О воскресении и преображении
Вступление
Тема о воскресении тел волнует многих верующих. Периодически на разных христианских площадках открываются такие темы. И я также ранее уже писал несколько статей об этом. Сейчас же хочу попробовать более целостно затронуть вопросы, касаемые воскресения и преображения.
Тела, в которых мы воскресаем
Духовные тела, в которых воскресаем в Вечность, мы уже имеем в себе:
"Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется." (2Кор 4:16).
"Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам." (2Кор 4:7).
"Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью." (2Кор 5:1-4).
Что значит "только бы одетыми не оказаться нагими"?
Нетленные тела, в которых воскресают ВСЕ люди, как верующие, так и неверующие, должны иметь плод. Те, кто сеял в дух, живя в смертном теле, просияют, как яркие светила. Причем, кто как сеял, тот так и пожнет. Многие явятся тусклыми духовными бомжами. Вот такие и есть те одетые, но нагие. Т.е., они одеты в духовные нетленные тела, но при этом нагие, бесплодные.
Воскресают в Вечность люди сразу в духовных телах, в свой последний день. Ветхая хижина - земное тело, - отправляется на съедение червям. А люди воскресают во Христе, в духовных телах в духовный Вечный мир. Как богач и Лазарь. Нет никакой спячки духа. Дух всегда бодр. Жизнь на Земле еще продолжалась, а богач уже томился в аду. Хотел предупредить живущих на Земле, чтоб не были так легкомысленны, как он.
Апостол Павел желал скорее разрешиться от земного тела, потому что оно препятствовало ему полностью слиться с Господом: "Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас." (Флп 1:21-24).
Оставляя земные смертные тела праведники сразу возносятся в Царство Небесное: "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства," (Евр 12:22-23).
Достигшие совершенства не имеют более потребности ни в чем. В том числе и в земных телах. Если бы совершенство достигалось с получением новых земных тел, как учат некоторые, то духи праведников еще не были бы достигшими совершенства. Но Апостол прямо утверждает: "Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления." (1Кор 15:50).
Адам и Ева, получив земные тела из праха земного, будучи еще безгрешными, не были помещены в тех земных телах на Небо. Потому что материя не может войти в духовное Небо. У них разная ПРИРОДА. Потому и Христос сказал, что "рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин 3:6). На Небо может взойти только имеющее духовную природу. Как сказал Христос: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес сын человеческий, сущий на небесах." (Ин 3:13). Многие переводчики здесь "сын человеческий" пишут с большой буквы, вводя путаницу и сбивая с толку читателя. Но это сказано не про одного лишь Христа, а про всех рожденных свыше сынов человеческих. Потому что восходили на Небо и до Боговоплощения Христа. Все праведники восходили. Одни - претерпев физическую смерть. Иные, как Енох и Илия, не увидев физической смерти. Но и они взошли на Небо не в земных телах. Моисей и Илия явились на Горе Преображения в нетленных блистающих духовных телах. Причем, что показательно, они явились такими ЕЩЕ ДО ТОГО, как Христос пострадал на Голгофе и Воскрес. Это подрывает теорию, которой держатся многие верующие, согласно которой до Воскресения Христа никто не шел на Небеса. Якобы, даже праведники ожидали искупления. Праведники шли в ад, но там не страдали, а просто ожидали, когда Христос их выведет из ада. Но с какой стати праведникам идти в ад, если Сам Бог их оправдал еще при их земной жизни, назвав их праведниками?
"Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу." (Евр 11:5).
На примере Еноха Бог показал всем праведникам, что кто будет ходить перед Ним в вере, тот также переселится к Богу. И они все получали свидетельство от Бога, что угодили Ему верою своей.
Куда же девалось земное тело Еноха и Илии? Ведь только во внутреннем небесном человеке можно войти на Небеса. А с их земными телами произошло то же самое, что и с земным телом Христа при Воскресении, и что произойдет с телами последнего поколения людей, кому выпадет дожить до кончины этого мира. Павел пишет: "Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие." (1Кор 15:51-53).
И далее Апостол описывает то, каким образом произойдет то преображение, используя сравнение с ПОГЛОЩЕНИЕМ:
"Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою»." (1Кор 15:54).
