О новом фильме про гардемаринов
И в последней своей передаче, которую я увидел, была она пару недель назад, он камня на камне не оставил от творения вроде заслуженного российского режиссера Светланы Дружининой. Правда, Дружининой уже 87 лет, видимо, понадобились деньги для жизни, ведь её надежда на старости сын покончил с собой, а мужу оператору тоже много лет, и она решила тряхнуть стариной, тем более , что министерство обороны выделила на фильм немалые деньги – 370 миллионов рублей.
Если для своих первых серий про гардемаринов она использовала повесть мало известной писательницы, но для последних решила написать сценарий сама. Но, видимо, старость подвела, и столько всевозможных ляпов и в исторических событиях, личности героев и их одеяния, не соответствующего тому времени, наберется на несколько полноценных заметок. Но я остановлюсь лишь на тех, что подметил и рассказал о них Клим Жуков.
Вообще он выделяется своей манерой ведения бесед. Если историк Егор Яковлев, автор передачи «Цифровая история», манерно интеллигентен, то Клим позволяет себе назвать ягодицы ж…й, женскую грудь большого объема сиськами и т.п. Но откровенного мата в его передачах нет.
Но вернемся к его последней беседе.
5 октября в широкий прокат вышла картина Светланы Дружининой «Гардемарины 1787. Мир» — четвёртая часть грандиозной франшизы, начатой ещё в 1988 г. фильмом «Гардемарины, вперёд!». И по совместительству — первая часть дилогии, посвящённой событиям 1787 г. Вторая должна выйти в середине ноября под названием «Гардемарины 1787. Война».
36 лет назад, насмотревшись на приключения Белова, Корсакова и Оленева, мальчишки во дворах вдохновенно голосили: «Не вешать нос, гардемарины!» Девочки же вздыхали под чарующую «Ланфрен-ланфра». Трое из Навигацкой школы властно и всерьёз подвинули героев Дюма. Появилась надежда, что у нас появится классная или хотя бы просто нестыдная, а главное, своя, родная сага в стиле «плаща и шпаги». Неудивительно, что продолжения после такого фурора ожидали с нетерпением и надеждой. Впрочем, после второго и третьего фильмов нетерпения и надежды как-то поубавилось...
Первые минуты новой картины приводят в восторг не только красотой и богатством видеоряда, но и впечатляющей исторической достоверностью — Екатерина II в исполнении Кристины Орбакайте нюхает табак. Как это делала и реальная российская императрица, большая любительница «заморского зелья». Причём брала она табак именно что левой рукой — правая предназначалась для поцелуев придворных и должна была благоухать тонким парфюмом, а не табачным перегаром. Правда, худосочная Орбакайте совсем не похожа на пышнотелую Екатерину в те годы, когда разворачиваются события в фильме.
Однако то, что происходит на экране в ближайшие два часа, наводит на крамольную мысль — наверное, какие-то негодяи подмешали императрице в табак гораздо более сильное, прямо-таки термоядерное зелье. Не исключено, что доставленное из Колумбии. Потому что именно так мог бы интерпретировать события 1787 года насквозь прококаиненный мозг, отрицающий физические законы пространства и времени, причудливо мешающий реальность с видениями, а здравый смысл — с бредом.
В общем, та самая понюшка табаку уводит нас в мир галлюцинаций Екатерины II. Причём экранная императрица с ходу задаёт своему бреду очень высокую планку. Она заявляет, что умер австрийский император, и Европе грозит большая война.
Сударыня, у вас паническая атака. Ваш венценосный собрат, император Иосиф II, умрёт лишь три года спустя. А пока он жив-здоров и находится под очень большим впечатлением от вашей общей поездки в Новороссию и Крым, которая началась 2 января, а закончилась 11 июля 1787 года. То есть, судя по летней картинке на экране, буквально на днях.
Впрочем, беспокоит императрицу не столько война, сколько её репутация. Она потрясает письмом из Италии, в котором говорится о художествах некоего Алексея Бобринского. Его послали в Европу учиться, а он вместо этого пьёт, якшается с подонками и шлюхами, играет в карты, да так, что проигрывается вдребезги — в частности, шулерам уходит фамильный перстень и крест с драгоценными камнями. Он закатывает истерику: «Русскому человеку без креста нельзя!» Взамен за крест предлагает горы золота и свои награды, а получив отказ, пытается застрелиться. Но ему мешают, и пуля пробивает феску официального турецкого лица. Скандал! И скандал, порочащий Екатерину. Оказывается, этот Бобринский — её незаконнорожденный сын, и оскорблённые турки могут опорочить русскую императрицу на всю Европу!
А вот это уже та самая гремучая смесь реальности и бреда.
