Пятый угол, часть 3

3

Алексей замолчал, задумался, посмотрел на последние отблески потухающего заката. Его взгляд эти отблески отразил и вскоре они потухли, а вместе потух и взгляд. Ярче высветился месяц и звёзды. От воды ветром стало наносить прохладой, плескалась рыбка и шумел недалёкий спад воды на дамбе. Изредка доносились звуки ресторана, который располагался на берегу и зазвенели, застрекотали цикады. Мы, как два старых японца на берегу наблюдали жизнь... Сидели, беседовали, рассуждали...

Старый пруд
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.[1]

— Знаешь, многое можно понять, — после некоторого молчания опять заговорил товарищ, — Объяснить уход жены, материальное обеспечение для женщины важно, но никак я не возьму в толк вот что... Я говорю сейчас о сыне моей жены от первого брака, который был со мною с трёх лет, называл меня более десяти лет «папой». После развала семьи ни разу, ни единого блин раза, не позвонил мне... Неужели у него не шевельнулось ровным счётом ничего, не ёкнуло, а как там тот, которого он звал отцом?.. Что с этими людьми? почему так? Сработала память о накрученных ушах? Так я и своему крутил, ровно столько не больше... Также и мне драли их в детстве. Возможно это!.. Постой! но это же мелко, на столько ничтожно на фоне, что было хорошего в семье. А если так, значит мало ему крутил уши, значит не смог объяснить главное в этой жизни. В начале нашей совместной жизни меня спрашивала жена, смог бы я его усыновить, его родной отец совсем не касался жизни своего сына, я ответил отказом... Это повлияло?.. Думаю его мама вряд ли поняла моё объяснение. Это сложный вопрос, не пальцем воздух прочертить. Ведь кроме моего согласия, есть ещё его бабушка и дедушка, каково было бы им, со стороны отца которые... Это такие сакральные понятия, что не думать о них, значит грешить перед законами нравственными... Теперь я уверен, что поступил правильно и перед собой, и перед ними, а внук остался с их фамилией...

— Чему тут удивляться, значит понятие «отец» был лишь звуком, который произносился без внутреннего трепета... Это, как имя. «Папа», ну и «папа», это как любое имя, просто имя... Нет внутри такого, что связывает не только родственная кровь, но и что-то более глубокое. Это глубокое редко, но бывает у неродных по крови... Притяжение родственных душ. Думаю, что с малых лет не было того глубинного взаимопроникновения, когда связь не только на генном уровне, но и на гораздо более высоких духовных уровнях. Кармических что ли... Встречи не бывают просто так! Возможно вы притянулись по законам друг другу, выполнили свои задачи и разбежались по своим программам... Хотя кто может знать? Такое на поверхности не валяется, его не понять, не охватить разумом человеческим.

— Но ведь многое было хорошо и правильно, что уж греха таить... Так где схоронилось оно, это хорошее? Не может же всё объяснено человеческим эгоизмом, — грустно произнёс товарищ.

Я возразил.

— Нельзя только ему в вину ставить, а мама его?.. Она могла рассказать сыну о хорошем, что было в вашей жизни? Могла? — и тут же ответил самому себе, — Не могла, тогда надо было свой поступок объяснять, почему случилось так. Проще положить вину на того кого оставили, так легче... Что по-твоему помогло тебе выбраться из «угла», что б уже закончить начатое?

— Да-да, хватит о триггерах, — Алексей спохватился, — О них можно долго разговаривать, надо закругляться. Здесь главное не упустить о воле, о силе воли и других сопутствующих понятиях, что помогают человеку вылезти из ямы, собственными руками вырытой. Волю надо включить в жизнь свою так, чтобы уже не выключать. И бить, и бить в одну точку, в самый лоб пороку... Попробую развернуть значение воли, а ты при письме не упусти, если писать будешь. Хорошо!?

— Так ты же подкалываешь меня, с издёвочкой относишься к моим записям, —усмехнулся я, но кивнул утвердительно.

— Ладно, ладно обиженного не строй... А теперь серьёзно... Сразу скажу, внутри тебя должен кипеть котёл желания, прямо жажда выползти из ямы... Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя сомневаться, что у тебя не хватит сил вытянуть себя из болота, помнишь барона Мюнхаузена, когда он вытащил себя за волосы. Смешно, но часто я вспоминал его. Здесь важен момент, когда ты доходишь до крайней точки, до самого дна, такого, что оттуда уже не постучат и оттолкнуться. Но доводить себя до такого тоже нельзя, теряются силы и возможности вернуться к нормальной жизни... Свою проблему надо обязательно почувствовать, проникнуться ею, а для этого смотреть на себя так, как заслуживаешь, жёстко и самокритично. Сканировать себя со стороны! Всё видеть в себе, все изъяны и чувствовать все бугры.

— Постой, постой, — прервал я собеседника, — А как же совет психологов?.. Они говорят: «Важно «подружиться» со своими недостатками и ослабить самокритику», то есть они советуют «полюби себя»...