Поглощение - это поедание. Кит поглощает рыбу. Огонь поглощает то, что сжигает. Вот так и внутренний наш человек, у людей, которые доживут до кончины этого века, явится наружу, поглощая тело внешнего человека. Так и о Земле и видимом небе сказано, что они сгорят. Но они не просто сгорят во мгновение ока, со всей материей, но при этом явится иной мир, духовная земля и духовное небо. Вот как человек есть внешний и внутренний, видимый и невидимый, имеющий земную природу и духовную небесную природу. Вот так и весь наш видимый мир имеет ВНУТРИ себя невидимый духовный мир, существующий параллельно в ином измерении. И при последней трубе внутренний духовный мир явится наружу, поглощая материальный мир. В синодальном переводе переводчики перевели так: "Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам," (2Пет 3:10-11).
Но в исходнике нет упоминания про огонь. Там говорится, что не сгорит, а обнажится, будет оголена. Переводчики здесь не исказили смысл, а просто ввели пояснение, каким образом то обнажится - через огонь, поглощение огнем. Но это все произойдет ВО МГНОВЕНИЕ ОКА. Это не будет длиться долго. Потому что плотской разум эту картину сразу рисует себе по плоти. А по плоти - засунуть руку в огонь - это ж такая боль! А тут внешнее тело и весь материальный мир сгореть должны. Ужас какой! Нет, это будет молниеносно и безболезненно. Тот огонь не обжигает душу. Так вот Енох и Илия уже прошли через оный опыт, через который предстоит пройти последнему поколению людей. Восходя на Небо их смертные тела были поглощены нетленными духовными телами. И именно в этом теле Илия явился на Горе Преображения.
Какие чаще всего возражения приводят люди на то, о чем я сказал выше?
1). Апостол Павел пишет: "Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас." (Рим 8:11). Разве Апостол не учит, что Дух Святой должен воскресить и наши земные тела?
Мой ответ. Нет, здесь речь идет не о воскресении умерших тел, которые уже разложились в могиле. Контекст главы говорит о том, что Павел пытается убедить римлян жить по духу. Потому что только живущие по духу именуются сынами Божьими. И те, кто живет по духу, не грешат. Потому что Дух Святой в истинно верующих оживляет их смертные тела в послушание Христу. Мертвые духовно ублажают плоть свою и предаются греховным похотям. А те, кто воскрес во Христе, те распинают плоть свою со страстями и телами своими служат теперь Господу, священнодействуя. Это говорится о жизни еще в смертных телах, а не в нетленных.
2) Пророк Исаия говорит: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов." (Ис 26:19). Разве пророк не о воскресении земных тел говорит?
Мой ответ. Нет, пророк говорит о том де, о чем говорил Павел. Мертвецами называются все, кто живет по плоти, а не по духу. И здесь звучит пророчество, что однажды все те мертвецы оживут. Пророки часто используют поэтику при описании духовных реалий. В книге Откровение о том "восстании из земли" говорится в виде двух воскресений. Первое происходит еще в этом веке, живя в смертном теле. Уверовав, человек воскресает и начинает жить по Богу, перейдя из состояния безблагодатного бытия в благодатное бытие, из смерти в жизнь. И блаженны участвующие в первом воскресении. Оно происходит еще В СМЕРТНЫХ ЗЕМНЫХ ТЕЛАХ! Такие не судятся, а сразу переходят в состояние блаженства на Небеса, как только разрешаются от земного тела.
Но есть и второе воскресение. Оно происходит в последний день пребывания человека в смертном теле и при исходе из него в Вечность. В день физической смерти для человека исполняется пророчество Исаии: "земля извергнет мертвецов". Внутренний человек, рожденный свыше, в тот день покидает смертное тело и в нетленном теле воскресает в Вечность, в параллельный духовный мир. И далее происходит то, о чем я говорил ранее, цитируя Павла: "только бы одетыми не оказаться нагими". В нетленную духовную рожденную свыше небесную природу Бог одел ВСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО во Христе просто так, по благодати Своей. Потому все человечество претерпев смерть по плоти продолжает жить по духу, воскресая в Вечность в небесных телах. И эта участь всех, как верующих, так и неверующих, как духовных, так и плотских, как младенцев и абортируемых, так и умирающих стариками в безбожии. Воскресения в Вечность в рожденных свыше телах никому не избежать. Это данность, от человека не зависящая. Именно потому грешники и судятся, что они не умирают бытийно, но продолжают бытийно существовать, но уже в духовном мире, в нетленных духовных телах.
3) Пророку Даниилу сказано: "А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней»." (Дан 12:13). Разве здесь не сказано, что Даниил сперва уснет, а потом только в конце воскреснет, при общем воскресении праведных?