Да, Алексей Бобринский — незаконнорожденный сын Екатерины II и её фаворита Григория Орлова. И он действительно тогда был в Европе. Но поехал туда не учиться. Наоборот, это была поощрительная поездка самых лучших выпускников Сухопутного кадетского корпуса. В 1782-1783 гг. эти выпускники путешествовали по России, а в 1783-1787 гг. — по Европе.
Самое любопытное, что тайна происхождения Бобринского была секретом Полишинеля. Во всяком случае, русская провинция встречала его так, будто он цесаревич и законный наследник престола, а не поручик, едва выпущенный из корпуса. В Европе тоже об этом знали отлично, так что «опозорить» Екатерину внебрачной связью не получилось бы, хоть ты тресни.
Играл ли он в карты? Да, Бобринский жил в основном в Париже, знался с авантюристом и шулером маркизом Вертильяком и действительно наделал много долгов.
Бывал ли в Италии? Да, например, в конце 1786 года выезжал из Парижа в Венецию, где был принят на высшем уровне, как и полагается бастарду царских кровей.
Были ли у него крест с драгоценными камнями, фамильный перстень и награды? Были. Откуда мы это знаем? А оттуда, что Бобринский их не проигрывал никогда. Напротив, помня о своей пагубной страсти, он перед поездкой в Италию оставил их в русском посольстве в Париже. В Российском Государственном архиве древних актов хранится опись всех этих предметов, возвращённых Бобринскому в 1787 году.
Похищали Бобринского с целью шантажа и выкупа? Нет — это панические атаки после понюшки табака.
Но могли хотя бы, угрожая его жизни, требовать удаления с острова Мальта русской эскадры под предводительством героя Чесменского сражения, графа Алексея Орлова?
Только в бреду. В 1787 году Алексей Орлов-Чесменский пребывал в отставке уже 12 лет. Он жил в Москве, женился, рано овдовел, воспитывал дочь и занимался разведением лошадей. Орловские рысаки — о них хоть краем уха слышали все.
Но это в реальности. А в галлюцинациях экранной Екатерины Алексей Орлов в 1787 году как раз на Мальте. Он радушно встречает престарелых гардемаринов и активно готовится к празднованию Дня Святого Иоанна Крестителя, покровителя Суверенного Военного Ордена Госпитальеров Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты. День этот отмечается 24 июня.
Стоп. Мы же помним, что Екатерина вернулась из путешествия в Крым только 11 июля. Предположим, она посылает гардемаринов в Европу «вернуть своего оболтуса» уже 12 июля. И как это они могли попасть на Мальту к тамошнему празднеству, которое состоялось почти три недели назад?
Машины времени у экранной Екатерины точно нет. Значит, продолжаются её галлюцинации. И не просто продолжаются — усиливаются. Экранный Алексей Орлов-Чесменский повторяет бред о недавно умершем австрийском императоре и добавляет кое-что от себя: «Сейчас эти три оборзевшие сучки — Австрия, Британия и Франция — накинутся на Россию...»
Оставим в стороне столь изысканную манеру графа выражаться. И просто напомним, что в реальном 1787 году австрийский император Иосиф II жив-здоров. Более того — в предстоящей войне именно Австрия под предводительством своего императора выступит союзницей России против Турции.
Дальше, впрочем, уже не так интересно. Видимо, действие понюшки то ли ослабело, то ли просто отвлекло затуманенное сознание на другие вещи. Например, на исполнение «Ланфрен-ланфра» под балалайку и клавикорды прямо на борту шхуны. Или на флешбеки, отправляющие во времена первого и второго фильмов о гардемаринах. Или на хипстерские фантазии — почему-то почти все мужчины в 1787 году поголовно носят бороды разной степени запущенности, хотя в реальности мода была диаметрально противоположной...
В принципе, хватит уже сказанного. Попробуйте представить, что кино о Великой Отечественной войне начинается со сцены, где Сталин, аутентично раскуривая трубку, внезапно заявляет: «Уинстон Черчилль умер, и теперь три озверевшие сучки — Англия, США и Германия — набросятся на Россию...» Тут же поднимется крик, что это бред, кощунство и прямая фальсификация истории. Но почему такое насилие над историей и реальностью возможно в кино о начале войны 1787-1791 гг., по итогам которой за Россией закрепился не только присоединённый в 1783 году Крым, но и всё Северное Причерноморье?
Наверное, лишь по той причине, что в нюхательный табак экранной Екатерины действительно подмешали что-то скверное, и сам фильм стал фантазией на тему её галлюцинаций. Остаётся надежда, что хотя бы во второй части картины Екатерина Великая не будет нюхать табак.
