Лес Библии
Недавно встретил в двух разных книгах мысль, которая осела в моем разуме в такой формулировке: между экзегетикой и гомилетикой обязательно должна стоять догматика или богословие. И речь не просто о последовательности изучения дисциплин на курсах или в рамках самообразования, я про конкретный процесс нашего изучения Библии и подготовки к проповеди или разбору.
На прошлой и на этой неделе я занимался третьей главой в Евангелии от Матфея и несколько раз убедился в важности этого подхода. Можно заметить в тексте массу интересных и важных деталей, вскрыть параллелизмы, раскрутить экзегетическую спираль, выявить структуру текста и узловые точки рассуждений автора, найти интересный материал про историко-культурный фон – но после этого еще рано переходить к подготовке проповеди.
Надо сделать правильные выводы на основании текста, богословски его осмыслить. Богословие занимается важнейшими темами нашей жизни – Бог, человек, спасение и т.д. Т.е. в конце тщательного и добросовестного изучения текста и перед началом работы над подготовкой проповеди надо четко сказать, что этот текст говорит о Боге, об Иисусе Христе, о человеке, о спасении и т.д. Вписав это в историю искупления.
Иначе мы будем проповедовать просто экзегетические или исторические интересности (или скукотищу) – деревья Библии, но не лес Библии. Рассматриваем сейчас этот принцип на примере Мф.3.
Подытожу: сначала идет изучение текста (экзегетика), потом учение текста (догматика), а затем учение из текста (гомилетика).
17.11.2023
Свидетельство о публикации №223111701408