Необъяснимый феномен

      Попытка объяснить одну пикантную ситуацию заставляет меня вернуться в 1980 год, т.е. на 43 года назад, когда волею судьбы я попал на Кубу. Правда, не только волею судьбы, но и содействием  моего старшего товарища,  академика Владимира Александровича Тихонова. Это был очень неординарный человек, не признающий никаких авторитетов.  Он продвигал свои идеи по хозяйственному расчёту в аграрной отрасли, что в те времена для партийных и хозяйственных органов означало   неподдельный  криминал. Он незадолго до этого вернулся из Вьетнама, где проработал  2 года. Вьетнамцы высоко оценили его работу, наградив его Орденом Труда 1 степени.  Его идея о создании кооперативов в стране не воспринималась ни наукой, ни властью. Поссорившись с функционерами от науки и партии в Новосибирске, академик переехал в Москву. Когда он узнал, что и у меня осложнились отношения с президентом нашего отделения, то предложил мне оформить  командировку на Кубу на 2 года.   И вот я оказался  в Гаване в составе специалистов сельхозгруппы в количестве 35 человек. Будучи любопытным  от природы, я, прежде всего,   стал изучать своих коллег. Пытался разобраться, что каждый  из себя представляет. 
      35   убеждённых коммунистов не могли обходиться без парторганизации и секретаря с привычными регулярными собраниями, словоблудием и прочей ерундой.  В моей  подгруппе было 3 специалиста. С них я и начал. Двое были из Краснодарского края, один из Белоруссии и я из Сибири. Валентин С. ожидал приезда жены и дочери. Они почему-то от него отстали.  Он сразу же был замечен мною в желании познакомиться с какой-нибудь симпатичной мулаткой. Не зная ни единого слова по-испански, он хвастался одной фразой: «Компаньеро, бамас а ми каса». Что в переводе означало:   Подруга, пойдём ко мне домой.  – «Валентин, а если я по приезду твоей жены расскажу ей о твоих успехах  в испанском языке, то, что будет?»  - «А ничего не будет. Я начищу тебе морду, а с Людкой как-нибудь разберусь. Но, ты же сибиряк, ты же такой подлянки  не сделаешь».  – « Не бойся, Валентин, конечно, не сделаю. Но, зависть всё же берёт».  За компаньеро ему не пришлось далеко ходить. Рядом располагалась школа-интернат, типа нашего техникума,  где было много молоденьких девчат. Иногда Валентин делился своими успехами. Но, только об одной дивчине отозвался как о сексуальной наставнице. Его вольная жизнь закончилась чрез 2 месяца, когда приехала вся семья. Мы с ним сблизились  прежде всего потому, что его корни тоже были сибирские.  И хотя у него было высшее образование,  он не обладал необходимыми знаниями для решения тех задач, которые перед нами стояли. На Кубу он попал за большую взятку.
        Толя К. был полной противоположностью Валентину, настоящий казак. А жена его казачка в квадрате, поэтому он довольствовался на стороне только тем, что восхищался фигурами негритянок и мулаток. Что касается его инженерных знаний, то  тут был полный провал. Оказалось, что он был персональным водителем секретарей крайкома партии, закончил   институт заочно, а на Кубу попал благодаря содействию своего бывшего шефа. И тоже за взятку, но меньшего размера.
         Белорус  Пётр С.  в отличие от нас загнанных в самый захудалый посёлок  «Флорис»,   поселился с семьёй (жена и дочь) в центре  Гаваны в фешенебельном отеле, который возвели  американские мафиози для себя. Однако,  Фидель лишил их не только этого отеля,  но   многого другого. Пётр  отличался культурой поведения, уравновешенностью и, несомненно,  хорошими инженерными знаниями. Но, нас, простаков, настораживал тот факт, что он единственный имел комфортные условия жизни. Ясно было, что какая-то мохнатая рука этому способствовала.  На первой же совместной пьянке по случаю чьего-то дня рождения мы все разоткровенничались, по одному для всех, как оказалось, важному вопросу – можно ли женатому  ходить на сторону. Да ещё при непрерывном присмотре парторганизации.  Все сошлись во мнении, что  при удобном случае и  с определённой долей осторожности это  непременно стоит делать. Тем более что в СССР и мулаток ,  и негритянок  найти сложно. Я тогда заявил, что хотя и есть желание гульнуть, но у меня новая жена,  и я изменять ей не собираюсь, но их стремление не осуждаю.  Валентин к концу застолья поделился небольшим списком уже оприходованных им девиц. И рассказал очень неприятную вещь. За банку консервов,  тем более за пачку кофе эти бедные девчата соглашались лечь в постель с незнакомым человеком. Такова была реальность социализма на Кубе.