Посмотрел эту передачу Клима Жукова и решил поискать в интернете мнения других людей об этом фильме. А что я нашел, привожу ниже. Правда, не указываю авторов, хотя мог бы. Но это важно ли, если все это неизвестные люди, высказавшие свое мнение о фильме. Итак, первый комментарий.
С удивлением смотрел сие в кинотеатре. Первые 15 минут я думал, что может я чего-то не понимаю? Актеры не играют вообще. Актеров известных много. Как они умудрились так отвратительно не играть? Домагаров и Лазарев отработали нормально.
Харатьян карикатурен, Боярский похож на старого облезлого кота Базилио. Песни взяли из старых фильмов, новые поленились написать. Смотрится как убогая карикатура, которую снял прыщавый школьник, выросший на компьютерных играх. Когда главный герой, который бежит из тюрьмы через какую-то пещеру, пытается со страшным криком выломать решетку, когда справа и слева от решетки свободный проход и ничего не мешает просто пройти там - вызывает сомнение в психическом состоянии режиссера и сценариста. В данном случае - это одно лицо. Светлана Дружинина играет, видимо, в одной лиге с Байденем уже. Правильно Жигунов и Лютаева отказались сниматься в этом убогом пасквиле. Мокрый сон старого Дуремара должен этот фильм называться. Вернее Дуремарихи. Если у вас все в порядке с головой - смотреть не рекомендую.
А это второй комментарий:
Недавно побывал на премьере Гардемарины 1787. Потрясающий фильм, потрясающий невероятным уровнем примитивизма и деградации когда-то знаменитой троицы курсантов (если не учитывать еще и замену актеров во 2-3 частях).
«Гардемарины, вперед!» – фильм моего детства и юности, без него конец 80-х был бы иным для многих романтиков. Сравниваю я именно с первым фильмом, потому что новая дилогия - попытка не просто соединить все части и персонажей, но еще и странное желание выехать на романтике оригинального первого фильма. Продолжение любимой киноистории, спустя 30 лет – событие, которого ждешь и надеешься, что удастся окунуться в далекие уже переживания, узнать о судьбе любимых героев. Судя по кадрам со съемок и трейлерам, фильм не дотягивал по качеству даже до третьей части, но что сняли такое безобразие, я и представить не мог. С первой же сцены во дворце все стало ясно. Игра Орбакайте все время призывала к словам: «стоп, снято». Никакого погружения, как будто сидишь на спектакле самодеятельности. А дальше я не успевал округлять глаза и спрашивать жену: «ты видишь то же, что и я? Это гардемарины? Да ладно…».
Уважаю С. Дружинину как актрису и как режиссера, но неужели нельзя было найти хорошего сценариста, если таковые водятся в России? Зачем брать на себя эту роль? Для хорошего сценария нужен сильный текст, желательно книга, либо сценарий, написанный профессионалами. Фильм смотрится как надерганные, неровные, сырые сцены, плохо связанные, разорванные, частью затянутые, лишние, глупые, бездарно сыгранные. Нет атмосферы, целостного ощущения, единого потока событий и чувств.
Зачем брать 1787 г.? Только из-за Крыма? Или из-за возраста актеров? В 18 веке было достаточно интересных событий и без войны, зачем обязательно все вести к баталии, как в «Гардемарины – 3»? Ведь первый фильм не о войне, он о любви, молодости, интригах, дипломатии, тайной канцелярии, заговоре, и он самый удачный. А в новом фильме, даже в мирное время, в тех же условиях ничего интересного не происходит. Я уверен, что вторая серия 1787 Война не сможет ничего изменить, потому что экшн-сцены - это всего лишь фон, не в них смысл, гардемарины - не плоский боевик.
А это третий комментарий, написанный женщиной:
Не собиралась смотреть вообще этот фильм. Но, конечно, любопытство взяло свое. Да и уважение к таланту Дружининой не пропьешь. Не ожидала никакого "вау", но и не думала, что будет откровенно плохое кино. Звездный состав ситуацию не исправил. А местами даже и усугубил.
Была лишь одна сцена, которая тронула мое сердце и заставила всплакнуть. Лишь один момент, который я отмечу, как красивый и положительный. Это встреча друзей (Харатьяна и и Домогарова) на корабле. Очень хорошо сыграно! Трогательно, мощно, но на этом все.
А вот откровенно плохих и странных моментов было просто валом.
Далее предоставлю слово более известным людям.
Светлана Дружинина представила в Москве новый фильм «Гардемарины 1787.Мир». Картиной остались довольны многие, но не все. В числе критиков картины – Сергей Жигунов, который в оригинальной киноленте сыграл Александра Белова. Он рассказал журналистам, что не так с продолжением и объяснил, почему не вернулся на съемочную площадку.
