Ч. 402 Вслед за ковбоями

Предыдущая страница   http://proza.ru/2023/08/16/832

Отправление эскадры Лесовского из Нью-Йорка задержалось не только из-за ремонта кораблей, но и по просьбе посланника Эдуарда Андреевича Стекля. Степан Степанович доложил в министерство:
 
«…на прошлой неделе я имел намерение идти в Вашингтон с  теми из судов эскадры, которые могут войти в Потомак, но получил письмо от нашего посланника,
который уведомляет меня о скором своём прибытии в Нью-Йорк и просит отложить до его прибытия моё отправление в Вашингтон, так что в настоящую минуту я его ожидаю со дня на день».

Лесовский также написал директору канцелярии  Морского министерства Самуилу Алексеевичу Грейгу: «Четыре дня тому назад  я отправил моего флаг-офицера капитан-лейтенанта Соковнина в Сан-Франциско к  контр-адмиралу Попову для согласования наших действий».

В биографии Варфоломея Петровича Соковнина, участника обороны Севастополя,  где он получил ранение в голову, эта поездка не упоминается, а зря. Капитан-лейтенанту предстояло пересечь всю страну, где в самом разгаре полыхала Гражданская война.

В том году произошла самая кровопролитная битва при Геттисберге. Погибли с обеих сторон свыше 51 тысячи человек, не считая пропавших без вести, и примерно в три раза больше было раненых, также погибли свыше 5 тысяч лошадей и мулов.

Следовало ехать там, где не шли бои и где не могли схватить как шпиона и, недолго разбираясь, расстрелять или повесить. Однако и без того путь на запад был трудным и полным опасностей.

К строительству трансконтинентальной железной дороги тогда ещё только приступали. В дороге погибали от холеры, брюшного тифа, тонули при переправах, попадали под колёса фургонов и неосторожного обращения с оружием, не говоря уже о нападениях индейцев.

Можно было добраться до Калифорнии по тропе от Миссури до Санта-Фе, штат Нью-Мексико, затем отправиться на юг вдоль реки Рио-Гранде до границы с Мексикой, направиться на запад к реке Хила. Затем переправиться через реку Колорадо и одолеть переход в Калифорнию.
 
Но этот маршрут пролегал через земли опасных племен команчей и апачей, а также через сотни миль пустынь юго-запада. Достаточно посмотреть любой ковбойский фильм, чтобы представить себе эту дорогу.

Более безопасным могло быть морское путешествие вокруг мыса Горн, но оно занимало четыре-пять месяцев.
 
Имелся ещё один вариант: на судне дойти до атлантической стороны Панамского перешейка, потом неделю плыть на каноэ,  затем на мулах по джунглям  и, наконец, на тихоокеанской стороне ждать корабль, направляющийся в Сан-Франциско.

Был ещё маршрут через Мексику, начинавшийся в Веракрусе. Каждый из этих маршрутов таил в себе свои смертельные опасности.
 
Можно было воспользоваться и услугами одной из компаний, которые действовали на маршруте, впервые освоенном Корнелиусом Вандербильтом во времена золотой лихорадки в Калифорнии.

Эти компании доставляли пассажиров на пароходе из Нью-Йорка в Сан-Хуан-дель-Норте на Карибском море или на Москитное побережье Никарагуа. Оттуда они направлялись вверх по Рио-Сан-Хуан к озеру Никарагуа, пересекали озеро и добирались до города Ривас.
 
Затем на дилижансе ехали по узкому перешейку до Сан-Хуан-дель-Сур, откуда другой пароход отправлялся в Сан-Франциско. Разумеется, пассажиры сами заботились о своём питании и снаряжении.

Лесовский, немало поездивший по США во время своей прошлой командировки, посоветовал Соковнину воспользоваться «Центральным сухопутным маршрутом», или, как его ещё называли, «тропой Игана».
 
