родительское собрание... школа...

В Первомайской школе родительские собрания мы проводили очень редко.
Раз в год проходило общешкольное родительское собрание, а после него мы бедовали со своими родителями о насущных и животрепещущих ученических проблемах. На 8-ое марта в сельском клубе администрация собирала женщин посёлка. Были поздравления и концерт, подготовленный работниками клуба и школой. Необходимости специально собираться чаще не было. Посёлок относительно небольшой. С кем надо можно было переговорить при встрече на улице, в магазине, на почте.

При школе был интернат, привозили туда ребят из далёких лесных участков
Решетово, Чёрный плёс. Родителей таких ребят мы в глаза не видели.
В Точильном семьи разные. Были среди таких и окончательные выпивохи.
В основном семьи полные, многодетные.  Отцы – лесорубы. Труд очень тяжёлый и по времени, включая дорогу на лесную делянку туда и обратно, часов десять-двенадцать, весьма длительный. Понятно, что отцы  родительские собрания не посещали. А матери – домохозяйки. Детей мал мала меньше и больше. Домашние заботы и хлопоты и животины полный двор. Ходить по собраниям большого желания никто не изъявлял.
Мы больше опирались на работу с учениками, и через детей вели «воспитательную» работу с родителями. Надо отметить, что часть родителей сами были учениками, заканчивали вечернюю школу. Так что общение с родителями у нас было тесное. Но не со всеми. Некоторые школу категорически игнорировали. Был у меня такой замечательный ученик Мансур. Всё бы хорошо, да маленький нюанс: занятии пропускал постоянно. Исчезал на два-три дня, а то и на неделю. Я шёл к нему «в гости», а жил он в Первомайке, посёлке, который располагался в трёх километрах от Точильного. Посёлки объединили, дорога была, но по весне и осени это было болото, в котором даже в сапогах было весьма затруднительно пройти. А я шёл навестить Мансура. Мансура находил, а родителей – никогда. Так понимаю, что мама Мансура просто меня избегала. Знала, о чём будет речь, чего это я так к ним «в гости» собрался, а что-то сделать с сыном, направить на путь истинный не могла. Школу мы с Мансуром, прилагая титанические усилия, закончили, а родителей я так и не увидел, даже на выпускной не пришли. И всё же большинство родителей при посредничестве учеников нам помогали. Особенно значимой была помощь при проведении школьных праздников: осеннего бала, встрече Нового года, проведении открытых уроков. Помогали организовать чаепитие, пекли пироги. С большим воодушевлением откликнулись на просьбу помочь детям пошить, смастерить новогодние костюмы. С помощью родителей мы организовали для ребят очень впечатлительный Новогодний праздник. Воодушевление было общим. Мамы вовсю расстарались, замечательные костюмы своим детям насочиняли, сшили. Мы даже не ожидали. Праздник состоялся.
Приятно и душевно, что труды наши не забыты. Время от времени кто-нибудь да и помянет добрым словом…
Пришла Людмила работать в ашинскую  четвёртую школу, школу городскую. Помимо уроков «вручили» ей и в обязательном порядке и классное руководство. Меня от такого «счастья» Высшие Силы избавили.
А если учитель – языковед, то классное руководство – естественная награда.
Дела не в самой работе с учениками. Дело, как это ни навязло в зубах – сколько говорено, дело – в писанине. Планы, отчёты, списки, мероприятия. Заформализовано всё донельзя. Не сама, живая, повседневная работа учитывается, а правильно и искусно составленный отчёт. Как администрация учитывает работу классного руководителя? Кто впереди и на лихом коне.
С формальной точки зрения вроде бы и всё правильно. Но ведь классы – разные! Ещё в начальной школе учителя подбирают учеников «под себя».
Кто со стажем, у кого авторитет, просто по знакомству и т. д. И получаются классы «хорошие», а в один класс «сваливают» всё остальное и обычно сдаётся такой первый класс на руки молоденькой учительнице, у которой опыта нет и никто ей помогать не собирается, а проверять  и нравоучительно
наставлять на путь истинный  будут. Будут указывать на показательные примеры: вот смотрите, как у Елены Александровны всё замечательно…
Я в начальной школе ИЗО вёл и постоянно такое наблюдал.

