Двадцатый философский трактат
* Смысл жизни заключается в самом поиске смысла жизни.
* Смысл жизни – это процесс поиска смысла жизни.
* Уникальное существование каждого человеческого «Я» в пространстве и времени – достаточное основание для уникального экзистенциального (бытийного) опыта; уникальный же экзистенциальный опыт обособляет человеческое «Я» от бесконечного множества иных взглядов на реальность, присущих другим «Я».
* Вопрошание о смысле жизни – обратная сторона медали по имени «бессмысленность».
* Вопрошание о смысле жизни – акция сознания, ищущего рациональные структуры бытия; поиск же таких структур и их обретение свидетельствуют не о рациональности бытия, а о рациональности «познающего» субъекта.
* Главное препятствие, встающее на пути к обретению смысла жизни, – это «инерция бытия»: существование, жизнь, мышление по инерции…
* Проблематизированный вопрос о смысле бытия может быть поставлен лишь в сфере сознания, человеческого сознания, – и именно сознание в силах аннулировать этот вопрос, ответив на него отрицательно: «Смысла бытия нет, бытие бессмысленно!»
* Если небытие человека до его рождения бессмысленно, то возникает вопрос: а можно ли считать это бессмысленное небытие, это не имеющее никакого смысла несуществование человека до его рождения достаточным основанием для того, чтобы искать смысл в его бытии?..
* Если небытие человека после наступления его смерти бессмысленно, то можно ли видеть в таком небытии основание для того, чтобы наделять смыслом минувшую, оконченную, завершённую жизнь человека?..
* Если небытие человека до его рождения и небытие человека после его смерти одинаково бессмысленны, то является ли это достаточным основанием для того, чтобы наделять смыслом его бытие, существование?..
* Бессмысленность поиска смысла жизни вовсе не отменяет смысл жизни.
* Смысл человеческой жизни заключается в поиске смысла жизни – в самой процессуальности такого поиска.
* Если иллюзия отторгнутости от всеобщего Основания вселяет в человека неистребимое чувство бессмысленности его бытия, бессмысленности его жизни, то такая иллюзия – как атрибут бессмысленного «Я» – тоже бессмысленна. Значит, чувство бессмысленности само бессмысленно.
* Если абсурд – это «трагическое» когнитивное несоответствие, размежевание познающего субъекта и «познаваемого» объекта, то бессмысленность – это тот неутешительный диагноз, который ставит познающий субъект («Я») окружающей его реальности.
* Но если реальность, окружающая познающий субъект, бессмысленна, то из этого вовсе не следует, что бессмыслен сам познающий субъект: поднявшись до мысли о бессмысленности окружающей действительности, познающий субъект, «Я», отгораживается тем самым от тотальной бессмысленности – и в утверждаемой им мысли о бессмысленности, несомненно, присутствует рациональное, логическое (то есть чуждое бессмысленности) «зерно».
* Смысл человеческой жизни заключается в поиске смысла жизни – и стремлении к нему.
* Бессмысленность мироздания (универсума, вселенной) – недостаточный повод для того, чтобы относиться к нему пессимистически.
* * * * *
Свидетельство о публикации №223111701549