— Ну полюблю себя и что? это поможет? Утверждаю, не поможет!.. Надо не видеть в себе «верх совершенства», как назидают психологи, какое уж тут совершенство? Надо чувствовать в себе «раба Божьего», который живёт и нарушает Его законы... Этому «рабу» должно быть стыдно в первую очередь перед Ним, а потом перед родителями, детьми и всеми своими родственниками, людьми. Такая очерёдность... Только не придирайся к понятию «раб божий», в него я вкладываю человека, что живёт по законам божьим. «Раб» не в понимании угнетённого, а исполняющего должным образом заповеди Христа. А то народ наш гордый, как слышат это слово, становится на дыбы. Как будто гордость сразу вывезет в свободную от всего стихию... Понятно?.. А теперь о воле немного пробежимся...

— Алексей, если можно, попроще и попонятливей, без заумных выкрутасов.

— Попроще? пусть читают сказочки на ночь, хотя и сказки такая форма, куда вложены знания, мудрость многих поколений, передаваемых устным путём. Это потом их записали для нас цивилизованных, чтобы мы окончательно не утратили связь с настоящим словом, живым и образным. Как получится, не обещаю...

Так вот, воля – это ёмкое и важное понятие. Оно вмещает одновременно и свободу, и желание, и возможность действия. Без воли человек и дня не может прожить, не сможет утром встать, приготовить завтрак, пойти на работу. Каждому действию человек прикладывает свою волю, но с разной степенью силы. Согласись, куда меньше борешься с собою, если утро солнечное, бодрое и тебе надо идти выполнять любимую работу и наоборот, когда всё хмуро, идёт дождь со снегом, тебе не хочется вытаскивать себя из тёплой кровати, а ты к тому же больной, но необходимо идти на нелюбимую, постылую работу. Прикладываешь разную степень силы воли. Согласился?.. Хорошо!.. К удалению у себя недостатка, который сроднился с тобою, потребуется приложить ещё больше силы. А сколько сил потребует порок, что губит тебя? Ещё больше сил потребует приложить для изжития его... Здесь никакая религия, ни один человек, никто уже тебе не поможет. Этот гордиев узел можно только разрубить мечом воли!.. Сила воли!.. Ещё одно важное обстоятельство для того, чтобы действовала воля, нужен незримый приказ который рождается где-то внутри нас, в духе!.. Приказ воли и личная ответственность за себя - это нерушимая связка...

Когда ты ответственный за себя, за рядом живущих, ты призываешь на помощь Высшие силы, происходит слияние воли твоей и воли Высшей. Ты уверен в себе, веришь в себя, призываешь в молитвах Светлые силы, а там Всё видят... Ты Им словно разрешение даёшь идти к тебе на помощь... «Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают...».[2] Слышишь какой стих! поэзия мудрости вечной... Надо знать, что действует закон «свободного волеизъявления». Помощь конечно всегда идёт от незримых сил, а здесь ты даёшь разрешение и просишь их о помощи. Отдаёшь им себя сознательно, но обязательно! не опуская рук своих. Я не знаю, как простыми словами объяснить это, просто знаю, что так работает, это так само, что меня зовут так, а не этак, не каким-то другим именем. Может быть к этому пониманию тоже надо подойти, но можно же и просто поверить для себя, призвать божью рать в помощь и делать это на первом этапе каждый день и по нескольку раз. Кто не знает, как сказать, пусть повторяет Иисусову молитву, но опять же важно, не барабанить слова, как в медный тазик, а с чувством, с толком, вкладывая в них смысл произносимых слов молитвы...

Приказом воли мы гасим силу сторонней мысли. Что это? а то, что нам нашёптывают со всех сторон о притягательности порока, о его чудодейственной силе быть свободным ото всего нравственного, от всего что тормозит окунуться в него с головой. Человек без воли – ничто, а воля это энергия, которую надо применить и тренировать, как мы тренируем мышцы. А ведь ни один мускул не дрогнет, если не приложится воля. Воля и устремление себя в нравственные ориентиры... Это понятно?.. Постоянству устремления и воле соответствует постоянство достижений, так постоянство, вложенное в устремление и даёт свои плоды. Устремление без воли красивые слова, за которыми нет движения! Воля это едва ли не самое главное в человеке, почти всё зависит от неё... Сила духа проявляется в действии, поэтому надо уяснить железно, что заметный результат может долго не проявляться без целеустремления и терпения. Сила растёт в применении её на практике! Ежедневная уверенность, что обязательно способен победить в себе порок, есть наиглавнейшая. Это таран воли, способный пробить брешь в любом пороке. Потом только методично бомбардировать и бить в одну точку. «Я могу, я хочу, я добьюсь!» У меня брат младший – талантище, нечета мне, всё говорил: «Нам с тобой не выбраться...», он тоже пристрастился к «погибели». Я ему возражал, часто крепкими словами, что выберусь и ему говорил, надо верить, умолял его знать и верить, нет! не верил, был как растение перекати-поле... Так и не выбрался, не выполз... Это болит больше, чем о себе. Обидно за него, как за творение Божье! Рос рядом, нежный, красивый, такие ожидания были и вот...

