15 лет без Володи

Сегодня, 17 ноября, 15-летие со дня смерти В.Д. Гладченко – Заслуженного работника культуры Российской Федерации, Почётного гражданина города Аксая, создателя и первого директора Аксайского военно-исторического музея (АВИМ). Тридцать лет – с 1975 по 2005 – Владимир Дмитриевич отдал музею.
 
Мы познакомились с Володей в 1969 году, пару лет я был штатным сотрудником музея, много писал о музее, работая в районной газете,  а в 2018-м, по договору с директором АВИМ О.В. Григоренко, написал книгу о создании музея. Писал её на основе собранных Владимиром Дмитриевичем материалов – 15 объёмных папок с выписками, ксерокопиями и газетными публикациями, плюс несколько сотен отобранных Володей фотографий. Он приготовил это для книги к 60-летию музея, но написать её не успел. Прошло десять лет, прежде чем я решился взяться за это море документов. Что-то сверял и уточнял по источникам и через интернет, Естественно, добавились новые источники, которых у Володи тогда не было в распоряжении.  Так что, я знаю, как было на самом деле.
 
Не так давно, 28 октября этого года я оказался на мероприятии, посвящённом 75-летию АВИМ. Юбилей был неформальный, в узком кругу людей причастных к истории музея. Была там В.И. Левченко – старейший краевед, которая заведовала школьным музеем АСШ № 2 (на ул. Гулаева) с 1968 по 1976 год. Помню, Вера Ивановна как-то спросила меня, почему В.Д. Гладченко пишет, что он пришёл в музей в 1975 году? Это не правильно, я, мол, заведовала им до 1976 года.

Речь идёт о разных музеях. В 1975 году при райотделе милиции был создан краеведческий кружок, руководил им студент-заочник истфака РГУ Владимир Дмитриевич Гладченко, а в активистах у него были так называемые «трудные подростки», стоящие на учёте за правонарушения. Чтобы их увлечь, Володя поставил задачу: создать городской музей. Им дали комнату в здании, где тогда размещался горисполком, полуподвальную, но сухую и просторную. За год работы кружковцы собрали 2,5 тысячи экспонатов, именно поэтому в 1976 году Владимиру Дмитриевичу предложили возглавить умирающий школьный музей, в котором, оказалось, по описи всего лишь 640 единиц хранения. Это не в укор В.И.Левченко, опись экспонатов проводилась впервые с 1960 года. Как вёлся учёт экспонатов при А.Н. Скрипове, у меня сведений нет.

Часто приходится слышать даже от сотрудников АВИМ, что нельзя забывать вклад в создание музея в Аксае А.Н. Скрипова, да кто ж спорит.  Вклад существенный, но некоторые идут ещё дальше: музей в Аксае создал Скрипов, а Гладченко только продолжил его дело. А.Н. Скрипов, при всём уважении к его заслугам, основал школьный музей, и тоже не на пустом месте. В 1960 году Скрипов уехал из Аксая, музей к 1976 году пережил смену нескольких заведующих и несколько переездов. К тому же, ещё при Скрипове было несколько не раскрытых взломов музея и разграблений экспонатов. От школьного музея, когда-то гремевшего на весь Союз, осталось, повторюсь, только шестьсот сорок единиц хранения.

По сути, из наследия А.Н. Скрипова, в котором в лучшие годы было свыше 3,5 тысяч единиц хранения, В.Д. Гладченко достались: археология (керамика), палеонтология, якоря и каменные бабы, ну, может, ещё несколько разрозненных предметов. Остальное –  результаты поисковой работы по воинам, освободителям Аксая  в годы Великой Отечественной войны. Тоже, конечно, вещи нужные, особенно, общение с ветеранами.

Каким Володя видел музей в своих мечтах, можно узнать из публикации «Музей истории нашего города» (Победа.2.12.1986). У него там, на подворье будущего музея (сейчас это «Почтовая станция XIX в.) работает кузница, в которой мастер выковывает декоративные подсвечники и витиеватые решётки, в другом конце ребята из клуба молодых речников строят казачью чайку, в вольерах – одомашненные дикие утки, декоративные куры и голуби. Тут же стоит фаэтон, запряжённый парой дончаков, возница готов отвезти желающих на музейный комплекс «Таможенная застава», или покатать по городу. Казалось бы, ничего особенного, но в 1986 году на месте будущей «Почтовой станции» стоял коммунальный дом с множеством погребов и сарайчиков во дворе. Наверное, в мечту надо верить как в реальность, только тогда она воплотится.

Умер В.Д. Гладченко внезапно – оторвался тромб. Он успел подарить городу Аксаю целых три музея под одной вывеской АВИМ. Прошло 15 лет, все они действуют, как и традиция проведения в первую субботу июня «Пушкинского праздника». Правда, фестиваль поэзии и бардовской песни на «Таможне» уже не проводится, но с 2010 года, уже после смерти Володи, там устраивают красочный праздник «Ночь на Ивана Купала», ему бы понравился.

Что не успел осуществить Владимир Дмитриевич:
Четвёртый «железнодорожный» филиал музея в районе о\п «Берданосовка», там тогда ещё были целы остатки зданий от первой в Донской области, и вообще на Юге России Грушевско-Аксайской железной дороги, от которой разрослась в последующем вся мощная сеть СКЖД. Я сказал об этом на 75-летии АВИМ – возразили, мол, там уже ничего не осталось. Володя и не собирался ничего особенного «разбабахивать», он добыл где-то дореволюционный полувагон, который собирался поставить на рельсы возле остановочной площадки, присмотрел «паровозик» почти тех (конца XIX в.) времён, железнодорожники за списанный паровоз запросили неподъёмную цену. Возможно, Володя как-то одолел бы эти препоны, но полувагон из тупика Стекольного завода  украли, видимо, какому-то дачнику было нужнее. В.Д. Гладченко очень переживал из-за этого, даже статью написал. Не получилось и с организацией филиала АВИМ в х. Малый Мишкин, психиатрическую клинику из родового имения атамана М.И. Платова ему выселить не удалось. Что неудивительно – она до сих пор там. Не успел Володя открыть Художественную галерею в Аксае, которую он полагал разместить в историческом здании, где сейчас открыли Воскресную православную школу.

Галерея Аксаю нужна, это признают многие аксайчане, недавно был разговор в МПБ им. М.А. Шолохова (после открытия выставки картин художника-ветерана Ю.В. Планидина), идею поддержали ветераны, казаки, решили собирать подписи за открытие и обращаться к местной администрации. На юбилее музея я узнал, что руководство АВИМ решило подключиться к этому делу. Не подписи собирать, а по своему ведомству добиваться включения в финансирование «четвёртого филиала музея», то есть Художественной галереи. Причём, строительство специального здания. Даже не верится, что министерство культуры области включит в план этот объект. Володя порадовался бы, в этом я уверен.

*В первую годовщину памяти В.Д. Гладченко, журналист Н.Г. Кангина статью в местной газете назвала «Год без Володи», мне заголовок понравился, я его адаптировал. Надеюсь, Нелли Георгиевна не обидится.

Юрий Трущелёв,
литератор, краевед, журналист.


Рецензии