замолчал, глядя Косте в глаза. Резко спросил – Ты понял? – Понял – Никогда, никому , ни одного слова. Ты знаешь, что за длинный язык бывает? – В синих глазах Жоры была беспощадная злоба. У Кости по спине пошёл холод. Ему стало очень страшно. Жора это понял, и уже мягче сказал – Я ваше уже приготовил. Ты бабке всё отдашь? – Конечно всё – Жора понимающе покачал головой – Отдать семье это правильно…. Ты сам как жить будешь – Не знаю. Учиться буду – Учиться надо. Я в деревушке вырос. С одной стороны море, с другой степь. Землю пахали. Я с самого детства работал. Землю копал, стойло чистил, с волами управляться умел. Школа была в большом селе. Минут двадцать ходьбы. Село большое. Даже не село – маленький городок. Банк, почта, железная дорога, ресторан и трактиры. В центре большая церковь, большие дома богатых людей. Подружился с Витькой. Сергей, Витькин брат, пять лет в одесской тюрьме отсидел. Родители на железной дороге работали. Я у них дома часто бывал…. Ты слушаешь? – Слушаю, конечно – Устал говорить. Вина принеси –                Баба Тоня, молча, дала кувшин.
  Жора выпил и спросил – Тебе интересно слушать? – Интересно. Ты дальше рассказывай – Дальше…. Дальше дом у нас сгорел, со скотины одна корова осталась. Родственники приютили – У вас большая семья была? – Я, бабка и мать с отцом. Новую хату надо строить, денег нет. Мать с бабкой плачут. Отец пить начал – Жора налил чашку вина – Выпей – Бабка с матерью как начнут…. – Ничего, ты деньги и золото принесёшь… - Он замолчал, потом неожиданно спросил – У Мани парень есть? – Нет у неё никого - …. Мать плачет, бабка плачет, отец пьёт. Сергей, Витьки товарища брат, говорит – Ты, что всю жизнь в нищете жить будешь? – Я говорю – А что я могу сделать? – Переломай судьбу – Как её переломаешь? – Поставь всё на кон – Что я могу поставить? – Жизнь, свободу – Как я жизнь и свободу поставлю? – Дело надо сделать. Хороший куш взять – Украсть? – Украсть, ограбить – Я испугался, услышав такие слова. Он это понял по моему лицу – Боишься? – Боюсь – Это нормально. В начале бояться можно. Когда всё решили, бояться нельзя – Мне его слова понравились. Страх прошёл. Говорю  - Согласен – На что ты согласен? – Жизнь на кон поставить хочу – Он весело рассмеялся и сказал – Посмотрим – Жора замолчал, к чему то, прислушиваясь – У вас получилось? – Получилось. Я никогда в жизни так не радовался – Денег было много – Деньги понятно. Деньги это деньги. Радовался тому, что изменил судьбу. Схватился с судьбой и изменил её…. – Жора неожиданно замолчал, прислушался – Костя, за теми кустами кто-то есть – Костя побежал к кустам – Маня, ты что здесь делаешь? – Маня испуганно смотрела на Костю – Маня, иди сюда – Мягким голосом позвал Жора – Маня зашла в сарай – Зачем ты подслушивала? – Не отрывая взгляда от покрасневшего лица Мани, спросил Жора – Мать послала, суп вам отнести – Ты подслушивала? – Я нечаянно – Жора громко рассмеялся – Ладно. Давай суп – Жора продолжал неотрывно смотреть на Маню – Она под его взглядом опять покраснела – Маня, ты где? – Послышался громкий голос бабушки – Маня пошла на голос матери – Жора, что дальше было? – Я почти всё матери отдал, себе чуть-чуть оставил. Отец пил. Кое-как отстроились, хозяйство завели. На деньги, что я дал, можно было десяток коров завести. Отец пил сильно. Сейчас одна мать осталась…. А может и матери нет. Я давно дома не был. Разливай, что осталось - … Я к чему тебе это всё рассказал…. Денег много. Ты все не отдавай – Костя опешил – Это мои…. Мать, бабка, сёстры. Я на лодку оставлю, остальные отдам – Половину оставь – Увидев растерянность Кости, сказал – Хотя бы треть – Треть оставлю –
  Костя купил лодку. Перегнал на причал, где стояли лодки артели. Когда перегонял, пришла в голову мысль, поставить на лодку парус. Сразу начал представлять, как ветер наполнит парус, как выгнется мачта, а он будет сидеть на корме, управлять рулевым веслом. Причалив лодку, подошёл к деду Дмитрию, старому товарищу деда. Поздоровался - Что за лодка? - Купил, дядя Дмитрий. Хочу на неё парус поставить - Зачем тебе парус? - ... Под парусом.... красиво - Дед Дмитрий рассмеялся всем своим большим телом - Красиво, конечно. Только маловата лодка - А мы парус небольшой поставим - Костя, баловство это - Дядя Митя, помогите парус приладить, я заплачу - Костя, ты мне про деньги не говори, я с твоим дедом с детства дружил. Помогу. -
Жора возился с разложенной на полу старой сетью - Жора, ты сети чинить умеешь! - Возле моря вырос - Жора отбросил сеть к стене - Проходи, я всё приготовил - Он поставил на земляной пол два мешка - Этот большой - бабе Тоне. Это твой, его надо надёжно спрятать - Мне на лодку надо - Здесь бумажные деньги и золотые червонцы - Я на парус возьму - Какой ещё парус? - Я на свою лодку хочу парус поставить - Хочешь - ставь. Ты, главное, тайник надёжный сделай - В землю закопаю да и всё - И бумажки закопаешь? - ... Бумажки намокнуть могут - Могут. Отдельно бумажки и золото прячь - Костя стоял в растерянности. Жоре пришлось долго и подробно рассказывать, как делаются хованки. - Жора, откуда ты это знаешь? - Люди рассказали, и ещё рассказали, что больше палятся не когда дело делают, а потом, когда тратить начинают... - Жора замолчал и приложил палец к губам. В дверь тихонько постучали. Жора свирепо посмотрел на Костю и достал из под вороха сетей револьвер - Костя, ты здесь? - Послышался голос Марьи. Жора спрятал револьвер, Костя открыл дверь.
