Экипаж. КЭТГ

"Электрик - это не профессия, а образ жизни."

©Народная мудрость.

Я понятия не имею, как конкретно производится пополнение запасов дизельного топлива на атомную подводную лодку. Лично при этом мероприятии мне присутствовать не удалось, да и рассказывал я уже, для тех, кто не в теме, но интересуется историей подводного плавания, что на пла каждый занимается своим делом. И знания большинства подводников не по своей специальности, как правило, отрывочны, не систематизированы и зачастую вообще случайны. За исключением того, что "должен знать каждый", конечно. Но где находится место приёма солярки на моей 149 -ой подводной лодке, я помню. В районе трапа ведущего с первой палубы в агрегатную, на подволоке. Почему во втором отсеке, хотя дизеля расположены в пятом? Ну Вы и спросили! У меня голова, извините, не Дом Советов, как раньше говорили. Поинтересуйтесь у проектантов (*).


Дело было так. Нас уже давно списали (вывели в ОФИ) и место отдыха дежурного по ПЛ официально переехало с четвёртого отсека во второй, бывшую рубку ЗАС. Немногочисленную оставшуюся аппаратуру перенесли в другие рубки, верхнюю койку демонтировали - делов-то? Получилось очень удобно - буквально в паре шагов переборочная дверь в центральный (пост), а раздвижная дверь в кают-компанию - вообще напротив. Наш хозяйственный мичман Петрович, электрик не только по образованию, но и по призванию, подключил отличную электрогрелку (взятую в своё время с бесхозного списанного базового тральщика - было дело, лично участвовал, четыре мешка барахла (зачёркнуто), нужных в хозяйстве вещей оттуда через пару часов принесли); а штатный стол под демонтированную уже аппаратуру, покрытый белым пластиком, был весьма удобен. Ну и стали мы, согласно очереди графика нарядов, наслаждаться комфортом дизайна расцветок спортивного общества "Динамо" - подволок был тоже белым, а переборки радовали глаз самоклеящейся плёнкой нежно-голубого цвета.

Смена вахты в те времена происходила обычно весьма неторопливо, а иногда и затягивалась (по желанию сменяющегося), на всяческие дружеские там… гмм… чаепития. В первой моей семье творился тогда абсолютный бардак, домой меня особо не тянуло, и решили мы с Витей побеседовать по душам. Мы уже поговорили, как говорится, обо всём и ни о чём. Засобирался я домой. Виктор решил меня проводить. Но внезапно остановился и быстренько рассказал мне одну историю, расскажу её вкратце и я:

-"…Представляешь, шланг лопнул! Соляры приняли прилично. Я всех из отсека выгнал, и, срывая ногти, скользя по настилу (линолеум), стал герметизировать АБ (**). Ничего, обошлось…"

Отмечу, что Виктор не пил спиртного месяцами, но иногда уходил в штопор. Так, коротенько, на недельку где-то. В тот раз, не буду врать, ничего кроме чая мы не пили. А так, вообще-то, Витя любил иногда, гмм… слегка подшофе, беседовать на носовом трапе со мной перед убытием домой. Беседы наши частенько затягивались, и я всё ловил его под локоток, когда его внезапно качало. Пару раз, что греха таить, словить не смог. Но - тоже обошлось…


Как-то зимой, по выходу из ресторации "Барсук" (***), влип я в неприятную довольно историю. Решило три джигита показать на мне удаль молодецкую (втроём на одного - самое то!). По причине? Да не было её! Время было позднее, и с тыльной стороны второго от ресторации жилого дома никого не было. Отбросил я в сугроб очки, да и изготовился, честно говоря, отгрести. Поскольку выпил изрядно, а все противники явно превышали мою весовую категорию. Внезапно распахнулась подъездная дверь - Вите приспичило вынести мусор. Обошлось…


Однажды летом, как было тогда заведено у северян - представителей одной из самых мирных профессий на планете Земля (****), отправили мы свои семьи на Большую Землю, а сами продолжали на службу ходить. Но родное наше государство внезапно расщедрилось, а возможно, просто вспомнило случайно, что мы у него есть, и выдало нам вполне себе приличную денюжку. Точнее, долги свои нам вернуло за пару-тройку месяцев. Естественно, потопал я на улицу Советская - переводом семью порадовать. А на обратном пути решил к Вите зайти в гости - он жил от почты неподалёку. Причём, скажу честно, меня буквально что-то направило это сделать. Как толкнуло, что ли? Дверь хозяин открыл сразу, после первого звонка, но был какой-то очень смурной, и в халате. Меня это насторожило. Да, для кого-то - это обычная домашняя одежда, но было лето, а халат был весьма тёплым. Надо сказать, что Витя всегда славился гостеприимством, и его жена Света относилась к нашим экипажным посиделкам, правда, не частым, у них дома весьма снисходительно. Если же супруга отсутствовала, Витя всенепременно готовил рагу. В горшочках с использованием своей чудо-печки, электрической переносной духовки, если точнее. Однажды, помню, мы не дождались и закусили полусырым - капуста на зубах скрипит, ужас!

