Савал

Савал - правый приток Хопера, одна из самых загадочных рек России. Рыбалку на Савале гордо называют по истине экстремальной. Как сама река решит, быть тебе с уловом или не быть. Извилистое русло местами засажено деревьями, пологие склоны балки заросли густыми кущами и камышом.
 "Как приехал, сначала реку нужно уважить, а после можно и порыбачить"-  журился один завзятый рыбак с многолетним стажем, показывая на переменчивое подводное течение реки.-"Я понятия не имею, но под водой что-то есть! Или это сама река или дух реки, но чтобы заняться делом, я должен чуть ли не в бубен бить и приплясывать, песни там петь. Вот как гладь воды успокоилась, не несется в круговорот - можно устраиваться поудобнее и спокойно порыбачить! Тогда и улов крупный".
Сердился мужик вспоминая унесенную течением удочку, а от себя рассказал одну горькую историю любви.

1.
  Давным -давно, до того как Савал  вышел из берегов и превратил это место в глубокое озеро, а потом замелел и превратился в пруд, здесь стоял хутор, на двадцать три семьи, остальные хаты опустели, покосились, а со временем вовсе ушли в землю. Все приходились кумовьями друг другу, каждый двор в родстве с другим - все родня. Само поселение считалось большим,с мельницей и большим двором кузнеца. А как купца не стало, хутор перешел в в самоуправление со старостой колхоза. Поселение едва держалось, хаты потихоньку нищали,а молодых можно было на руках сосчитать. Все что происходило по вине того, что женщины хутора - черноротые и глазливые. От того и народ повелся злым и черным, еще и староверским.
   Новосельцев селили на окраины хутора, у реки, в землянки с небольшими сараями, садом и огородом. Крыши давно покрыл серый лишайник от чего землянка походила на  мохнатого мзлистого зверя. Каждое утро туманная дымка стелилась по земле, а мерцающая ужасом тень с первыми петухами уносилась в реку от того казалось, будто землянка выглядывает из-под воды как маленький остров.
  В том доме проживала всем известная бабка Маря. Никто не любил ее за то, что она всеми чистыми и нечистыми ненавидела людей. Пакостная была, проклинала всех по чем зря. Бесилась каждый раз, как завидет людей идущих на встречу. А может и не зря...
 Ненавидела Маря местных, а то есть жителей давно ушедшей деревни, которую на этой земле уже и в помине нет, а Маря была. Ходит еще будто девка молодая - вся в косах, да в белых юбках и блузах, как невеста. То ходит, то пропадет. А тех, кого она так яро ненавидела померли уж давно. Еще до войны. Так Маря взялась за проклены и плевала в спины мимо проходящих вспоминая затаенную обиду. Люди думали выжила бабка из ума, старая совсем. Мало кто знал сколько Маря по земле ходит, да и в реестре после войны свидетельство о рождении утратились вместе их архива. Так и живет бабка.
А обида была одна - на всю жизнь. Уже как век ходит.
2.
 Бабка Маря в свои молодые годы была очень красивой и завидной невестой, многим молодцам вскружила голову. Приходилась Марька из новосельцев, со станицы, еще и безотцовщина. Мать вдовица Ирина была портнихой, вышивала красивые узоры, вязала платки, плела тонкое кружево. Хозяйкою была и деньги водились, вот только вдова она, уже пятый раз. Не доживали мужья у Иринки больше трех месяцев и только раз ей посчастливилось родить дочку - Марю. Вдова Иринка с дочкой были очень похожи, как сестры. Поди сама себя и родила. Молва о красоте Марьки доходила до самой губерни. И красива и умна, к тому же острая на язык, но девица отвергала любые ухаживания. Приезжали казаки, одаривали молодую подарками, обещали увести в город, где жизнь такой красавицы станет станет как в сказке. Сколько сватов приезжало, караваны подарков везли, а как заедет очередной жених в хутор так сразу бабы соберутся обсуждать вдову с дочкой люто проклинали их, пакостили обоим. То слухи лживые пустят про Марьку, чтобы постыдились женихаться, то в огород порчу в мешочках набросают, то к ведьме ходили, чтобы та красоту соперницам испортила и все отвернулись от них обеих. Делали дела да поговаривали, мол, по заслугам и Марьке и Иринке.
   Тем не менее, Маря не видела никого возле себя, кроме кузнеца Демьяна. Статный, высокий красавец с кудрявыми волосами цвета меди, светлой кожей и яркими, зелеными глазами как сама река Савал. Привязалась Маря к кузнецу сразу после того, как он спас ее от похитителей.
   В тот горький день Маря выпросила у матери с подружками отпустить погулять. Сколько старая женщина не уговаривала дочь, сколько не предупреждала ее, мол, нет у нее подружек - все завистницы, но Маря не послушала мать и все же пошла.