Да ладно бы, что учителя подбирают учеников. Было, есть и будет такое.
Но если есть такой класс, изначально понятный, что в учёбе будет слабый, а во всех школьных делах на последнем месте, то и внимание к нему должно быть особое. Лучшего учителя надо туда ставить, стажиста, практика, уже хорошо зарекомендовавшего себя. Как же! Не дождётесь!
И вот после начальной школы переходит такой класс в среднее звено. Все уже про него всё знают, все на него махнули рукой и администрация школы тоже. Классное руководство в таком классе никто категорически брать не хочет. Понятно, что если новенькая «училка» в школу приходит, то ей и все карты в руки – извольте получить классное руководство вот в таком классе.
Но Людмила на другое и не рассчитывала. Конечно, сомнения и неуверенность в душе были. Как оно, в городской школе работать? Какие ребята, какой коллектив? Тем более, что после работы в Первомайской школе прошло три года. Да, были у Людмилы «волнования», но был и энтузиазм, энергия, много творческих задумок и стремление убедиться, самой убедиться, что выбранный путь – путь учительства – верный, тот самый жизненный путь.
И в шутку и в серьёз я говорю, что Людмила – самый Системно-Систематический Учитель. Последовательно, настойчиво и упорно, терпеливо, шаг за шагом добиваться поставленной учебной и воспитательной цели, - наверное, это главное в педагогической деятельности. И конечно, привносить в процесс обучения и воспитания и творческую живинку.
Итак, есть у Людмилы классное руководство в пятом классе. Ребята – неухоженные, элементарно – грязные, в учёбе – очень слабые. Что делать?
В те времена  было обязательным посещение домов учеников, с целью знакомства с родителями и с бытовыми условиями ученической семьи и возможностями ученика полноценно заниматься дома, выполнять домашние задания.
Есть у нас окраина – Липовая горка. Дома там частные. Печное отопление.
Вода и все другие надобности – во дворе. Многие держат домашнюю скотину. На всех участках – огороды. Топят дровами и углем. До школы – километра полтора-два ходьбы. Народ – в основном рабочие метзавода. Образование – в лучшем случае – среднее, у большинства – восьмилетнее и ниже, специальности – рабочие.
Пошла Людмила на горку. Встречали по-разному. Кто дверь даже не открыл, кто собаку грозился спустить, но в основном – очень даже приветливо и доброжелательно. Особенно запомнилось: семья по всей видимости отмечает какой-то праздник. День осенний ясный, сухой, добрый. Народ во дворе, застолье, пир горой и песни складно поют. Людмила думает, заходить не заходить? А не зайти, так придётся ещё раз приходить, а время где взять?
Постучалась, открыла мама ученика, Людмила представилась, познакомились, разговорились. Тут ещё кто-то подошёл, стали очень уговаривать посидеть за столом. От души приглашали, по всему видно – люди сердечные, а праздник – на полном ходу. Людмила отговаривалась, тогда ей прямо к калитке стопочку с закуской поднесли и опять очень душевно уговаривали:
-По чуть-чуть за знакомство, за всё хорошее!...

Коллега по работе, выросшая в городских рафинированных условиях, как-то поделилась:
-Я когда в первый раз прошла по Липовой, в домах побывала, ночь не могла спать. Как только люди  выживают, как так могут жить! Бедность, убогость, а где и нищета, а где в доме – шаром покати! Бедненькие и пьяненькие!

Родителей обошла, что делать дальше?
В воскресенье пошли всем классом «в лес». Через речку от нашей улицы Толстого, на противоположном берегу под Липовой горой на полянке расположились. Костёр развели, еду раскладывают. Я с дочками на нашем берегу. У нас тоже костёр, сжигаем огородный хлам, огород и картофельное поле прибираем. А на том берегу шум, гам и веселье. Людмила с ребятами какие-то соревнования проводит, конкурсы. Поддержка соревнующихся, споры, крики и по всему видно, что никто до этого с ребятами так время не проводил и не знали они, что такое в классе можно организовать. Эмоции переполняют, потому и гомон такой.

Первое родительское собрание. О чём говорить?
О чём нельзя говорить? Нельзя говорить о плохом. Наверное, родителям в начальной школе об это все уши прожужжали. Надо говорить о хорошем!
А что хорошее?
Ребятишки, мальчишки и девчонки, трудолюбивые, хваткие на любую ручную работу, никакого дела не боятся. Добрые, отзывчивые.
-Готовим мы для дорогих мам концерт. Стихи будем читать, отрывки из рассказов, петь будем, может быть даже и станцуем для радости наших мам. Скажу по секрету, и поздравительные открытки мы вам нарисуем, подарочки, очень скромные, сделаем. Праздник – будет.
И себя надо в порядок привести. Ведь принято перед праздником в доме всё чистить и мыть, и самому чиститься и мыться…
Давайте будем вместе готовиться.

