Двадцатый философский трактат

                Двадцатый философский трактат


*  Смысл жизни заключается в самом поиске смысла жизни.

*  Смысл жизни – это процесс поиска смысла жизни.

*  Уникальное существование каждого человеческого «Я» в пространстве и времени – достаточное основание для уникального экзистенциального (бытийного) опыта; уникальный же экзистенциальный опыт обособляет человеческое «Я» от бесконечного множества иных взглядов на реальность, присущих другим «Я».

*  Вопрошание о смысле жизни – обратная сторона медали по имени «бессмысленность».

*  Вопрошание о смысле жизни – акция сознания, ищущего рациональные структуры бытия; поиск же таких структур и их обретение свидетельствуют не о рациональности бытия, а о рациональности «познающего» субъекта.

*  Главное препятствие, встающее на пути к обретению смысла жизни, – это «инерция бытия»: существование, жизнь, мышление по инерции… 

*  Проблематизированный вопрос о смысле бытия может быть поставлен лишь в сфере сознания, человеческого сознания, – и именно сознание в силах аннулировать этот вопрос, ответив на него отрицательно: «Смысла бытия нет, бытие бессмысленно!»

*  Если небытие человека до его рождения бессмысленно, то возникает вопрос: а можно ли считать это бессмысленное небытие, это не имеющее никакого смысла несуществование человека до его рождения достаточным основанием для того, чтобы искать смысл в его бытии?..

*  Если небытие человека после наступления его смерти бессмысленно, то можно ли видеть в таком небытии основание для того, чтобы наделять смыслом минувшую, оконченную, завершённую жизнь человека?..

*  Если небытие человека до его рождения и небытие человека после его смерти одинаково бессмысленны, то является ли это достаточным основанием для того, чтобы наделять смыслом его бытие, существование?..

*  Бессмысленность поиска смысла жизни вовсе не отменяет смысл жизни.

*  Смысл человеческой жизни заключается в поиске смысла жизни – в самой процессуальности такого поиска.

*  Если иллюзия отторгнутости от всеобщего Основания вселяет в человека неистребимое чувство бессмысленности его бытия, бессмысленности его жизни, то такая иллюзия – как атрибут бессмысленного «Я» – тоже бессмысленна. Значит, чувство бессмысленности само бессмысленно.

*  Если абсурд – это «трагическое» когнитивное несоответствие, размежевание познающего субъекта и «познаваемого» объекта, то бессмысленность – это тот неутешительный диагноз, который ставит познающий субъект («Я») окружающей его реальности.

*  Но если реальность, окружающая познающий субъект, бессмысленна, то из этого вовсе не следует, что бессмыслен сам познающий субъект: поднявшись до мысли о бессмысленности окружающей действительности, познающий субъект, «Я», отгораживается тем самым от тотальной бессмысленности – и в утверждаемой им мысли о бессмысленности, несомненно, присутствует рациональное, логическое (то есть чуждое бессмысленности) «зерно».

*  Смысл человеческой жизни заключается в поиске смысла жизни – и стремлении к нему.

*  Бессмысленность мироздания (универсума, вселенной) – недостаточный повод для того, чтобы относиться к нему пессимистически.


               
                *   *   *   *   *




 


Рецензии