Машенька. Заметки на полях

“Машенька”, первый роман Набокова, был воспринят современниками неоднозначно. Сегодняшний читатель, а вернее, перечитыватель, видя все, так сказать, проблемы роста писателя (которые сам В.В. и не скрывал), понимает, что роман этот был лишь стартом, началом взлета. Мы, знакомые с наследием автора, имеем чудесную возможность, как Ганин, открутить кино назад и увидеть “Машеньку” в ее новой, свежей прелести - наивной предтечи, первой литературной любви, которую Набоков, по его же признанию, пронесет через всю жизнь и через все романы. Не забудем, что, как писал В.В., главное в биографии писателя - история развития его стиля.

Набоковский modus operandi во многом уже проявился в “Машеньке”: бабочки, зеркала, окна, цветные стекла, обман ожидания и неожиданные появления, рифмовка мелочей, разбросанных (никогда не случайно) по роману.

Браунинг Ганина так и не выстрелил. Интересно, воспользовался бы он им, если б не вечеринка, на которой ему удалось мертвецки напоить своего соперника?

“Ма-шень-ка!”, подумал Ганин. “Ло-ли-та!”, через океан и десятилетия вопреки всем законам природы аукнулся Гумберт.

"Барышня Клара", тоже с округлыми формами в блестящем черном платье, присутствует и в "Темных аллеях". Но бунинская Клара, хоть и выглядела гораздо старше, была почти на 20 лет моложе своей скромной тезки и к тому же намного вульгарнее, как гротеск или отражение в кривом зеркале. Была ли это месть Бунина за испортившиеся взаимоотношения с Набоковым?

В "Машеньке" справедливо отмечают немало бунинского. Но в мелких, до выпуклости точных деталях, например, из жизни дачников или в иррациональных фразах героев - так много чеховского!

Прежний мир погиб, и выжившие плывут вместе с домом (намек на ковчег - “павший с Арарата” пиджак Алферова). В те же дни недели, когда бог создавал мир, “он [Ганин] был богом, воссоздающим мир.” И делал он это (подчеркивает Набоков) постепенно, населив свой мир любимой женщиной последней. Как и положено, в день первый, в воскресенье, в лифте, не случайно соединившем двух героев, появляются тьма и свет. Поскольку по прибытии "наверх" там "символически" никого не оказалось, то значит, в появлении света принимал участие кто-то из присутствующих. И если Алферов предлагал сидеть на лавочке и ждать, то Ганин пытался что-то делать... В день седьмой, в субботу, после окончания воссоздания мира Ганин уходит: дело сделано, больше ничего его тут не держит.

Toronto
2023


Рецензии