О терминах могъол, монгъол и нирун

Иллюстрация: Авары (обры) на землях бывшего Царства Гепидов, которых они одолели с помощью другого вост.-герм. племени -лангобардов. Bayern - Бавария с племенем "баюваров", которых вначале обры атаковали, затем сдружились и поддерживали. Авары сумели захватить запад совр. Австрии и всю территорию совр. Венгрии,т.е. Царство Гепидов. Эти земли представляли собой. собственно аварскую часть  каганата. В качестве наиболее многочисленной этнической группы аварского объединения можно выделить славянские племена. Согласно трёхтомной Истории Венгрии, главный "хринг" (hrings) аварского племени располагался в Трансильвании, г. Темешваре/Темешоаре на терр. совр. Румынии. Австрийская историография считает княжество Awarenmark - первым камнем в фундамент австрийской государственности.

Studia Paramongolica

About the terms "Mongol", "Moghul", "Nirun" in the languages of the North-Eastern Caucasus.


О терминах МОГЪОЛ, МОНГЪОЛ и НИРУН


Мы полагаем, что этнические термины МОГЪОЛ/МОГЪУЛ и МОНГОЛ (халх. произношение МОНгГЪОЛЪ) - это, с большой долей вероятности, не одно и то же. Последнее навязал в административном порядке Чингисхан. "Моголы" и "могольские" языки однако сохранились до сих пор на маргинальной периферии монголоязычного мира. В нахско-дагестанских языках существуют оба термины и они разные по смыслу.

"Манги" и "менг" представлены как в ауарских диалектах, так и чеченском языках. В обоих это деревянная конструкция. "Манги, менги"- ав. диал. "тахта"( подобные термины могли обслуживать значение "трон"), МЕНГ "закром (небольших размеров)". Чеченское соответствие ав. диал. "манги/менги" - МАЬНГА "кровать", маьнгин, маьнгиниг "кроватный". Как мы уже подметили, слова "кровать, диван, седалище" - типичны для понятия "трон, престол" в разных языках. Если дополнительно пошарить в специализированной литературе по ауарским диалектам и чеченскому языку, то можно обнаружить ещё одно значение - "деревянный желоб, предназначенный для водопоя". В любом случае - это деревянная конструкция. "-ол", "-ул" морфологическая единица общая как для монг., так и ав. языка, указывающая на принадлежность. В самих монгольских языках эта лексика не сохранилась и поэтому им непонятно значение. А раз и самим монголам неясно в наши дни почему они "монголы", то тем более и всем остальным. Мы предпологаем, что даже в эпоху чингизидов далеко не всем было понятно, что такое "МОНГЪОЛ", потому что монголы- это такое сообщество, которое как-то совсем не озабочено наличием или отсутствием "тронов, престолов". Они просто приняли то, что им предложил Чингисхан. Но не всё так просто.

До чингизидского ХАМАГ МОНГОЛ УЛС (букв. "всемонгольское государство"), существовало ещё НИРУН (МОНГОЛ) УЛС. Оно остановило экспансию Китая. В научном мире широко распространено мнение, что объединение НИРУН к которому принадлежал и сам Темуджин, имело антропологические отличия от других монголов. В частности, им приписывается светлый цвет кожи, волос и глаз. Сам Темуджин был к тому же высокого роста. Рыжие, белокожие и краснощёкие монголы до сих пор вполне реально существуют, по крайней мере немалое количество сельских монг. детей именно так и выглядит - подвижные, работящие, улыбающиеся с белыми лицами и с румянцем на щеках. Грумм-Гржимайло и бесконечно вторивший ему Гумилёв Л.Н. полагали, что группу "НИРУН МОНГОЛ" следует понимать как монголизированную ветвь белой расы. Оба им приписывали, в частности, динлинов. Мы в эти дебри вдаваться не будем, потому что всё это бездоказательно. Наш подход- лингвистическая археология.

