Проклятие памяти
Умберто Эко – Жан-Клод Карьер «Не надейтесь избавиться от книг» книга-разговор, записанный Жаном Филлипом Тоннаком.
Вот эти два человека немыслимой эрудиции, являющиеся примером гуманизма и двадцатого и двадцать первого веков, со всей серьёзностью обсуждают древнюю форму наказания зарвавшихся публичных людей для нашего теперешнего времени.
Вероятно, они считают, что в те далёкие и, надо полагать благословенные, времена, узурпаторы власти, участники подлых и нечестивых заговоров и запятнавшие себя позором императоры устанавливались неким высшим, непогрешимым судом, достоверно знающем безусловную истину об этих несомненных преступниках.
Дело в том, что нам с вами, во времена совсем недалёкие, очень хорошо известно активнейшее применение этого самого Damnatio memoria, когда разоблачённые и во всём сознавшиеся враги народа, только что смотревшие со всех плакатов на демонстрациях и упоминавшиеся во всех без исключения газетах и даже энциклопедиях, таинственным образом исчезали совершенно отовсюду, словно бы их и не было никогда на этом свете. А потом удивительным образом становилось известно, что эти, исчезнувшие, были ничем не лучше тех, кто велел применить к ним «проклятие памяти». И эти распорядившиеся, как оказалось, злодеи, узурпаторы и кровопийцы гораздо худшие, чем те, которых они велели вычеркнуть из истории человечества. И уже вымарывались отовсюду в свою очередь и эти негодяи, а затем – следующие… Пока не остался один единственный, который уже с совершенной безусловностью должен был обладать воистину божественными добродетелями и таковой же прозорливостью, раз именно он принял решение о Damnatio memoria к несметному сонму наигнуснейших исчадий ада человеческого.
И всё бы было наилучшим образом в этом наилучшем из миров, если бы не скончался неожиданно бессмертный светоч безусловной истины. Потому что оказалось вдруг, что именно он, чьё второе имя только что звучало, как «непогрешимость», оказался самой распоследней сукою! Таким немыслимым кровопийцей, клятвопреступником и самим дьяволом во плоти, что должен был содрогнуться в немыслимых корчах сам Ад, если бы он существовал где-нибудь в нашей Вселенной.
Так что, как кажется мне, люди со времен Древнего Рима изменились довольно мало, а потому особая форма посмертного наказания, которой, видимо, пытались пугать друг друга какие-нибудь Сулла и Гай Юлий, скорее всего не очень-то пугала даже и их. А уж мы-то, могущие сделать со своим прошлым совершенно любую пертурбацию, и пытающиеся делать её с настоящим, не убоимся древних проклятий, как не боялись их и особенно продвинутые древние…
Свидетельство о публикации №223111700453