-Да пойми, Маричка, не нужны они тебе и ты им не нужна,- взмолилась мать, все упрашивала да упрашивала.- Не ходи туда. Все проклинают тебя, дочка, хотят со свету сжить.

- А почему, мама?- поинтересовалась девушка надевая на длинную синюю юбку красный, расшитый пояс.- Может из-за того, что я краше их?

-Побойся Бога,- махнула рукой вдова крестясь перед ликом святого у красного угла.- Не зазнавайся, а то сглазишь!Нечистого накличешь.

-Поколотить хотят? Как папку моего? - спорила непутевая дочь нахмурив черные тонкие бровки.- Папку били из-за красоты твоей и меня могут?

-Ой, Марька, что же ты такая острая, - запричитала мать.- Где же тебе мы жениха то возьмем, коль ты их принижаешь.   Все бояться взгляда тяжелого твоего, ведьмой кличат.
Роптала вдовица силясь уразуметь дочь.

Не слушала Маря мать свою и все равно пошла к подружкам.

Собрались у речки девушки, взялись ждать Марю, а как та появилась подружки бегом по сторонам разбежались, спрятались. Из-за леса показались всадники, шесть здоровых мужиков да на лошадях, легко неслись по балке вслед за беглянкой. Как Марька не отбивалась от похитителей - все к одному, ее все дальше и дальше уносили далеко от родного дома. Тем часом кузнец Демьян объезжал молодую лошадь, услышав горький плачь Мари тут же бросился на помощь. Отбил бойкий парень девицу от похитителей и отвез домой. После этого Маря полюбила кузнеца всем сердцем.
   Делать нечего, пришлось родительнице женить дочку, да пошла к кузнецам.
   Обрадовались Демьяна родители, такая красавица да в жены сыну, давай сватов созывать. Дело шло к свадьбе. Маря и Демьян счастливые ходили, улыбались, готовили приданное, вот только много завистников было у Мари. Собрался недобрый люд и решили со свету сжить красавицу - отомстить за обидки. Пригласили парни Демьяна на посиделки перед свадьбой и утопили его в Савале. Напугать хотели, да не рассчитали силу. Пропал Демьян, мол, утопился чтобы убогой не достался, безотцовщине. Вот только с тех пор берега речки стали буйными, как никогда вода то расходилась, то уходила - не успокаивалась, зеленая стала как глаза Демьяна. Местами водоворот захватывал молодых девок, что плескались на берегу, полоскали белье, ненасытно сглатывал их и уносил под воду. Маря узнав о смерти любимого не смогла жить с этим.  Ходила по улицам хутора вся черная, волосы разлохмаченные, глаза безумные, шла на речку за смертью.
Трижды топилась Маря - трижды неведомая сила поднимала ее  и выносила на берег - словно кто-то подхватывал на руки и бережно поднимал со дна." Что мучиться. Коль вода не берет, на земле сделаю это!"-думала Маря и пошла в лес с веревкой в руках, однако и там не смогла покончить собой. То ветка сломается, то волки добродушнее людей вылижут раны, обогреют стаей, еще и накормят. То зайчонка поймают, то курицу, а вороны орехов набросают.

  С каждым днем в деревне жить было худо. Люди жаловались на полное бессилие. Староста деревни писал письма руководству, отчитывался за каждый прожитый день. Никакого урожая на полях. Медведки съедали все посадки, ласки да куницы потаскали птицу, коровы, козы и быки подхватили хворь, а тут еще люди поболели. Черной гущей слетались птицы от нечистого и оседали на крыше дома и полях, выклевали посадки.

