Вояж с саквояжем в воспетый Париж

 Вояж по служебной необходимсти в Париж был в 1993 году . Служебная необходимомть была в том, что один (совсе не гигант)Француз по фамилии Бенаройя,  среднего роста, был средним по своему капиталу капиталистом, но очень любил что-то изобретать и выдумывать.

Его дед был болгарин и тоже этим увлекался, переехав в 1913 году во Францию из Болгарии. Бенаройя запатентовал необычную схему наземной газотурбинной установки(ГТУ)и письменно обратился к нашему Генеральному конструкторуН.Д.Кузнецову.

   С предложением о совместном проектировании, содании,испытании  и продвижении на рынок такой ГТУ. Он пригласил работников нашего ОКБ  посетить его фирму во Франции.После согласования организационых вопросов такая поездка состоялась . Кроме знакомства с Бенаройя ,группе работников    ОКБ предстояло посетить авиастроителей и моторостроителей Франции для определения возможности будущих контактов и сотрудничества.

Еще при подлёте к знакомому(заочно) Парижу мы узнали от уже побываших , что он не Париж, а Пари.Знаменитые парижские сыры получились , когда их стали делать в штольнях известняковых холмов , на которых расположен "Пари".

Когда ещё мы  только собирались в Париж , это  стало известно   механику цеха 23, по необычной фамилии Сороток. Это был цех Экспериметальных работ.  У  механика этого цеха, как в щирой  украинской хате,  всегда был закуток, где можно было найти любую нужную для эксперимента вещь .

  Все  конструкторы-экспериментаторы говорили- у Соротка- есть всё!.У него даже была дочь в Париже, вышедшая замуж за француза. Не капиталиста, а за инженера ,но вполне обеспеченного, не так, как у инженера в России.

 У зятя, инженера, даже есть  небольший собственный виноградник на юге Франции. Сороток пришёл к будущим посетителям Парижа, принес бутылку французского  вина из винограда своего зятя и кое-что рассказал  и кое-что  попросил.

Попросил передать в Париж чёрного хлеба, две баночки чёрной икры(больше нельзя) и сушёной чехони в подарок зятю. Рассказал, чего нельзя ввозить во Францию из сельхозпродуктов.В Париж мы прилетели перед обедом, и оказалось время, чтобы посетить Музей авиации в Ле Ьурже.

 Там в нескольких залах было много интересных образцов летающих изделий. От картин первых французских монгольфьеров до первых французских сверхзвуковых лайнеров Конкорд.(подлииных)

Тогда,до перестройки,, было сильное соперничество между французским самолётом Конкорд с английскими турбореактивными двигателями Олимп 593 и самолётом Ту-144 с двигателем  ОКБ КУзнецова НК -144.

 Об этом соперничестве много есть сведений в Яндексе.       . Мы в Ле Бурже-- увидели, что кресла на Конкорде и проходы между ними были уже, чем на Ту-144. Соперничество было очень  жёстким. Речь шла о  трансатлантических перелётах между Европой и США.Конкорд---это по французски "согласие"между Францией и Англией ,совместно разрабатывающими свмолёт. Кон-созвучие, консонанс, в отличии от диссонанса.
 

По имеющимся сведениям пассажиров первых российских сверхзвуковых самолётов Ту-144 
во время полётов по единственному маршруту  Москва -Алма-ата угощали чёрной икрой и армянским коньяком(в небольших дозах). Чем угощали пассажиров  при перелётах Лондон-Нью-Йорк в Ле Бурже-- мы не нашли.

Но  известно, что при преодолении звукового барьера самолётом Ту-144 чуть не разрушился минарет в окрестностях Алма-Аты.Пришлось  преодолевать звуковой барьер  подальше от тогдашней столицы Казахстана


 Во время показа на выставке в Ле-Бурже 3 июня 1973 года  самолёт Ту-144 разбился на глазах тысяч зрителей.Погибло 6 человек на борту и восемь жителей деревни , на которую упал самолёт.Одна из версий этой катастрофы следующая.

  Более легкий Конкорд успешно  продемонстрировал  возможность отказа от посадки в  случае  внезапного запрета на посадку, в самый последний момент перед касанием посадочной полосы. Ту -144 выполнял полёт после Конкорда.

 Видели, что он попытался повторить тоже самое.Но это было отклонением от программы полёта
, выполняемой на тренировках в Москве.Перегрузки были для более тяжёлого самолёта    
  Ту-144 недопустимыим.

Самолет начал разрушаться ещё в воздухе.Предполагается ,что манёвр самолёта был осложнён внезапно появившимся самолётом французких ВВС, который снимал на киноплёнку полёт Ту-144.Погибло 6 человек на борту и 8 человек деревни, на которую упал самолёт.

Самолёт Конкорд тоже потерпел катастрофу 25 июня 2000года при плановом полёте. Погибло 109 человек на борту и 4 человека жителей на земле.
Причина катастрофы в следующем. С ранее взлеташего самолёта DC-10 оторвалась стальная полоска реверсивного устройства.Резина колеса шасси взлетавшего Конкорда при скорости пробега 280км/час не выдержала наезда на эту полоску.

 Части взорвавшегося колеса попали в воздухозаборник одного из двигателей с левой стороны самолёта. Ьыл пробит топливный бак с последующим пожаром. Загорелся и второй двигатель. Лётчики попыталиь совершить посадку на близкий аэродром. Самолёт Конкорд в принципе мог совершать полёт и на двух двигателях. Но скорости полёта не хватало для управляемости и он разбился.   