Вера, сила воли, действие, вера в себя, убеждённость в правильности, целеустремление, методичность и источники радости... Источники радости я как-то мало упомянул, а они важны, ими мы забираем у грусти пространство, а значит добавляем силушку и уверенность в себе это очень важно! Да! Будут срывы и не один, не два, а десять, сто и больше, будет отчаяние, слабнуть силы и уверенность в себе, да разве это может сравниться с тем, что впереди, а впереди победа над собой, над тем, что тебя опускает, что вообще не в природе твоей. В природе твоей то божественное, что и заложил Создатель! Можно убивать его!?.. Главное там, где-то внутри верить и знать! верить и знать! что сможешь победить страсть в себе, устранить порок!.. Это как мантра, повторял и буду повторять – быть уверенным в себе! Есть мужики, что побеждают приказом воли. Сказал, как отрезал, но я редко встречал таких...

— Это больше теоретические понятия, применимые на практике, а есть иное попроще, что тоже надо не упускать?

— Опять попроще... Но ты прав, надо включать всё, что поможет, даже дружбу с собутыльниками прекращать, хотя какие они друзья?.. Самое простое, что я использовал, не заходил в супермаркеты, в отдел, где всевозможные, мыслимые и не мыслимые ряды алкогольной гвардии стоят, в красивых бутылках с манящими этикетками. Это ничего, что большей частью разливают из одной бочки в разные упаковки, главное как стоят! шеренгами, много, как на параде... До сих пор смущают, когда смотрю. Ещё включал такое, что дома запирал себя на какое-то время, но вечно же сидеть не будешь. Старался не ходить в тех местах, где встречу своих подельников по застолью. А было и такое, идёшь по улице, где точно не должно быть их, и что ты думаешь? идёт на встречу тот, с кем встречи избегал, вот уж поистине «рыбак рыбака чует издалека»

Собеседник замолк, сигарета в руках давно потухла, Алексей чиркнул зажигалкой, вспыхнул огонёк, лицо задумчивое озарилось на мгновение,

— Я тебе рассказываю, в надежде, что запишешь, другие прочитают... Может что возьмут себе. И если кому-то поможет, буду только рад этому. Переживаю за тех кто пошатнулся... Не за себя, а за тех кто в разгуле и мнимой храбрости пребывает. Обидно за талантливых, просто хороших людей у которых, как в поговорке «было ремесло, да хмелем поросло». Знаю, чем может закончится выпрыгивание из нормальной, спокойной жизни, которая топится обильным употреблением, чрезмерным весельем, шумным разгулом..., — помолчав добавил, — Мы закончили разговор о «пятом угле», грустная тема... Да мне совсем не хочется на грустном заканчивать, потому что всегда есть за грустью другая светлая пора, такая пора у меня наступила после «угла». Появилась новая семья, родилась дочь, что в свою очередь ещё усилило мою решимость окончательно изничтожить в себе тягу и..., как видишь. Я живу, дышу, смотрю на закаты, слушаю по утрам пение птиц и восторгаюсь утренними красками восхода солнца, это ли не жизнь!? Браво Создателю за всё, что выпало на мою жизнь, благодарен Ему за все уроки, тяжёлые, неприятные, да зацикливаться разве можно на плохом и винить никого, кроме себя, нельзя. Впереди жизнь и я приветствую её!

Алексей умолк, долго смотрел на поверхность воды, в которой во множестве отражались звёзды, как вечное напоминание нашей жизни, непростой, но всё же прекрасной... Мне пожелалось ему слово сказать такое, какое могло многое объяснить, утешить, но оно не приходило, вроде крутилось вокруг да около, но ловиться на язык не хотело. Вспомнилось тютчевское, «мысль изреченная, есть ложь...». Поэтому, наверное, оно притаилось где-то вне меня? Да и надо ли ему было оно, он всё знал сам, трудными путями, горькими уроками пришло к нему это знание. Такое дорогого стоит!

И был уже глубокий вечер, и была прохлада от осени. Осень медленно, но заметно наступала. Разговор помогал не замечать её, а как закончили, то ясно ощутили её холодок. Я сказал товарищу своё сравнение с двумя стариками японцами, он живо откликнулся стихом.

Мы разъехались по домам, но ещё долго крутилось в голове хокку, что Алексей процитировал в конце беседы.

Я в полночь посмотрел:
Переменила русло
Небесная река.[3]

«Переменила русло Небесная река», но разве не прекрасно!?.. Вот так и жизнь меняет русло в прекрасное далёко, надо просто смотреть в него, чтобы что ни случилось, всегда знать, что оно есть там, куда смотришь... Вот и нашлось то, что мне никак не удавалось извлечь из себя, товарищ сам его нашёл.

-------------------------
[1] Японское хокку Мацуо Басё (1644-1694)
[2] Евангелие от Иоанна. Глава 15. Стих 5-6
[3] Японское хокку Хаттори Рансэцу (1654-1707)


Рецензии