Битва за Юрьев как немцы захватили последний оплот

Немцы решили окончательно вытеснить русских из восточной Прибалтики, но на их пути осталось одно препятствие - древний город, имеющий важное значение в этих землях.

Источник: Яндекс-картинки.
История этого города началась в 1030-м году. Его основал Ярослав Мудрый - сын Владимира Крестителя. Несколько раз его жгли чудинцы, но он снова возрождался как птица Феникс. Сейчас Юрьев носит название Тарту и находится на территории враждебной России Эстонии. Итак, мы подходим к сути настоящей статьи. В следующем 2024-м году исполнится ровно 800 лет со дня осады русского города Юрьева крестоносцами их сторонниками из прибалтийских племен.

Как же русские князья докатились до такого, что пришлось пожертвовать и Юрьевом, как до этого Герсиком и Кукенойсом? После покорения крестоносцами ливов и латгалов, которые переметнулись на сторону немцев, наступила очередь чуди, которую считают предками эстонцев. На небольшой территории у чудинцев было немалое количество княжеств-городков, которые друг с другом не могли найти общего языка. Не только немцы распахнули свои христианские "объятия" на земли чуди. На чудинский каравай позарились датчане (1219), а за ними и шведы (1220). Через некоторое время, наместники датчан, немцев и шведов отчитались в Рим о том, что население завоеванных земель стало добропорядочными христианами.

Немцы довольно долго примерялись к Юрьеву. В 1211-м году они решили прощупать ситуацию и натравили на город латгалов. В результате город был сожжен. А уже в 1215-м году рыцари осуществили захват города сами. Укрепления крепости, скорее всего, были не достроены, поэтому немецкая осада носила вид легкой прогулки. Так рыцари впервые овладели Юрьевом, где построили укрепленный замок, по-русски детинец.

Поднявшееся в 1223-м году восстание чуди показало, что крещение язычников ничего не дало: захватчикам рубили головы, а монахов приносили в жертву богов. Официально считается, что Новгород и Псков прислали воинов, которые стали гарнизонами в Феллине и Юрьеве. Но об этом я поясню в конце статьи.

Князь Вячко Кукенойский известный своим отношением к крестоносцам, стал наилучшей кандидатурой на роль князя в Юрьеве. Новгородские бояре знали, что между ним и крестоносцами примирения не будет. 200 дружинников стали гарнизоном в крепости, которая оставалась последней твердыней в некогда Русской Прибалтике.

Тем временем, немцам удалось подавить восстание чуди и отвоевать в большинстве своем замки, которые были захвачены восставшими язычниками. Так Юрьев остался один на один со всей крестоносной ордой, а также переметнувшимися на сторону Ордена меченосцев ливами и латгалами. Впрочем, город защищал не один русский гарнизон, но и местные жители, к которым присоединились также жители Сакала, Уганди и иных земель-княжеств чуди. Первый приступ немцев к Юрьеву ничего не дал. Пять дней осады показали немцам, что Юрьев еще тот орешек. Хочу сделать оговорку "святые" немцы первую осаду Юрьева произвели аккурат на пасху. При этом пришли учить христианским заповедям язычников эстонцев и русских, которые честно говоря, в то время недалеко ушли от своей родной веры. Не зря они русских будут еще много веков называть схизматиками, и относится как к язычникам.

Коварная и подлая немецкая натура, решила применить дипломатический прием. Вячко предложили не вступаться за язычников-чудинцев, и покинуть крепость без боя. Вот, что пишет Генрих Латвийский в своей Хронике:

"... И отправили епископы послов к королю в Дорпат, прося отступиться от тех мятежников, что были в замке, так как они оскорбили таинство крещения; бросив веру христову, вернулись к язычеству; братьев — рыцарей, собратьев и господ своих, одних перебили, других взяли в плен и таким образом вовсе извели в своих пределах,..."
В этой Хронике немцы оправдывают свои злодеяния, тем, что они христиане и по их мысли, имеют право убивать других. О своих злодеяниях они, конечно же, забывают, а говорят только о том, что чудинцы навели хорошего шороха, на землях захваченных немцами. Идем далее.

Русский князь уже проходил через это. Один раз он наполовину лишился своего удела в Кукенойском княжестве. А потом ему пришлось сжигать любимый сердцу город и уходить на Русь. Теперь он решил идти до конца.