Первое родительское собрание. И у родителей такое собрание было первое. Ведь никто с ними так не разговаривал. Не ругал детей, а нашёл для каждого доброе слово, Доброе Правдивое Слово. Мамы услышали, наверное впервые, что их дети – хорошие, что пусть в учёбе у них не всё получается, зато они умеют трудиться, дружить, сопереживать, сочувствовать.
В классе есть ученик, которому учёба никак не даётся. Ребята взяли над ним шефство. Помогают. Вот идёт он к доске отвечать. Класс затих. Никто и не думает ему подсказывать или шпаргалку кинуть: всё по-честному должно быть, без подставы, по-настоящему, по-взрослому. Класс затих. Алёша, назовём его так, учил, пытается вспомнить то, что учил, с величайшим трудом выполняет задание: написал предложение почти без ошибок, нашёл главные и второстепенные члены, разобрал слово по составу. На лицах ребят написано, как они стараются ему помочь, как – телепатически – пытаются ему подсказать. Людмила немного хитрит, незаметно для ребят кое-что Алёше подсказывает. Алёша думает, старается изо всех сил, пот с Алёши течёт. Да, это не дрова колоть. Это гораздо труднее.
Всё. Точки и запятые расставлены. Всё нужное подчёркнуто, ошибки исправлены. Класс дружно облегчённо вздыхает. До этого в классе – полнейшая тишина, только скрип мела по доске да полувнятное, вполголоса, спотыкающиеся объяснения Алёши правил орфографии.

-Какие ваши дети молодцы, умеют трудиться! Мы постарались, кабинет к родительскому собранию приготовили. Мне и говорить ничего не надо было. Сами воду носят, парты оттирают, шкафы, стены моют. А девчонки? Какие в нашем классе девчонки! Не всякая хозяйка в углах вымывает или по плинтусам пройдётся, а тут девчонки без всякого напоминания плинтуса оттирают, отмывают до полного блеска. Трудятся – никаких разговоров, болтовни, дурачества, полная сосредоточенность. С малых лет приучены трудиться. Настоящими людьми наши  дети вырастут.

Надо сказать, что начинания Людмилы не пропали даром. Тогда ещё было живо тимуровское движение. И у Людмилы в классе это движение было настоящим, не формальным. Людмила с ребятами ходила на горку, они помогали ветеранам: складывали дрова, уголь, носили воду, ходили в магазин за продуктами, расчищали от снега дорожки, с крыш снег скидывали. Выполняли другие хозяйственные поручения.

В Людмиле, как и во мне, с детства, с в семье, в детской дружбе, в детских уличных приключениях было заложено, что всё надо делать вместе.
На Людмилу в этом плане сильное воздействие оказал интернат, где и директор, и учителя, и воспитатели  хозяйственные работы выполняли сообща, и даже самый большой начальник трудился наравне с остальными.
Такой принцип: что делаем, то делаем вместе. Если парты мыть, то и Людмила моет. Если макулатуру собирать, то и Людмила кипу газет несёт.
Если в лесу костёр, то и Людмила ветки подбирает. Если двор школьный убирать, то и Людмила так же мусор собирает, вместе с ребятами двор подметает. Никакой работы не чурается.

Сначала  команда тимуровская с Людмилой ходила, а когда всё более-менее определилось, ребята самостоятельно уже стали помогать старым людям.
По прошествии времени директор школы Дина Михайловна на общешкольном мероприятии отметила:
-Молодец Людмила Аркадьевна! Отмыла, отчистила, отгладила своих. Хотя в учёбе класс слабый, зато дружный и заводной.

Да, было своего рода маленькое школьное чудо. На мамин день пришли ученики чисто вымытые, аккуратные, хотя и в бедненьких, но в отстиранных, выглаженных костюмчиках и платьицах.
А мамы таяли и были слёзы на глазах:

Сколько песен и стихов
Посвящаем мамам!
Мне чужих не надо слов
Для любимой самой.
Я для мамочки своей
Их искать не стану.
Все они в душе моей,
Так люблю я маму!
Нету женщины святей,
Чем родная мама.
Чтоб доставить радость ей,
Я звезду достану.