Прошли мы на кухню, спросил я его, как дела (для приличия, да и вообще - надо же как-то разговор начинать?!), а он вяленький какой-то. И тут он положил руку на обеденный стол… смотрю… а у него ногти почти абсолютно синие!!!

-"Ты что, пил вчера? "

-"Да…"

Заглянул я в холодильник - жратвы навалом, и пулей метнулся в продуктовый магазин. Поскольку из спиртного только бутылки пустые в мусорном ведре под раковиной торчали. Ну, может, в ванной одеколон был у хозяина, не проверял, но это, вообще-то, не наш метод.

Купил я бутылку водки, яичницу с колбасой пожарил. Салат настругал по-быстрому и приступил к приготовлению жаренной картошки. Хозяин выпил, закусил, смотрю - ногти розоветь начинают - значит, обошлось…

Честно скажу, что пить я не собирался, но пришлось сходить в магазин ещё раз - пока рагу в чудо-печке до кондиции доходило (картошку мы уже умяли). Да и оставлять наедине с бутылкой своего хорошего товарища иногда просто нельзя. Категорически. Знаете ли, человеку крайне необходимо выговориться порой. Поделиться с кем-то. Когда нахлынет. Именно так и было в этот раз. Узнал я тогда про Витю и его жизнь практически всё. Но все эти подробности, зачастую совсем невесёлые, пусть уж останутся в моей памяти.


Подобную представленной на фотографии ниже красоту Витя наглым образом забрал из бывшей "секретки" себе. На память, уходя в зкипаж Сыроежко (на 192 -ую).

+ФОТО+ №1

Когда мы стояли в Видяево, она там попросту, в одном их шкафов на дне просто валялась, ну а на разглагольствования нашего к тому времени практически никогда уже не трезвеющего Иванова ("…это - моё!.. ") уже давно никто не обращал никакого внимания. Ну забрал - и забрал, молодец! В ином случае, как вариант, её тупо, по весу, сменившие наш экипаж видяевские ухари в приёмный пункт цветмета бы сдали. Либо задвинули коллекционеру, в лучшем случае. Запросто причём! Я уже касался темы разграбления своей подводной лодки, нет больше желания.


Однажды вечером, будучи у себя дома в Полярном, я открыл дверь на прозвучавший входной звонок, и буквально обомлел - на пороге стоял Витя (к тому времени он давным-давно уволился и уехал в Питер). С двумя тортами и… без бутылки! Я быстренько сообразил чай, и под тортик ( второй - семье) узнал, что Витя уже давненько не пьёт (вообще), работать приходится хотя и по специальности, но много. Подрабатывая причём ещё. Приехал он пробивать не полученный в своё время, по увольнению, сертификат. Впрочем, эту историю у меня тоже подробно рассказывать нет никакого желания. Скажу лишь, что руководство серпентария под официальным названием 46-ая отдельная бригада ремонтирующихся подводных лодок КСФ к этому времени сменилось, и сертификат он получил. Вспомнили мы и про "табличку".

-"Да взял, а вот теперь думаю - зачем мне теперь всё это?" - грустно сказал Витя.

Дальнейшая история "таблички" такова. Представьте себе обычную кандейку электриков на одном из Питерских заводов. В ней сидят двое, чай пьют. Напротив одного - "К-149" к переборке пришпандорена, напротив другого - "К-ХХХ". Так эти два электрика таблички со своих подводных лодок там и оставили! Про свою реакцию на эту новость я лучше промолчу…

Да, капитан третьего ранга в отставке Виктор Александрович Рыжаков до сих пор живёт в Питере. Мы иногда спонтанно созваниваемся. Даже пару раз пытались встретиться, но не вышло. Я как-то спросил его:

-"Витя, ты хоть в соцсетях есть?"

На что получил ответ:

-"Нет. Я старый человек… все мои интересы теперь - сын да телевизор!"


Я понятия не имею, как конкретно производится пополнение запасов дизельного топлива на атомную подводную лодку. Да и зачем мне эти знания теперь?..

+ФОТО+ №2

18.11.2023

P.S. Совсем забыл пояснить. Для тех, кто не в курсе, КЭТГ - командир электротехнической группы. Штатная категория (потолок по воинскому званию) - капитан-лейтенант. Ну а "утюгами" (а порой сгоряча, например когда тебя током у**ёт, и - "искрожопыми") на пла традиционно называется электротехнический дивизион.
.;

Сноски:

(*) - "Главный конструктор проекта 658 длительное время не назначался…", об этом подробнее Вы можете прочесть здесь, ссылка: ( http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nbrs/658/list.htm ).

(**) - лазы (люки) в аккумуляторную батарею.

(***) - сленговое название питейного заведения тех времён, на улице Советской. Подразумевалось разделение слова на две самостоятельные части, ровно посередине.

(****) - а как же насчёт "живых людей на кораблях в море топить, да целые города ракетами стирать с карты планеты Земля, в случае чего?!", законно спросите Вы? Так это - в случае войны, а её, на моей памяти, не было. Я до сих пор считаю, что подводник - в общем-то, довольно мирная профессия. Или - обеспечивающая мир, на Ваш выбор. Да ладно, не буду Вам пудрить мозги - считайте, что это была авторская шутка юмора!
.


Рецензии