Фильм Светланы Дружининой "Гардемарины 1787.Мир" вышел в российский кинопрокат. Режиссер преисполнена оптимизма – картина прямое продолжение оригинальной киноленты с новыми героями и повесткой, актуальной для нашего времени – Крым, Екатерина Великая, враги с запада – все патриотично и скреподержательно.
Отмечу: далеко не все зрители разделяют восторг Дружининой. Некоторые граждане, посмотрев трейлер, остались недовольны тем, что гардемарины слишком сильно постарели и уже не смахивают на бравых воинов.
«Про гардемаринов...это как раз тот случай, когда хлещут мертвую лошадь. Больно и неприятно на это смотреть. Дружининой далеко за 80. Что человек в таком маразме может снять внятного? Но за госбюджет, вполне можно....», - отметила читательница «Киноамнезии» под ником Татьяна М.
К слову, в числе критиков не только простые зрители, но и звезды отечественного кино. Свое мнение о продолжение уже выразил Сергей Жигунов, который сыграл Александра Белова в оригинальной киноленте.
Отмечу: между Дружининой и Жигуновым давно пробежала черная кошка. Конфликт настолько обострился, что в 2020 году актер попросил убрать свое имя из титров «Гардемарины, вперёд!».
На такой шаг он пошел после того, как узнал, что Дружинина, никого не предупредив, сняла с роли Владимира Шевелькова.
«Потом мы его встретили, когда уже готовились к съемкам, шли с тренировки. Оказалось, что он отращивал длинные волосы, и было понятно, что он ждет съемок. Ему никто не звонил, никто ему ничего не сказал», — приводит «Газета.ру» слова Жигунов
Актера настолько обуревал праведный гнев, что он отказался озвучивать Белова во второй части фильма. На продолжении он поставил крест.
Дружинина тогда отметила: «Я не знаю Сергея Жигунова. Для меня есть только Саша Белов, а этот человек мне не интересен!»
Насколько прав оказался Жигунов, отказавшись от съемок в новой картине? Некоторые считают, что актер вовремя сделал шаг в сторону. Якобы он избежал позора, который некоторые зрители пророчат новому фильму Дружининой:
«Вы совершенно правы. Спасибо, что сыграли эту роль своевременно и прекрасно.
Единственное, о чем иногда грустится, что история Саши Белова оборвалась и не выглядела логически завершенной, в третьей части - вскользь упомянутой.
“Гардемарины” без вас не гардемарины, а просто бизнес.
Ожидаю, что будет шляпа шляпная! При всем уважении к некоторым задействованным актерам.
После просмотра трейлера думается о том, как это развидеть. Дело не в том, кто есть в фильме, а кого нет. Это просто плохо выглядит (кроме парусных кораблей, они прекрасны) и вызывает чувство стыда. Как будто набор несмешных гэгов»
Безусловно, нашлись те, кто доволен картиной. Некоторые зрители пишут:
"К фильму «Гардемарины 1787.Мир» нужно относиться как к хорошему кино".
Поэтому многие граждане с удовольствием сходят в кинотеатр на новых гардемаринов. Видимо, это те, кто плохо знает историю России 18 века, которая в данном фильме искажена до неузнаваемости.
А вы проголосуете рублем за «Гардемарины 1787.Мир», в котором сыграла шальная разведенка Анастасия Макеева? Напомню, она вышла замуж в четвертый раз за многодетного отца. За этой любовной историей следила вся страна.
Анастасия Макеева напоминает гусыню, которая искупалась не совсем в чистом пруду. Она отряхнулась, расправила пёрышки и красиво вышла из скандальной истории про разбор личности. Для тех, кто не в курсе. Макеева - это та самая актриса, которая женила на себе отца четверых детей. Леди совершенство устала играть на сцене и освоила новую специальность. Она стала специалистом по разбору личности… Написала 4 февраля 2022 года
«Киноамнезия»
Макеева отличилась и на красной ковровой дорожке. СМИ сообщили, что она хотела обнять именитого режиссера, но Дружинина ее демонстративно отогнала: «Гардемарины 1787.Мир» её звездный час, а не любвеобильной актрисы.
Что ж, все точки над i расставлены, все мнения высказаны. Теперь мяч на стороне зрителей.
Кстати, в этом году Дружинина еще минимум один раз появится на красной ковровой дорожке. 16 ноября (т.е. сегодня) в кинопрокат выйдет картина «Гардемарины 1787.Война».
В нем представители западных держав продолжают плести интриги против России, на защиту которой вновь встают легендарные гардемарины и их уже взрослые дети.
«Гардемарины 1787. Война» — пятая часть цикла о гардемаринах от Светланы Дружининой
Свидетельство о публикации №223111600836