Мой ответ. Даниил уже давно восстал, как только претерпел физическую смерть, в свой последний день. Как и Моисей сразу восстал и великолепно себя чувствует среди духов праведников, достигших совершенства на Небесах. Даниил вошел в День Господень и успокоился в Господе. Как и об Аврааме Сам Господь засвидетельствовал: "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался." (Ин 8:56). Никакой спячки у духов нет. Дух всегда бодр. (Мат 26:41).
4) У пророка Даниила написано: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление." (Дан.12:2). Здесь же прямо написано, что умершие спят в прахе!
Мой ответ. Это пророчество начало осуществляться с выходом на мессианское служение Христа. Спящие в прахе - это живущие по плоти, а не по духу, люди.
Христос сказал: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и НАСТАЛО УЖЕ, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут" (Иоан.5:25). Иисус исполняет слова Даниила. Сказав про МНОГИХ, Он указал не на какое-то всеобщее воскресение, которое должно произойти в конце этого мира, как учат многие, а на происходящее еще здесь, на земле. Он сравнил людей, живущих по плоти, с гробами. В ином месте Он уподобляет тем гробам фарисеев: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того" (Лук.11:44). Человек, не питающий в себе духовного человека, это "живой труп", "ходячий мертвец", "прах земной". А момент "пробуждения" духа можно называть и "воскресением", ибо и такое значение имеет данный термин в Библии: "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе" (Еф.2:4-6).
Но пробуждаются (воскресают) в обоих текстах еще не все. Причем, из пробужденных гласом свыше не все захотели искать потом горнего и восхищать Царство Небесное. Дух Святой их пробудил, но страстная привязанность к земному побудила их отказаться от горнего. Но это пробуждение их из праха и дальнейший отказ со стороны пробужденных жить по духу становится приговором для них, который осуществится уже потом, в Вечности: "Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего. Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно." (Иоан.15:22-25)
Даниил говорит о пробужденных из праха, указывая какова будет их участь потом, где одни воскрешены будут "для жизни вечной", а другие "на вечное поругание и посрамление". Это аналог слов Христа, где Он говорит: "Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения." (Иоан.5:28,29).
О том же Христос поведал в рассказе про богача и Лазаря, где двое воскресли в разные состояния душ.
5) Пророк Изекииль изрек пророчество: "И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне!» Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь." (Иез 37:3-6). Разве это не доказательство будущего воскресения земных тел?
Мой ответ. Это пророчество о рассеянном Израиле. О нем говорит контекст. Вероятность возможности собрания Израиля как прежде в единый народ выглядела точно также, как вероятность воскресения тех костей. Это поэтика. И через эту поэтику Бог предвозвестил, что однажды рассеянный Израиль будет собран единым Пастырем. Однажды Сын все потерянное приведет к Отцу.
6) Апостол Павел пишет: "Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем." (1Фес 4:15-17). Разве здесь не сказано, что умершие во Христе воскреснут лишь перед кончиной века и Пришествием Христа?
Апостол отвечал на какие-то конкретно сформулированные ему вопросы. И ответ дается на конкретные вопросы, как они озвучены. К сожалению, читая послания Апостолов мы не имеем возможности ознакомиться с вопросами от верующих, которые те задавали Апостолам. Это могло бы помочь лучше понять и те ответы. А так приходится уже догадываться по ответам, какие вопросы звучали от верующих. Как вижу я, то фессалоникийцев волновал вопрос о том, что произойдет раньше, воскресение мертвых во Христе или Пришествие Христа и кончина мира. На тот исторический момент Павел видел только то, что умершие во Христе должны явиться вместе со Христом. И потому дожившие до тех дней верующие не предупредят умерших. Хотя здесь для меня встает вопрос: а каким образом они собирались предупреждать умерших? Мне не понятна эта мысль. Не исключаю, что здесь может иметь место не корректный перевод. Или значение термина "не предупредим" нужно воспринимать в значении "не опередим". Тогда мысль может означать, что опередят ли умерших живые на земле и встретят ли Христа прежде за умерших. Такой вопрос мне понятен. Тогда и ответ Павла вполне соответствует вопросу. Он отвечает, что не опередим их, так как они явятся уже вместе со Христом. А вот времени, когда именно воскресают умершие во Христе, Павел на тот момент еще не видел. Он видел лишь то, что умершие во Христе явятся вместе с Ним. И в том нет ничего необычного. Верующие, в том числе и Апостооы, не сразу получают ответы на все свои вопросы, а постепенно, очищая разум от ложных стереотипов и представлений. Потому, читая Павла, полезным бывает учитывать хронологию написания им его посланий. Ведь тот Павел, который писал в начале своего апостольского служения, и тот Павел, что писал незадолго до своего оставления этого мира, - это были два разных Павла. Разных по степени просвещения и получения откровений. Вот Послание к филиппийцам Павел писал из тюрьмы, незадолго до казни своей. Это был уже самый зрелый из всех Павлов, каким он был до того. И он тогда уже четко видел, что сразу же, как разрешится от тела, отправится к Господу. А вот когда он писал фессалоникийцам и другие ранние послания, то он, скорее всего, еще не имел откровения о том, когда же происходит воскресение души. Более того, он мог иметь долгое время ложное представление, переняв его по преданию человеческому. Но сам он, когда писал послания, старался писать сдержанно лишь о том, что ему показал Сам Господь. А чего ему Господь не показал, о том он умалчивал и не писал лишнего. Вот показал ему Господь, что умершие во Христе явятся с Ним раньше, чем последнее поколение людей успеет преобразится, и на этом он ограничился, не став уточнять, а когда же именно происходит то "раньше". Потому что не видел еще четко, когда же происходит воскресение. И вообще, большинство христиан переняли представления о воскресении и о последнем дне от иудеев. И веру в воскресение земных тел партия победителей в исторических церквях переняла от плотского Израиля.