Лучи, стоявшего над морем солнца, осветили полумрак сарая. Из за плеча высокой Марьи выглядывала худенькая, черноволосая Маня - Здравствуйте - Прикрываясь рукой от солнца и глядя в испуганные глаза Мани, поздоровался Жора - Мама, что случилось? - Испуганно спросил Костя - Люди говорят, война началась - Может брехня? - Не брехня - Брехня не брехня, дальше ясно будет. Заходите. Чего на пороге стоять? - Пригласил Жора. Он опасался привлечь внимание соседей.
Сели за старый, отремонтированный Жорой стол - Костя, позови бабушку - Скомандовал Жора - Мать у плиты готовит - Удивлённо сказала Марья - Надо чтоб она здесь была - Когда Костя и баба Тоня пришли, Жора расстелил на земляном полу кусок парусины. Принёс полотняный мешок и высыпал всё что было в мешке на белую парусину.
Лучи, высоко стоявшего над морем солнца, заблестели на рассыпавшихся по белой парусине золотых монетах, осветили пачки бумажных денег. Баба Тоня бухнулась на табуретку и положила руку на грудь. - Это ваше - Баба Тоня и Марья смотрели на, сейчас потускневшие, ставшие тёмными монеты, солнце спряталось за облака. Маня и Жора смотрели друг на друга. Костя смотрел на море, представлял, как будет плыть по нему под парусом своей лодки.
 Жора с трудом оторвал взгляд от Мани и сказал - Теперь это ваше. Несите домой и хорошо спрячьте - Костя завернул золото и деньги в парусину, в руку и ушёл с Марьей и бабой Тоней. Маня и Жора остались вдвоём.
На базаре пьяных было больше чем обычно и все говорили о войне. На досках базарных рядов  наклеены фиолетового цвета листовки - Государь император величайше соизволил призвать на службу.... Каждый, прочитав, начинал думать, кого из знакомых и родственников призовут. Некоторые сразу понимали, что им придётся воевать и может быть умереть. Женщины думали о мужьях, детях и внуках. Какой страшной будет эта война не знал никто.
  Жора, узнав о войне немного успокоился, теперь полиции будет не до налётчиков.
 С порога сарая был хорошо виден пролив - Маня, что за корабль? - В Чёрное море плывёт - В Турцию? - Может в Турцию, может в Херсон или Одессу. Их здесь таможенники и врачи осматривают, документы проверяют - Жора задумался и спросил - Они пассажиров берут? - Если хорошо заплатить, возьмут. А почему ты спрашиваешь? - Хочу на таком корабле тебя в Херсон отвезти - Маня испуганно посмотрела на него - Кто я тебе такая? - Я хочу что бы ты всегда была со мной - Я в семье живу - У нас будет наша семья - Я боюсь - Ты сказала что любишь меня - Люблю - Значит пойдём всё скажем матери -
Баба Таня варила варенье в летней кухне. Маня спряталась за спиной Жоры. - Мы с Маней решили пожениться - Спокойно глядя на бабу Тоню, сказал Жора - Баба Тоня сначала замерла с поварёшкой в руке, потом села на лавку. - Тебя полиция ищет - ты свататься пришёл - Уже не ищет, им сейчас не до меня. Хотим в Херсон уехать - Вам в церкви венчаться нужно. У нас в роду иначе не было. Никогда не было - Мне нельзя на людях появляться - Не знаю ничего. В церковь идите - Жора сразу спросил - У вас священник знакомый есть? - Отец Василий. Он Марью венчал - Поговорите с ним - Жора протянул бабе Тоне толстую пачку денег. Баба Тоня положила деньги в карман фартука - Сейчас к отцу Василию пойду -
Жору и Тоню обвенчали при закрытых дверях церкви, стоявшшшей на склоне горы, недалеко от Маниного дома. На венчании, кроме нооовобрачных, были баба Тоня, Марья и Костя.