У матерей обязанность одна:
Себя забыв,
В заботах распыляться.
И плоть, и душу,
Выложив до дна,
Душой и плотью
В ком-то растворяться
И ничего не требовать взамен!
Лишь жертвенно
Надеяться и верить,
Любя такой любовью без измен,
Что мерками земными не измерить.

Дорогие наши мамы! Наши любимые мамы! Будем стараться изо всех сил,
чтобы вы жили долго, чтобы вы не старели. чтобы вы были счастливы!
Жизнь продолжается, потому что на Земле есть ВЫ!

Так случилось, что десятый класс, старший, предвыпускной, оказался без классного руководителя и никому он не был нужен. Администрация мечтала об одном: как-нибудь, два года промучившись, нарисовать им аттестаты и
отправить в свободное плавание.
Вручили классное руководство Людмиле.
Родительское собрание. Первая встреча с родителями. Пришли все.
И в начальной школе, и в среднем звене родители от учителей ничего хорошего не слышали. Старший класс. Через два года, не успеешь оглянуться, выпускные экзамены. Сильно родители озадачились: что-то с нашими будет? что новая классная скажет? Наверно, будет ругать и стращать экзаменами. А что с ними делать, если учиться не хотят?
Людмила вела у них русский и литературу, ребят уже немного знала.
Да, звёзд с неба не хватают, но и не вредные. Много учебного материала запущено, потому и учиться никакого желания нет, но тоже озадачены тем, что школу каким-то образом надо закончить.
Так как же проводить собрание, о чём? Ругать и пугать экзаменами глупо и бесполезно. Советы раздавать и поучать не менее глупо.

-Давайте вместе подумаем, что же нам делать?
Найти время и поговорить по душам и не про учёбу, а про жизнь,
про домашние дела, будни и праздники. Вот хотя бы как Новый год встречать будем. Об увлечениях, о том, куда после школы идти учиться…
Поговорить о самом обыденном, услышать, преодолеть полосу отчуждения…
Давайте вместе, помогая друг другу, помогая нашим детям, закончим школу.
У нас – получится.
Получилось…

Не всегда так бывает, но доброжелательное отношение обычно приносит свои плоды. Здесь есть особенность: не внешняя расположенность и запанибратство, улыбочки и расшаркивания, а внутренняя доброжелательность, так сказать неотъемлемая часть педагогической души,
точнее, её суть. Мы все, хотя и не всегда признаёмся, чувствуем симпатии и антипатии, и равнодушие, а показную радушность. Мы все чувствуем, ощущаем фальшь. Особо тонко чувствующие натуры – натуры детские и родительские.
При доброжелательном, очень доброжелательном подходе, Людмила не допускала запанибратства ни с учениками ни с родителями.
Отношения доброжелательные и уважительные. Но если я тебя уважаю, то я с тебя и требую и объясняю, что очень важно, почему требую.
Справедливое, ровное отношение ко всем, - я думаю, что в первую очередь  за такие качества ученики и родители уважали Людмилу.
И ещё они, я думаю, ощущали, чувствовали, что классный руководитель – не равнодушен, не сам по себе, а душой, сердцем болеет за ученика.
Да, ничего нового в этом нет. Теоретически эти положения всем известны.
Теоретически – всем. Практически воплотить немногим удаётся.
Людмиле удалось. А были ли промахи, ошибки? Конечно! Но генеральная линия была правильной.
«Бедный» её класс в смысле научения за два года очень даже подтянулся и очень даже неплохо сдали экзамены.
Самое удивительное было на выпускном.
Вообще с выпускными, начиная с детского сада, творится что-то ужасное.
Ужасное в первую очередь в денежном выражении. Затрачиваются огромные деньги. Зачем?
И в семьях, и по самой жизни мы ещё в Первомайской школе определились:
никаких подарков! Учение – наша работа. Мы за неё получаем деньги. Какие – другой вопрос. Родителям и  ученикам дела до этого нет. Поэтому – никаких подарков.
Потому мы и ни перед кем не заискивали в течение жизни и каждому жителю городка в глаза можем посмотреть, ни перед не стыдно и никому не должны.
По этому поводу пример из собственной практики. Я уже работал в художке и ребята время от времени допытывались, когда у меня день рождения. А я категорически и всячески отговаривался. Однажды очень бойкая девчонка так-таки добилась от меня истины:
-День рождения у меня 30 февраля.
Девочка Лиза аж подскочила от восторга:
-Вот мы Вас скоро и поздравим!
На что вся группа дружно грохнула:
-Дура, 30 февраля не бывает!
А ещё мы ребятам говорили:
-Вы пока подарки можете дарить, если своими руками сделаете. А купить на родительские деньги подарок, это не подарок. Потому – никаких подношений. Вот начнёте сами зарабатывать – пожалуйста, мы подарочки любим! Это была, конечно, шутка, а серьёзная установка, - никаких подарков. Такой установки мы всю жизнь и придерживались.
Но есть нечто, от нас не зависящее. В частности – выпускной вечер. Там правят бал родители.
И вот выпускной у этих ребят, которые не блистали учёбой, у которых родители – рабочие и работницы, стал одним из самых запоминающихся.
Как потом рассказали сами родители, за небольшие деньги организовали очень вкусный и сытный стол, без изысков, зато – полным полно. Естественно, было много-множество букетов цветов, было много подарков.
Один из них, ваза, очень вычурная и малоустойчивая, очень нам приглянулась: хоть и «дикая», зато – от души. Я не знаю, как это объяснить, но ведь чувствуется, что выбирали, искали самую красивую.
Это – трогательно.
Но самое трогательное не стол, не подарки и даже не цветы. А самое трогательное то, что каждый родитель и родительница беспременно хотели с Людмилой выпить и  говорили хорошие слова. Запанибратства никакого не было, но Людмила была –«своя».
Чем проще люди, тем они душевней.