       Некоторое время спустя приехал Лёва К. с молодой женой, после недавнего медового месяца. Я был с ним знаком по  одной  общей работе   в ВАСХНИЛ. Это был очень грамотный математик и заядлый рыбак. Поселили его в отдельном коттедже, когда-то принадлежавшем крупному кубинскому сахарному магнату.  Его соседом оказался армянин из другой группы. Лёва с удивлением рассказывал нам, что этот армянин перетащил из всех комнат  коттеджа зеркала в свою комнату.    – « Зачем тебе столько зеркал?»- спросил его Лёва.  – «Отдай мне вот это трюмо, и я тебе рассажу, зачем».   –«Но, обманул, сволочь, не рассказал.  Но зеркало забрал. Когда я зашёл в его комнату, то был поражён. Зеркала были даже на потолке». Этот армянский салон очень нравился женщинам разных расцветок, но обязательно среднего возраста. Чем их радовал армянин, Лёве выяснить не удалось. И его в этот салон ни разу не пригласили.
       Экспертом по женскому вопросу выступал  контрпартидо, прикреплённый ко мне  для освоения моделей расчёта оптимального парка сельхозмашин для Кубы. Это был  тридцатипятилетний мулат-красавец атлетического сложения по имени Нельсон.  Он окончил   университет Патриса Лумумбы, хорошо говорил по-русски, знал английский, но был полным профаном в математике. Его успехи по части овладения женщинами вызывали восхищение. Но, как ни странно, он предпочитал только белых женщин. Объяснить своё пристрастие он не мог или не хотел.
         Складывалась такая ситуация, что  для  решения поставленной перед нашей группой задачи,  мои «специалисты»  были непригодны.  Мне пришла в голову спасительная мысль обратиться  в мой родной институт в Сибири. Именно к тому самому главному шабашнику Анатолию Л.                («Провалившийся НЭП…» Проза.ру) .  Худо-бедно к началу второго года пребывания  расчёты были произведены с помощью сибиряков.
           А моя подгруппа, освобождённая от рутины расчётов,   ударилась в рыбалку, экскурсии и, конечно,  в блуд.  Лидером этого  направления стал Валентин С.  Но, ему мешала семья.  И он её под каким-то благовидным предлогом сплавил в Союз на целых полгода.  Я в их похождениях не участвовал. Но, вот однажды при праздновании дня рождения нашей переводчицы мы с Колей Ш. (занимался вопросами животноводства на Кубе) в крепком подпитии рванули на пляж, где познакомились с  несколькими очень симпатичными девахами. И закончили знакомство,  очутившись в одной из вилл. Результат был таков, утром я не обнаружил на руке  золотых часов, подаренных мне ребятами, когда я отбывал на Кубу. Скандал имел продолжение. Когда я вернулся на родину, пришло письмо на испанском. Поскольку моя жена знала этот язык гораздо лучше меня,  я попросил её перевести письмо. Выяснилось, что какая-то   компаньеро благодарила меня за подарок и незабываемые моменты нашего общения.  Скандал, устроенный моей супругой,  я перенёс довольно стойко, так как  наши отношения изменились и были если не полностью  разрушены, то получили глубокую трещину.      
          Отношения  в группе у меня было дружеские со всеми,  кроме одного -  Василия Т.  Наши жёны почти все ударились в добывание  драгоценностей  путём обмена   кофе, сигарет, спиртного  и продуктов, которых у кубинцев был страшный дефицит. Как я теперь понимаю, их увлечение этой деятельностью ослабило сексуальные контакты с мужьями, которые восполняли недостаток этих контактов на стороне, невольно сравнивая способности советских и кубинских женщин.  У наиболее   преданных семейным узам мужиков и несильно загруженных работой на кубинцев проявились таланты,  о которых они  в себе даже не подозревали. Например, Виктор Т. из куска чёрного дерева вырезал Венеру Милосскую, и от этого изделия невозможно было оторвать взгляд.  Единственный холостяк  в нашей группе возрастной Иван В. ударился в вышивание крестиком и создал несколько удивительно красивых полотен. А наш парторг  Алексей Р. (тоже кубанец) проявил талант в восстановлении 30-летнего джипа. Он буквально на коленке реставрировал детали этой развалюхи. А потом  гордо разъезжал на ней по Гаване.
