Гадалка Михаила Врубеля

В основу сюжета картины «Гадалка» Михаила Врубеля легли его впечатления от оперы Жоржа Бизе «Кармен». Он услышал её в 1883 году и страстно увлёкся темой. Годы спустя, посмотрев спектакль ещё раз, впечатлённый художник создал испанок в танце, а затем и знаменитую «Гадалку».

«Вот чудная опера: впечатление от неё и всё навеянное ею будет самым видным происшествием моей артистической жизни на эту зиму… Это – эпоха в музыке», – писал он сестре Анне, когда впервые услышал «Кармен».

Вторая встреча с оперой Бизе случилась в 1889 году. Михаил Врубель тогда приехал в Москву, вошёл в содружество художников, окружавших промышленника и мецената Савву Мамонтова, и посещал спектакли в его Русской частной опере.

В начале 1890-х Врубель напишет две небольшие картины «Испанка в белом» и «Испанская танцовщица в красном», создаст полное страсти полотно «Испания» и, наконец, напишет картину «Гадалка»…

Лично я познакомилась с этой картиной задолго до того, как увидела. Случилось это во время чтения книги Любови Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре». Мать вспоминала, как она с детьми первый раз пошла в Третьяковскую галерею и как Зою потрясла «Гадалка» Врубеля, а Шура восторгалась «Девочкой с персиками» Серова. Спустя годы, посетив Третьяковку, я долго стояла перед этими полотнами и пыталась понять, что такое особенное увидела Зоя в глазах врубелевской гадалки, которая, как ей тогда показалось, «не сводит с неё глаз, куда бы она ни отошла. Огромные чёрные глаза, нерадостные и знающие, провожали нас неотступным взглядом»…

«Гадалка». Предыстория
Выразительный взгляд «Гадалки» вот уже более века завораживает многочисленных зрителей Третьяковской галереи. Эта работа, исполненная художником в 1895 году, пленяет не только таинственностью самого образа цыганки, но имеет любопытную предысторию…

Получив 5000 рублей за крупный заказ на декоративное панно, Врубель устроил роскошный обед в гостинице «Париж» на Тверской, где жил в то время. На обед он позвал всех постояльцев гостиницы, а также встреченных на улице цыган, гитаристов, оркестр, каких-то военных, актёров. Столы ломились от яств и угощений, дорогого вина и шампанского…

Врубель угощал всех и постоянно приговаривал:

— Как я счастлив. Я испытываю чувство богатого человека. Посмотрите, как хорошо все настроены и как рады!

При расчёте оказалось, что 5000 рублей не покрывают счёт. Так что Врубелю пришлось усиленно работать ещё 2 месяца, чтобы полностью расплатиться.

Но самое интересное заключалось всё-таки не в этом. Наутро после бурной ночи на незаконченном портрете промышленника Николая Мамонтова, долго позировавшего мастеру, Врубель начал писать «Гадалку».

А когда заказчик вполне обоснованно стал возмущаться, сказал:

— Не могу больше писать Ваш портрет, осточертел он мне…

Так, в 1895 году появилась картина «Гадалка», которая сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.

Несколько позже Врубель признается, что портретной моделью стала не цыганка, а постоялица гостиница, некая сибирячка. Кстати, если внимательно присмотреться, нетрудно заметить, что для «Испании» и «Гадалки» позировала одна и та же модель.

Карты пророчат гибель
В «Гадалке» художник изобразил цыганку на фоне мавританских ковров. Перед ней гадальный расклад, который предвещает беду, о чём красноречиво свидетельствует лежащий поверх карт пиковый туз. Взгляд героини устремлён вдаль, но он как бы застыл…

Совершенно очевидно мотив гадания с выпавшим тузом пик пришёл на полотно из оперы Бизе. Там Кармен гадает в стане контрабандистов. Помните?

«Опять, как ни раскинь, одни и те же карты.
В них смерти скорбный лик.
Нет, смерть не пощадит, будь молод или стар ты,
ничтожен иль велик!».

Рок
«Гадалка» написана на холсте с тёмно-серым грунтом лёгким и длинным, не слишком пастозным мазком. Слой краски, тонкий в живописи головы и рук, становится более плотным в фактуре шали и ковра на стене за спиной женщины.

На полотне причудливо соединяются багровые и коричнево-чёрные краски орнамента ковра. Они сталкиваются с холодными голубыми, переходящими в сиреневые и жёлтые цвета каймы, возникает ощущение тайны и тревоги. Все эти цвета повторяются в переливающемся светоносном колорите небрежно накинутой розовой шали и платья гадалки.

Её неподвижная фигура практически слилась с мавританским ковром. Прекрасный и загадочный образ цыганки, её бледное лицо с огромными чёрными глазами, оттенённое шапкой тёмных волос, выглядит очень таинственно. Кажется, мгновение и исчезнет, чтобы больше никогда не вернуться.

Для информации. Михаил Александрович Врубель родился 5 (17) марта 1856 в Омске, умер 1 (14) апреля 1910 в Санкт-Петербурге. Русский художник рубежа XIX-XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства (живописи, графике, декоративно-прикладных ремёслах, скульптуре и театральном искусстве).

С 1896 года был женат на известной певице Надежде Забеле, портреты которой неоднократно писал. В числе самых знаменитых — она в образе «Царевны-Лебедя».


Рецензии