Такой ответ не устроил немцев и тогда 15 августа 1224-го года крестоносцы, еще более усилившись за счет покоренных ливов и леттов, снова пришли под стены Юрьева. Как следует из немецкой Хроники, эта решающая осада длилась "много дней и ночей". Немцы до последнего уговаривали Вячко и его дружинников покинуть неприступную русскую твердыню. Русский князь был вновь непримирим. Тем более, что он ждал подмогу. Когда то он также ждал подмогу из Полоцка, которая так и не пришла. Теперь он ждал помощь из Новгорода и Пскова.

Крестоносцы при осаде Юрьева использовали все методы и способы. Ими были использованы осадные машины и башня, которая постепенно продвигалась к стенам русской твердыни. Параллельно немцы рыли подкоп, который периодически обрушивал вал, чтобы осадная машина двигалась на встречу города. Осажденные в ответ использовали свои камнеметы и баллисты. Времени на отдых почти не оставалось, так как осада длилась непрерывно, как днем, так и ночью. Только ночью как с той, так и с другой стороны устраивали игрища с криками и игрой на музыкальных инструментах, не давая никому покоя.

Две недели так и прошли. Немцы решили идти на окончательный штурм. Перед осадой крепости крестоносцы собрали совет. На совете выступил судья пилигримов, и вот что он изрек: "Надо взять этот замок приступом, с бою и отомстить злодеям на страх другим. Так теперь мы всякого, кто из наших первый взберётся на вал и вступит в замок, превознесем великими почестями,..." Князя же Вячко этот немецкий пилигрим предложил повесить на самом высоком дереве.

Вот какая участь ждала защитников крепости и самого непримиримого Вячко.

Защитники крепости, воспользовавшись тем, что Юрьев стоял на возвышенности, сделали вылазку и пустили на осадную башню немцев колеса с зажигательной смесью. Баллисты и катапульты также атаковали башню своими зарядами. В момент возгорания осадной башни крестоносцев, множество защитников крепости скопились на стене, с которой велся по ней обстрел. Этим воспользовались немцы и атаковали крепость с другой стороны.

Ордену меченосцев, несмотря на яростное сопротивление русского гарнизона и чудинцев все же удалось захватить русскую крепость. При подъеме на стены крестоносцы соперничали друг с другом, кто же будет первым, как на соревнованиях по бегу. И вот эти христолюбивые цивилизаторы-латиняне устроили в городе варварскую резню, в процессе которой не щадили ни детей, ни женщин.

Если верить Генриху Латвийскому, то Вячко дал последний бой в замке, который был еще цел, но в итоге немцы вытащили из него оставшихся в живых дружинников и самого князя. Их всех, кроме одного дружинника, убили.

Оставшийся в живых дружинник, как утверждает хроника, был из Суздаля. Это наводит на мысль о том, что, скорее всего 200 дружинников, защищавших Юрьев, были не новгородцами и псковичами, а происходили из земель Ярослава Всеволодовича. Вячко же был вассалом Суздальского князя. Иначе как объяснить, что новгородцы так и не пришли на помощь Юрьеву. За три недели, новгородцам удалось дойти только до Пскова, где они якобы узнали о трагической судьбе русского гарнизона и захвате города Юрьева крестоносцами.

Все становится на свои места, когда выясняется следующее. Ярослав Всеволодович в период с 1221 года по 1223-й год княжил в Новгороде. Оказывается после поднятия восстания чудью и захватом восставшими замков в Вельяне (Феллин) и Дорпате (Юрьев) Ярослав, будучи новгородским князем, пришел им на помощь. Поход произошел в июле 1223 года. Дружина и ополчение шли через Псков, где переправившись через реку Великую и обойдя Чудское и Псковское озера с юга, оказались возле Юрьева. Именно тогда Ярослав и оставил с Вячко в качестве гарнизона небольшую дружину из двухсот человек для охраны города от крестоносцев. Трагическая судьба Юрьева показала, что боярство Новгорода и Пскова было, мягко говоря, не очень довольно этим.

Скорее всего, боярство двух Северо-Западных республик не хотело мириться с тем, что суздальцы могут наложить свою лапу на Юрьевские земли. Все банально сводилось к теме материального интереса. В отместку Ярославу, бояре решили, что пусть тогда уж Юрьев достанется немцам, нежели князю.


Рецензии