Жора и Маня сидели во главе длинного дубового стола, много лет стоявшего в большой комнате. В семье этту комнату называли зал. Стол был заставлен чашками и тарелками. Женщины почти не спали в эту ночь.
 Баба Тоня встала с кружкой в руках - Пожелаем счастья и выпьем за молодых - Все встали, выпили. Баба Тоня заплакала, Марья обняла её и тоже заплакала. Костя удивлённо смотрел на них - Чего они плачут? Маня счастливая. Жора улыбается. Я его таким никогда не видел - Слёзы у женщин быстро высохли. Мать позвала Костю - Пошли поможешь - Костя удивился и пошёл за матерью на кухню. Мать подняла скатерть на столе - Доставай - Костя нагнулся. Под столом стоял ящик с трубой - Мама, это грамофон? - Грамофон. Доставай, неси в зал - Мама, откуда он взялся? - Вчера купили, и две пластинки купили. Больше не было -
Марья покрутила ручку и осторожно поставила на пластинку планку звукоснимателя. Послышался треск, потом великолепный бас пропел - Из за острова на стрежень, на простор волны речной... - Баба Тоня от неожиданности шлёпнулась на табуретку, вызвав громкий смех.
Ещё долго разговаривали. Жора рассказал про свою деревеньку около Херсона - А вдруг немцы Херсон захватят? - Спросил Костя - Жора нахмурился - Ты знаешь сколько им до Херсона пройти нужно? - Костя пожал плечами - Долго им идти. А наши по ходу их убивать будут - А если они на кораблях поплывут? - На кораблях могут, у них с немцами дружба. Ладно, посмотрим -
Как толллько первые лучи солнца осветили воду пролива, Жора вышел во двор и стал смотреть на большой корабль, ставший на рейде напротив их дома - Что ты всё на корабли смотришь? - Став рядом с ним, спросила Маня - Хочу на таком корабле тебя в Херсон привезти - Хорошо бы.... Муж Лены, моей подруги в карантине врачом работает - Ну и что? - Он на лодке подплывает, такие корабли осматривает - Таможеник? - Он врач. Он может договориться что бы нас на корабль взяли. Только заплатить придётся - Заплатим. Пошли к твоей Лене - Я сама схожу - Маня вернулась в полдень. - Тебе надо самому с Иваном Кузьмичём поговорить - Кто такой Иван Кузьмич? - Ленын муж. Он может тебе паспорт сделать - Так пусть сделает. Я заплачу - Тебе надо с ним поговорить - Пошли - Они завтра в гости к нам придут -
Худощавый, улыбающийся Иван Кузьмич был старше жены лет на десять, не меньше. Лицо у него было полное, добродушное, но светло серые глаза смотрели остро, проницательно. Жоре приходилось иметь дело с такими людьми. Они сразу поняли друг друга.
- Хорошо готовить кефаль только греки умеют - В восторге сказал Иван Кузьмич, попробовав потушенную бабой Тоней кефаль - И вино лучше греков никто не делает - Поддержал нового знакомого Жора. Женщины счастливо заулыбались.
Разговор, конечно, сразу зашёл о войне - Немцы прут, у них преимущество в артилерии. У нас потери огромные - Рассказывал Иван Кузьмич - Задавят немцы? - Не задавят, наши тоже их валят. - Выдохнутся немцы? - Выдохнутся, у нас резерва больше - Давайте Иван Кузьмич за нашу победу - Хороший тост! Женщины тоже должны выпить - Жора налил женщинам по пол кружки. Выпили разом. Когда ставили кружки, с моря донёсся мощный гудок. Жора и Иван Кузьмич посмотрели друг на друга и перевели взгляд на море. Большой корабль бросал якорь напротив их дома - Это ( Иртыш), сразу понял Иван Кузьмич - Куда плывёт? - В Херсон - Мне в Херсон надо - Иван Кузьмич внимательно посмотрел на Жору и спросил - Как у вас с документами? - Маня, поняв, что начался серьёзный разговор, сказала. - Мы к маме пойдём - Когда они ушли, Жора сразу ответил на вопрос - Нет документов - Как же без документов? - Деньги есть - Это дорого. Вам нужен паспорт и справка об освобождении от службы по болезни - Деньги есть - Я переговорю - Ещё нужен документ, что мы с Маней муж и жена - Сделаем. Всё сделаем. Я завтра переговорю, после завтра сообщу вам о необходимой сумме - Понятно -
На борт ( Иртыша) Жора и Маня приплыли на паровом катере - таможни.
Оставив вещи в каюте вышли на палубу. Маня сразу нашла глазами сарайчик для сетей, дом был закрыт деревьями - Жора, смотри! - Вижу. Твоя мать и Марья, а Костя где? - Наверно из за деревьев не видно -                Корабль загудел. Маленькая лодка под парусом подплыла к борту( Иртыша). В лодке сидел один человек - Костя! Это Костя!  - Закричала Маня - Костя помахал рукой и крикнул - Счастливо доплыть - Лодка отвернула от судна и поплыла к берегу. - Когда он успел парус поставить? - Удивилась Маня - Захотел и поставил. Он ещё много чего сможет в своей жизни -







 
            
 


Рецензии