В монгольской историографии исторические АВАРЫ -это абсолютно всегда часть монгольского мира, ушедшего на запад. Никогда и никакого иного взгляда на аваров у мнгольских историков не было. Авары- вухуань, протомонголы. Всё. Другой точки зрения у них нет. Если просмотреть монглоязычные интернет-страницы, то вы там обнаружите, что они упоминаются как НИРУН МОНГОЛЫ. Их часть. Из изложенно там на халха-монгольском явствует, что были "сяньбийцы", были "нируны" и были "хамаги".Нируны отхлынули в западном направлении из за мятежа древних тюрков и нападения китайцев. И это всё из общей истории монгольских народов. Авары у них в категории "нирун". А давайте не станем испытывать терпение читателей и зададимся простым вопросом, а могли ли предки современного ауарского народа когда-либо причислять себя к "монголам"? Ответим решительно- к "монголам" более чем сомнительно, а к МОГОЛАМ (МОГЪОЛ, МОГЪУЛ, МУГЪАЛ и т.п.) вполне. И как бы это одиозно и вызывающе не звучало, скажем прямо: АУАРЫ ДАГЪИСТАНА И ВЧЕРА БЫЛИ МОГЪОЛАМИ, И СЕГОДНЯ ОНИ МОГЪОЛЫ, только они сами об этом не догадываются )). Нет, совр. ауарский нет оснований причислять к языкам собственно монгольской группы. Но он рядом, параллельно с монгольскими языками.  Теперь начнём разбираться.

ВЕЛИКИЕ МОГОЛЫ

Если вы погуглите в инете с запросом "великие моголы", то вы там наскребёте инфу о том, что "великие моголы" - династия мусульманских завоевателей (большей частью из предков кочевых узбеков), сумевших захватить Сев. Индии (совр. Пакистан и часть Индии) и создать там го-во Великих Моголов. И термин "могол" они якобы взяли для устрашения противников, для пропаганды собственного величия и превосходства. Мы в этом однако сомневаемся. Вовсе не поэтому. Согласно результатам генетических исследований международного коллектива генетиков, узбеки как минимум Афгhанистана, наряду с хазара Афгhанистана и Пакистана - ближайшая родня кавказских ауаров по отцовской линии. Относительно близки они также кайтагцам и кубачинцам, в первую очередь ауарам и кайтагским даргинцам, затем кубачинцам. У нас нет генетических выкладок по собственнно узбекистанским узбекам, мы имеем ввиду лишь узбеков Афгhана. Сделайте вывод сами- именно узбекский костяк среднеазиатских племён ворвался в Сев. Индию.

Самоназвание "уьзбек" - не более чем фикция. Это имя одного из их мусульманских правителей. На самом деле, на каком-то исторического витке прошлого они должны были именоваться МОГЪОЛ, МОГЪУЛ. Если не все, то, по крайней мере, "могъолами" могла считаться какая-то часть кочевых узбеков из Сибири.Сам же Тамерлан принадлежал к тюрко-монгольскому племени барлас и источники его описывают как шатена.

НИРУН: НУРУН,НИРОО

Эта основа-НИРУН- на первый взгляд отсутствует в нахско-дагестанских языках.В чеченском есть НИРУН "холера, дизентерия" и имеет ли это непонятно откуда взявшееся слово к нирун-монголам какое-то отношение мы вроде-бы не знаем. "Холера" - смертельное заразное заболевание, несущее тотальное обезвоживание организма, как и дизентерия. Последняя намного послабее. Ничего подобного в дагестанских языках мы не встречали.Правда, собственно ауарская моровая язва человечества будь-то холера или чума носит арабское обозначение "вабъа". Собственно ауарский оригинал никому не известен, он утрачен. Поэтому оставим "нирун" в чеченском без бесплодных попыток хоть что-то выявить и обратимся непосредственно к монгольской лексике. Впрочем, монгольско-русский словарь мгновенно даёт нам ответ, почему в чеченском НИРУН "холера, дизентерия":