К родительским собраниям Людмила тщательно готовилась, определяла, о чём на данный момент надо поговорить: о ведении дома, о личной гигиене мальчиков и девочек, о распорядке дня, о вежливости, о чтении, о семейных взаимоотношениях, о роли отцов в воспитании мальчиков и девочек,
о походах в лес, о трудовых обязанностях в семье, о подростковой психологии… о многом необходимо было переговорить.
Что всё это было значимо говорит тот факт, что у Людмилы никогда не было проблем с посещение родителями собрания. Приходили – все! Я больше таких учителей не знаю, у которых бы все родители приходили.
Знаю, что всегда проблема для учителей, как родителей на собрание пригласить, что сделать, чтобы хотя бы половина пришла.
У Людмилы такой проблемы не было. А было даже так, что все проблемы переговорили, обсудили и пора уже расходиться, а родители не расходятся, а предлагают:
-Давайте, ещё посидим, поговорим.
Людмила никогда не была над родителями, не довлела:
-Мы собрались вместе обсудить, подумать, решить, определиться…
вместе будем думу думать…
На общем обсуждении Людмила старалась о каждом ученике сказать несколько добрых слов, а после, когда большинство родителей разойдутся,
уже с глазу на глаз обсуждает с родителем индивидуально ученические родительские проблемы.
На собрания к Людмиле – уникальное явление – ходили отцы. Правда, в небольшом числе, но – ходили! А отец, если отец, он не то, что мама, он с пацаном по-мужски поговорит. Если есть такой отец, то и из пацана-разгильдяя, подростка в будущем настоящий мужик вырастет, а не размазня, не мямля и не бандит, а защитник и сберегатель семьи, защитник отечества.

По прошествии многих лет один из первых учеников Людмилы подошёл как-то на улице и в разговоре о житье-бытье, стесняясь и робея, спросил:
-А у Вас какие награды и звания?
-Да никаких.
Здесь немного Людмила лукавит. Есть у неё награды, но вот медаль как-то мимо груди пронесли. Но была и ковровая дорожка и губернатор  самолично ручку жал и благодарил за самоотверженный труд.
Удивительности нашей жизни.
Как Учитель Людмила куда как выше и превосходнее меня.
Для меня работа – средство добыть кусок хлеба. Да, я к любой работе очень ответственно относился, очень с энтузиазмом, во всём старался быть на высоте, но у меня есть у другая половина жизни – «творечество».
Людмила – Учитель. А наград и званий у меня куда больше. Одних грамот
две толстенные коробки. Парадокс.
Но как ни банально, дело всё же не в наградах.
И потому так ответила Людмила.
Радость – если ученики, такие разные и очень даже непредсказуемые, вырастают настоящими людьми.
Радость – есть на кого оставить Россию!
А Людмиле – спасибо и низкий поклон!

1985 год; 90-2000 годы;


Рецензии