 Самолет  Ту- 144 был для своего времени выдающимся.Не буду говорить, что сейчас в гражданской авиации.На эту тему есть много публикаций. В военной у нас гораздо лучше.

 Но ошибочная установка, что гражданские авиалайнеры всегда можно закупить за рубежом, оказалась   очень вредной  для российской гражданской авиации.С трудом мы эту глупость исправляем. Даже Китай, который всю гражданскую аиацию закупает в США и в Европе, начал создавать свои самолёты.

Вернусь в Музей. В первой галерее собрано всё, что летало в мире до 1918 года.   Подлинные  аппараты размещены  на полу и подвешены на тросах.

Показаны подлинные летательные аппараты и годы их изготовления. Планеры: Лилиенталя(1895), MASSIA-BIOT(1879),ADER AVION (1879)Эти планеры очень напоминают птиц. Сам Лиленталь писал, что копировал крылья аиста.Особенно интересен был Масся Био.У него два пропеллера, который пилот вращал ногами.
Сейчас такие аппараты-мускулолёты ( конечно по совремённым технологиям) уже перелетают Ла-Манш.Кстати, "Т" в конце слова французы пишут ,но не произносят. 
 Bardot,Renoult.

Самолеты: Райт( 1908) . (Первый полёт братья Райт совершили12декабря 1903 года на самолёте, построенном в год первого полёта.)   
Фарман(1907),Блерио(1909),FABRE SEAPLANE(1910),Моран(1913),Ньюпор(1915),Фоккер(1918),кабина дирижабля Цеппелин(1917),Юнкерс(1918).

 Интересно видеть и сравнивать  , как развивалась авиация. Но из российских самолётов этого времени  ни одного не сохранилось. А были: Илья Муромец,Русский Витязь, Святогор,летающая лодка М-5 Григоровича,самолёт -разведчик Лебедь13 , истребитель РБВ-3-с-20.

Не буду утомлять читателей  перечислением всех марок самолётов, разработанных позднее и представленных.Там есть и советские подлинные:Поликарпов 153,Як-3, Миг-15бис. И много изделий советской космической техники:первый спутник
(1957),Восток(1961),Луноход(1970).

 В российских музеях авиации есть много интересных подлинных экспонатов, но экспонатов периода до 1914года нет. Это  понятно- первая мировая, революция, гражданская, было не до музеев. Такого голода
 и тифа,   какие  были  в россиском Поволжье в 20-е годы двадцатого века в США  и Европе не было. И американская АРА и норвежец Нансен в Европе помогали нам выжить.

Вечером после Музея авиации Ле-Бурже  мы вернулись в Париж , чтобы поужинать  и заселиться в отель. Ужинали в довольно большом предприятии общественного питания с несколькими залами.

Что удивило , в зале было множество столиков, а для заказа блюд пришдось даже выстоять небольшую очередь. Французы вечером не сидят дома,а всей семьёй вместе с детьми заполняют кафе, забегаловки ,закусочные. Может нам так показалось ,и это были не французы, а эмигранты из бедных стран.

В зале были телевизор с большим ( насколько тогда это было возможно)экраном. Ожидая своих родителей по полу зала бегали и катались на трёхколёсных велосипедах в основном черноволосые дети.

Блюда были привычной европейской кухни без французских изюминок, с которыми познакомлись позднее , в другом заведении.

Заселились в небольшой уютный отель в историческом центре Парижа, в старинном двухэтажном здании.Отель под названием  "Пьер и Константин". Всё удобно, со старинной мбелью и старинными дверными ручками . В четырёхместном номере была кухня  со шкафчиком. В шкафчике чашки , тарелки  и ложки ,с полученными при изготовлении посуды надписями в фарфоре и металле"Пьер и Константин".

 Это было сделано может и для того, чтобы утащивше эти вещи посетители на самом деле  рекламировали отель"Пьер и Константин". Двое из нас такие чашки выменяли за пионерские значки, которые прихватили с собой во Францию.
На следующий день с утра поехали на фирму Испано-Сюиза, раположенную в центральной части Парижа  в хорошо схранившихся зданиях тех времён.

Этому произведению finita.Продолжение будет.Надо увеличивать количество творений и произведений . Так все делают.

Для пояснения.У древних греков -трагедия, когда "герои" погибают.
 Действующих "героев" не более 3. Хор до 15.Когда "герои" живут и "героев" много-это комедия .



       


Рецензии
Владимир, здравствуйте!
В Париже не была, потому с удовольствием прочитала Ваши заметки.
Здесь больше о самолетах и музее Ле-Бурже, чем о самом Париже, но я не пожалела, что зашла, потому что об авиации ничуть не менее интересно.
Вы так легко и весело сообщили довольно много серьезных и достойных внимания вещей.
"Пьер и Константин" позабавили своим расчетом на туристов-расхитителей. Сумели же французы с умом и с юмором использовать чужую жадность!
Желаю Вам творческих успехов и увеличения количества творений и произведений!
С улыбкой,

Нина Апенько   16.01.2024 15:06     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и добрые пожелания. Продолжу описывать Францию в самое ближайшее время.

Владимир Чистяков 40   16.01.2024 20:14   Заявить о нарушении
А пока ещё не написал дополнение про Париж, можете посмотреть при желании моё шутливое:"У русских и французов много общего , кроме клопов", и множество сообщений о "Французских клопах".

Владимир Чистяков 40   16.01.2024 20:26   Заявить о нарушении