  Той ночью и померла старая вдовица Иринка, мать Марьки.
  Это была первая ночь. Тогда вся деревня стояла на ушах. Собаки с цепей сорвались и убежали в лес. Скотина в сараях надрывалась. У кого лошади сбежали, у кого вся живность подохла. Людей покусали  ядовитые змеи, неведомые пауки развелись, но самая ужасающая картина была у Марьки дома. Много слухов ходило, поговаривали, мол, в ту ночь сама Иринка и померла. Хоронили с лицом искаженным от ужаса. Как открыли гроб, дабы посмотреть на усопшую и простится с ней, а там выпученные глаза как у жабы, вылезли из глазниц. Седые волосы твердым колом стояли дыбом, кожа синяя, а рот перекошен, язык вывалился, кости раздроблены и лежала она не естественно, будто запихнули - жуткий страх. От увиденного здоровые мужики бросили гроб на пол и давай визжать от страха как дети пятилетние. Бабы одна за одной падали в обморок, корчались на полу извергая истошный вопль.  Спотыкаясь об собственную блевоту, люди пятились назад, выползали на четвереньках вон из хатки Марьки. А сама Марька  стоит с лицом полного злобного торжества, наслаждалась картиной.
  На вторую ночь небо как перед дождем затянуло тучами. Маря, редкая прелестница: тонкая талия, кожа - кровь с молоком,  округлые бедра, пышная грудь, черные роскошные локоны, миловидное округлое личико, большие выразительные глаза, вышла из своего дома вся нагая да и счастливая... пошла на берег реки - искупаться. С тех пор больше никто не видел красавицу более. Всякое люди про нее наговорили, мол, не выдержала девка и покончила собой. Как закончили свои разговоры, так и Марька тут как тут. Вот только не человек  предстал перед ними, а сущий демон в человеческом обличии.
  После того новоявленая прелестница в город поехала, новые наряды прикупила, золото на себя навешала, да по мужикам пошла. Но как только кто-то придет к ней женихаться, та сразу ведет избранника на берег, где его ждала ужасающая смерть.  Утопленник Демьян являлся на берег. Весь синий, в водоемной траве и только с такими же светящими зеленцой глазами и кучерявыми волосами цвета меди, выходил из воды, и забирал он того, кто положил глаз на его невесту.  Утащит в свое логово живого человека и празднуют оба совокупляясь.

  Слух о кровожадной ведьме дошел до городского исполкома губерни. В деревню приехала специальная специальная комиссия. Расследуя дело чрезвычайной ситуации молодой сержант Михаил Луняка и капитан допрашивали всех и каждого о произошедшем, но саму Марю никто не видел. Предупреждали, мол, последняя ночь была у Мари, потому все ее боялись как огня, не выходили на улицу лишний раз. Снова девки шептались будто ведьма под воду ушла, к мужу своему, должна прийти на полную луну. Офицеры слухам не верили, не положено, но до полнолуния поселились в деревне.
 Весь месяц прошел спокойно, без происшествий. Люди понемногу поутихли, позабыли про ведьму, а она тут как тут.
В эту темную ночь она вошла в хутор как невеста. Шла по земле босыми ногами в длинном белом прозрачном кружевном платье со шлейфом. Голова была покрыта кружевной фатой, а в руках она держала белые цветы каллы. Призрачная невеста кротко опустив голову прошла мимо всех будто не обращая никакого внимания ни на кого. Прошла мимо каждого, кто не любил ее, козни строил, к дому своему и скрылась там. Тут вся деревня взбунтовалась, Просят офицеров покончить с нечистой, расстрелять, уж больно боятся ведьму. Просили правовых да умоляли как будто совсем ошалели. Заранее заготовили дрова и кол куда можно привязать ведьму, смазали все маслом, подлили керосин и стали ждать.

 Маря не выходила из своего дома. Ни в окне, ни во дворе - нигде ее не видать. Но шум доносившийся из дома не утихал. Громко скрипел и посвистывал. Люди в растерянности ждали новых жертв, однако ничего подобного не случалось. Можно было оставить Марьку да заняться своим делом, но люди деревни не унимались. Мужики хутора науськали младшего сержанта на любые действия и стали ждать, когда же тот сам не вытащит ведьму из дома.  Бросив все предубеждения Михаил осмелился пойти к обвиняемой и расспросить о происходящем. Вот только не смог дойти парень до ворот дома, как выставленная ловушка для самой ведьмы выстрелила в парня и острой стрелой угодила прямо в сердце. Так и умер совсем молодой и наивный сержант Луняка на руках у капитана.

Тут озлобленный люд перешел на крайние меры. Люди бешеной толпой бросились в дом ведьмы и вытащили ее волоча по земле таская за длинные черные волосы. Среди мужчин и женщин вспыхнула совсем безумная ярость. На глазах у капитана начался полный беспорядок и бесчинство. Зажигая факелы, народ хотел справедливости любой ценой - спалить ведьму на костре. Здоровые мужики  колотили Марьку ногами и руками, огромными палицами и плетью, а впрочем, чем попадется под руку. Как не старался капитан остановить бесчинство, никто уже не слышал его. Ни предупредительный выстрел, ни его истошный вопль - все шло к одному, к жестокому убийству.