Варфоломею Петровичу предстояло доехать до одного из городов на реке Миссури, а оттуда в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, к югу от Большого Соленого озера и через горы центральной Невады до Карсон-Сити, в штате Невада, и уже оттуда в Калифорнию.

Я смутно себе представляю, каким образом фантасты из Морского министерства надеялись организовать взаимодействие двух эскадр, находившихся по разные стороны континента.
 
Но приказы начальства не обсуждаются, а выполняются, посему Лесовский составил план действий и отправил его с капитан-лейтенантом Соковниным своему старому другу Андрею Александровичу Попову.

Читатель может составить себе представление, что собой предстояла эта поездка Соковнина, о которой можно  было написать такой же приключенческий роман как книга Константина Михайловича  Станюковича «Похождения одного матроса. Подлинная история из далёкого прошлого».

К сожалению, Варфоломей Петрович не оставил никаких собственных записок о той своей поездке.
 
У Лесовского сложились очень хорошие отношения с вице-адмиралом Краббе.  Николай Карлович превосходно разбирался в людях. Он видел, что Лесовский всегда был искренен, и это импонировало адмиралу, искушённому в придворных интригах ещё с того времени, когда исполнял должность адъютанта адмирала Александра Сергеевича Меншикова.

Поэтому он проявил заботу о командующем Атлантической эскадрой, оказав помощь в поездке жене Лесовского, чем того растрогал. Степан Степанович написал управляющему Морским министерством:

«Ваше превосходительство Николай Карлович! Я уже имел честь  высказать Вам мою чувствительнейшую благодарность за Ваше ласковое внимание к моей жене.

Я осчастливлен её приездом  и всё, что она мне передала, обязывает нас ещё большей признательностью к той заботливости, которой Вы почтили меня, и доброму и снисходительному мнению, которое, по Вашему суждению, повторяю, снисходительному, я заслуживаю.

Ваше радостное участие в успехе нашей эскадры, участие столько раз и так горячо высказанное, далеко превышает наши заслуги. Всё достоинство успеха принадлежит идее посылки в Нью-Йорк эскадры, а это идея не моя.

Наконец, совершить переход для наших моряков не новость с тех пор, как ознакомились поближе с океанами земного шара. Я надеюсь, что последнее моё донесение  заранее рассеяло всякое неприятное впечатление,

которому незнакомые с журналистикой в Америке могли бы поддаться
вследствие площадно бранных статей на нас газеты New-York Herald.

Посланник взял на себя труд объяснить князю Горчакову всю незаслуженность этой грубой выходки. Я же, со своей стороны, имею два факта в подтверждение того, как не удалось намерение повредить нам:

после этой статьи я получил две депутации, одну из штата Коннектикут с приглашением посетить их штат.

Во главе депутации был вице-губернатор с извинительным письмом от губернатора, что спешные дела по набору людей в армию согласно последнему призыву президента не позволил ему самому приехать.

Другая депутация из Филадельфии для возобновления прежнего, уже бывшего приглашения. Другое обстоятельство, о котором нашёл нужным войти в сношения с князем Горчаковым, это касательно невежливости моей или нашей будто бы к французам, на которую будто бы пожаловался французский посланник».

Степан Степанович объяснил, что это была чистой воды выдумка, добавив:

«Сомневаюсь, чтобы французский адмирал принимал участие в этих нелепых и ложных наветах, потому что я имею два фактических доказательства в том, что он, напротив, своей вежливостью старается отплатить за мою».

Продолжение http://proza.ru/2023/11/18/829

На фотографии: контр-адмирал Степан Степанович Лесовский


Рецензии
Вот любопытно почему руководство министерств и в частности чиновники всегда витают где-то очень далеко от реальности ставя какие-то сумасбродные задания, вроде бы туда набирают не шалопаев с улицы? А с двумя и более специальными образованиями.
С интересом
Искандар

Заметки Географа   19.11.2023 20:47     Заявить о нарушении
Думаю, что на людей они смотрят как на пешек в шахматах.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   19.11.2023 20:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.