1. Чеч. НИРУН и халха-монг. НУРАХ

халха-монг. НУРАХ "разрушаться, обваливаться, оползать", "проваливаться (о плане), ср. чеч. НИРУН. Таким образом, можно фиксировать, что монг. языкам значение чеч. "нирун" известно. Впрочем, ещё одно указание на "холеру и дезинтерию" обнаруживается в дагурском - НИРГАА "редкий, жидкий, разрежённый". При дизентерии нещадно поносит.

2. Чеч. НУЬЙР и халх. НУРУУ

Чеч. НУЬЙР "седло", НУЬЙРАН "седельный": халха НУРУУ 1. "спина, спинной хребет, позвоночник; 2. НУРУУ 2. "хребет", "состояние", уул нурууд "горные хребты".  Здесь через значение "горные хребты" всё сходится, потому что и в ауарской топонимике существует "СЕДЛО-ГОРА" (Кьили-меэр). И это, действительно, горный хребет. Третье значение НУРУУ не столь уж важно, это - "скирда" (в ауарском- "гъуни"). "Скирдовать" в переносном значении -"собирать в группы", ср., напр. афганское соответствие ав. ГЪУНИ "скирда": ГУНИА "мешок", ГЪУНДЫЙ "холм, бугор",  ГЪУНД  "полк", ГЪУНДАВЫЛ "собирать в группы, отряды". Напомним, что одно из значений халх.-монг. НУРУУ - "скирда". 

Дагур. НИРОО "спина, хребет"; 2. "прогон" (горизантальная балка на крыше дома), аул нироо "горная цепь,горный хребет", гэрий нироо "прогоны крыши" (горизонтально расположенные коньковая и боковые балки крыши), НИЭЭРД "спина".

Здесь нет никаких сомнений в том, что чеч. НУЬЙР обладает родством с халхасским НУРУУ и дагур. НИРОО.

В Ойратском Синьцзяна однако нет никаких НУРУУ и НИРОО. Теперь, так сказать, повернёмся лицом к ауарскому (и не только) обзначению "спины, хребта" и т.п. и сразу всё прояснится:

Ав. МУГЪ, диал. МОГЪ "спина". В родительном падеже даёт следующие варианты:  мугъзал, мугъалзул, мугъал, могъил. Таким образом, "спина" в родительном падеже в ав. диал. фиксируется как МУГЪАЛ, МОГЪИЛ.

МУГЪАЛО "ноша на спине", "плетённая корзина для фруктов" (другое название "кьилихъан", где общеауарское "кьили" означает "седло"). МУГЪЧIВАЗЕ "положиться, опереться на что-л."

Не станем отвлекаться на мелочи, так как мы идёт прямой дорогой к значению этнонима "МОГЪОЛ", заметим лишь, что в ауарском "спина" имеет продолжение в виде МАГЪ - "хвост". Последнее просто прекрасно отражено в халхасском как МОГОЙ (могъой) и дагурском МОГУ (могъу) "змея".

Если окунуться в детали монгольского этиологического мифа о чудесном происхождении предков монголов (в данном случае - "нирунов"), то можно заметить, что Алан-Гоа посещало знамение (монг. нуьуьр -"лицо, лицевая сторона", нар, наран "солнце"), входившее в круглое отверстие юрты в потолке, затем шатёр ярко освещался золотистым цветом и перед Алан-Гоа всякий раз оказывался красивый юноша, перед которым она не могла устоять. Наутро он уходил от неё в образе сивогривого волка. В мифе однако указано, что ПО ХРЕБТУ ВОЛКА ШЛА СИНЯЯ ПОЛОСА. Этого волка, сидевшие в засаде  хотели пристрелить из луков, но один из  них отвёл луки и в ужасе прошептал: "Да вы что, не смейте! Это же знамение священного синего неба!" Так было положено начало нирунским родам среди монголов.