   Внезапно в небе блеснула молния, грянул ошарашивающий гром, подул сильный ветер обрушивая на головы яростный дождь. Многие в страхе разбежались кто-куда, но самые отчаянные продолжали колотить Марьку, даже успели привязать ее к столбу, кто-то из толпы поднес керосиновую лампу. Достаточно одной искры и дрова моментально вспыхнули. Мигом поднялся гигантский костер подлизывало языками пламени черное небо. Густой угарный дым шапкой поднялся над головами людей, а в том чаде Марька горланила не своим голосом, молила о помощи.
   Народ начинал уже ликовать, мол, так и надо с ведьмой, как из густого мрака показалась черная фигура. Озлобленный он громко клацал зубами и рычал, скалил острые как ножи зубы. Блеск молнии осветила землю, в незнакомце люди признали утопшего Демьяна. Женщины и мужчины в страхе рассыпались кто-куда.
Дождь пустился с еще большей силой. Вода начала поступать со всех сторон. 

 Не поверив в сверхъестественное, офицер вооружился табельным оружием, приставил его на показавшего утопленника Демьяна - водяного.
-Кто ты и как твое имя? - приказным тоном обратился капитан, на что неестественным голосом утопленник ответил зло сверкая светящими яростью и огнем глазами.- Зачем ты пришел? Зачем убиваешь этих людей?!
- Я Савал Демьян.- Булькающим голосом ответило существо, погружаясь в темную тень, омерзительным звуком он зашипел и откинул капитана в сторону.
  Савал посмотрел на испуганных до смерти людей точно как приговаривая их к максимальному наказанию - смерти. Не осознав своей вины все люди хотели бежать, спастись в лесу, однако река уже окружила сам хуторок и превратила его  в маленький островок. Течение резкое, водоворотов не меньше десятка. Вступив в воду означает верная смерть.
Глядя на испуганные лица женщин, кричащий от страха детей, увядая в пучину грязи капитан бросился помогать бедствующим. Дождь лил сплошной стеной, но капитан смело защищал людей высматривал  убежище для каждого, велел залезать на крыши домов или деревья, но на крышах сидели вороны и выклевывали людям глаза и руки, а на деревьях сидели смертоносные пауки. Эти шестилапые кусали взрослых мужиков, которые пытались спасти свои шкуры сбрасывая с толстых веток молодых девиц и детей.
Бежать было некуда.


    Вода все прибывала и прибывала. Вот она уже по щиколотки и выше поднимается, а в ней оголодавшие хищники Савала. Голодные рыбы взялись  прогрызать сапоги, впивались в ноги людей, пускали кровь. За рыбой пришли пиявки.А за ними, за добычей, пришли навки и другие утопленницы.
Спасая людей капитан ненароком повернул голову в сторону, увидев погорелую Марю и застыл... Демьян едва похож на человека, очень бережно окружил девушку морской пеной,будто та на легком облаке или пирине. Маря выглядела так, будто не была на костре вовсе. Все такая же прекрасная ликом царевны розовая кожа сияла серебром как полная луна, черные волосы красивой дымкой развивались словно на ветру. Она витала в его объятиях и была боготворима, как два голубя над бездной грешников, что вот-вот утонут точно как сам Демьян. И вода вокруг них  была тихая спокойная,и не бурлила, не заглатывала в свое жерло и не уносила на дно.Как царь и царица они оба витали над землей и смотрели на исчезающий под воду хутор.

2.
    -До сих пор здесь одни колодцы да цоколи тех хат,- выдаваясь в подробности рыбак докуривал последнюю сигаретку, рукой показал на едва заметные в траве бугорки.- И не дай Бог кому взбредет в голову закрыть колодцы! Река тут же разольется! И упаси ваши души!

- А Марьку и Демьяна видели?

-А как же! В полнолунию здесь можно много чего увидеть: хозяина Савала и Марьку. А вы кто такие? Чего тут ошиваетесь?
-Да так, под постройку коттеджного городка место ищем. База отдыха тут будет.
- Да ладно, и Савала не боитесь?
- А что, нужно? Ты не боись, отец, мы священника пригласим, освятим землю.
На что старый рыбак посмотрел на собеседника испуганно, перекрестил его крестом православным, собрал свои удочки и сумку, молча пошел своей дорогой.


Рецензии