       К концу нашего 2-хлетнего пребывания мы таки выдали кубинцам расчёты парка и очень их расстроили. Оказалось, что наша страна переусердствовала, поставляя на Кубу технику.  25 % парка были лишними, ненужными.  В то время как  в  СССР  за каждый «Беларус»   (МТЗ, Минский тракторный завод) шла  охота.  В то время Куба нашей стране  обходилась по миллиону  долларов в сутки.
К моменту возвращения на Родину у меня сложились уже товарищеские отношения с большинством из нашей группы. Расставаясь, мы обменялись адресами и потом интенсивно переписывались. И что же стало выясняться.    Первым из нас развёлся «скульптор»  Виктор Т. Но, особенно меня поразил развод белоруса, который кичился  и, как оказалось фальшиво, своей красавицей женой и её родственниками. Со временем список разведённых  рос.  Только двое  не развелись.  Я и Лева.  Надо честно сказать, что по возвращении с Кубы я охладел к своей жене. Объяснить это толком я не могу. От развода меня удерживало то обстоятельство, что был назначен директором института. А эта категория чиновничества находилась под постоянным присмотром партийных органов. А  жене было наплевать на наши интимные отношения. 
                У Лёвы К. ситуация была несколько иная. Он женился перед самой поездкой на Кубу. Но, его Алла  по рождению была татарка. И тому, как она за ним ухаживала, можно было только завидовать. Мы с Валентином решили, что Лёва не развёлся потому, что  высшая математика стала ему главной женой и вывела его в доктора наук.
 Постепенно переписка с моими товарищами  затихала. Прежде всего,  потому, что они стали уходить из жизни один за другим.    Возможно, причиной разводов и довольно таки ранних смертей было пребывание в субтропиках с иным климатом, чем  наш,  резко континентальный.
      С Валентином С. я несколько раз встретился.  Однажды, когда я был на Кубани, он мне здорово  помог. В то время он жил на своей даче, поскольку жена его выгнала из квартиры. Позже, когда  он приехал ко мне в Москву, тут же ухлестнул за моей  секретаршей. – «Валентин, чего ты развёлся с Людой? Хорошая, ведь, бабёнка»  - «Много ты разбираешься в бабёнках. Я её вытащил из грязи, одел, обул, построил квартиру и дачу.  А она, видишь ли, решила, что я её собственность.  И не приставай ко мне больше с вопросами. После Кубы я на неё смотреть не мог, не то, что ложиться в общую постель».   Мне подумалось, что я нахожусь в такой же ситуации. Но, у Валентина хватило мужества, а у меня его нет.  Может быть, подумал я, наши советские женщины, воспитанные в духе «облико  морале» не могли выдержать конкуренции со знойными кубинками? А,  с другой стороны, как сравнить наших супружниц, занятых  повседневными неотложными делами (работа, домашние хлопоты, воспитание детей, добывание продуктов, нарядов) и весёлых,   легкомысленно одетых,  всегда как будто бы пританцовывающих кубинок. Ведь на  Кубе существовало и всерьёз работало министерство карнавалов!
      Но, с «третьей стороны», мы знаем много фактов, когда иностранцы всерьёз увлекались нашими советскими женщинами, находя их восхитительными и достойными поклонения и больших жертв. Особенно хорошо это показано в фильме  В. Меньшова «Зависть богов».
        Все мои усилия всё же понять, почему так случилось с нашими ребятами, не увенчались успехом.  Но, вот однажды в довольно серьёзном издании я прочёл, что якобы в  законодательстве  США есть пункт, запрещающий назначать на важные должности тех, кто побывал несколько лет в тропиках или субтропиках. Слава Богу, в законодательстве РФ этого пункта нет.
        В заключение надо сказать, что из всех ребят, с которыми я продолжал общение, осталось   в живых только двое.   Остальных вспоминаю с грустью. Ведь они ушли из жизни, не дожив до пенсионного возраста.
   И всё же для меня  является  загадкой сложившаяся ситуация, почему  командировка на Кубу развалила, казалось бы, прочные семейные узы.   Это объясняется, возможно, какой-то одной причиной, которая осталась мне  неизвестной.
   30.10. 2004 г.
 P.S.   Я уже не помню, по какой причине это маленькое повествование  не   было опубликовано. Спустя почти 20 лет, описанная ситуация остаётся неразгаданной. В надежде на то, что, кто-то знает ответ на этот вопрос и  подскажет мне, я и публикую этот опус.
  17.11.2023 г. Минск


Рецензии