Известно, что эта мифология с гордостью объявлялась нирунами другим монголам и часто наталкивалась на высмеивание нирунов. Алан-Гоа хамаги трактовали как "гулящую бабу", которой, якобы ничего не оставалось как "нагуленное" потомство объявить детьми "сивого волка" и здесь вообще нечем гордиться. Нередко подобные ситуации приводили к дракам между монголами. Чингисхан, будучи сам из нирунов, категорически запретил монголам ставить под сомнение сюжет о чудесном происхождении нирунов. Заметим, что Чингисхану из за "троллинга" хамагами нирунов, пришлось дважды собирать курултуй, потому что по степи был пущен слух, что "нируны собрались и объявили Темуджина Чингисханом и это не наш выбор, мы за Чжамуху-сэцэна".

СПИНА

Ав. МУГЪ, МОГЪ

Андийское МИГЪУЛ, каратинское МУГЪУЛ, бежт. МИХЪАА, тляд.-кар.,кар. МИХЪАРО, гунзебское МЫХЪЭР

Дарг. диал. МУЪ

Во всех остальных нахско-дагестанских языках по-другому, но это не означает, что такого слова вовсе нет, просто оно разбросано по языкам с изменённым значением. Просто на данный момент нет в значении "спина", "хребет". Но см. однако лак. МАГЪ , кистинское (цова-тушинское) МУГI "хвост".

Мы помним, что ещё в советском учебнике История Азии и Африки для студентов исторических факультетов мы в статье посвящённой монголам нашли информацию о том, что значение этнонима точно неизвестно, но одна из версий гласит, что это слово существовало ещё до чингисхановской декларации о всеобщем монгольском государстве и оно имело значение  что-то вроде "получать древнее". Так вот, ауарское МУГЪАЛО и есть то самое искомое "получать древнее", потому что это основа с значением "спина,хребет", а МУГЪАЛО- то, что переносят, переправляют во вьюках и корзинах, притороченными к седлу, на арбах или собственных спинах, мугъал-иб "на спине".

ОТСЮДА "МОГЪОЛ" - ЭТО "СОТОВАРИЩ", "СПИНА", "ПОДДЕРЖКА",а также "СЕВЕРНАЯ СТОРОНА". А "монгол" (от "манги", "менг") "деревянная конструкция, тахта (трон?). НИРУН (от "нуруу", "нироо") должно было восприниматься в том же или почти в том  значении, что и "могъол".

Мусульманские завоеватели Сев. Индии, они же - отцы-основатели мусульманской страны с атомной бомбой- Пакистана, не играли ни в каких "монголов", они ими были, но только не "монголами", а "могъолами". Повторяем, в монголоведении- "могул, могъол"- это маргинальный монгольский мир на окраинах, прежде всего в мусульманских странах, например, Афгhанистане. В языке пушту родной край как "могъулов", так и "хазара" - МОГЪОЛКОТ. Последний компонент соответствует "ауарскому "къватI"- "улица, внешняя территория", в монг. же языках "хот", "хотон - "стойбище, город" и т.п. Свою малую родину-Пуштунистан- пуштуны никогда не называют "-къот"

Вывод: Судя по ауаро-андо-цезской лексике ауары Дагъестана - это "могъолы", которые однако сами не знают, что они "могъолы". Им просто в голову это не приходит )). Прямо словно по сценарию триллеров, в которых отлавливают людей, в чём-то провинившихся перед мстительным изобретательным маньяком и он закрывает их в каком-нибудь подвале, гараже, заброшенном здании. Они просыпаются, долго трясут головой и никак не соображают где они и зачем? Лишь со временем в их головах восстанавливается прошлое и они, наконец, осознают весь ужас происходящего, а заодно начинают пересматривать собственное прошлое, находя его местами ошибочным и недостойным.


Рецензии