7) Апостол Павел пишет: "Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его." (1Кор 15:21-23). Разве здесь не говорится, что до Воскресения Христа никто не воскресал? А вы говорите, что праведники воскресали и до Воскресения Христа.
Мой ответ. Явившийся на Горе Преображения Моисей, который явился еще до Воскресения Христа, вот свидетельство против тех, кто не верит, что праведники сразу воскресали. Воскресали же они именно во Христе, в рожденной свыше Христовой природе. Христос первенец от создания мира. О Нем сказано: "Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;" (Кол 1:15).
И еще: "И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия:" (Откр 3:14).
По этому воспринятому на Себя тварному началу Истинный Бог во всем Первенец. Как по Адамовой природе все умирают, так по Христовой природе все продолжают жить. Енох и Илия во Христе вознеслись на Небо, а не в Адаме. Когда наступил последний день для священномученика Стефана, то Господь исполнил Свое слово, пришел встретить раба Своего, отворив ему двери в Небо. И так исполнилось обетование Христа, согласно которого Он обещал прийти и воскресить душу в последний день. Вот Он к Стефану и пришел в последний день...
Но Господь не только рабов Своих воскрешает в последний день. Те, которые пронзили Его, в свой последний день также узрели Его: "Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь." (Откр 1:7).
Каждая душа в каждом поколении покидая этот мир начинает видеть исполнение этого пророчества. Вот и евреи, которые распяли Христа, умирая увидели Его, и узнали. Для них это был День Господень, день прозрения, день ужаса и потрясения...
Пророк Захария так изрек это пророчество: "А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце." (Зах 12:10).
Вот такую аналогию использует пророк. Он сравнивает ту скорбь иудеев со скорбью по первенце. Представьте себя на месте родителя, который так ждал ребенка. И вот Бог ему посылает первенца. Тот души в нем не чает, так полюбил. И тут ребенок заболел и умер. Это же мука и боль для любящего родителя. Вот такую боль начинают испытывать не примирившиеся с Господом, переходя в Вечность. Не Бог их наказывает, а они сами себя начинают осуждать, умилившись сердцами, искренне раскаиваясь...
8) Но разве Христос воскрес не в земном теле?
Мой ответ. Не в земном, в духовном. Но маловеров как убедить, что претерпевая смерть по плоти душа воскресает в мир духовный в нетленном духовном теле, и как убедить плотских людей, что никто не погиб, но у Бога все живы? Люди живут в этом материальном мире. А перешедшие в мир Вечный духовный оказываются в ином параллельном измерении. Христос ожил не в третий день, а СРАЗУ же, как только покинула душа еще висящее мертвое тело на кресте. И сразу в духовном мире сошел в ад, где находились давно раскаявшиеся грешники. Но о помиловании им никто не объявлял. Вот Христос сошел в ад и благовествовал им помилование. Но всего этого никто не видел на земле. Для людей человек Иисус был распят и нет его больше. Просто сообщить через Ангелов, что Он жив, это мало кого убедило бы. По факту он мертв, а тело его в могиле. А существует ли душа вне земного тела, можно было бы много спорить, и каждый остался бы при своем. Потому Бог через пророков предвозвестил, что Мессия воскреснет в третий день по Писанию. При этом, во знамение жестокосердным и неверующим, Он явится во плоти. И тело Его не увидит тления. Потому в третий день по исчислению этого мира, живой Господь, Который до того воскресения вел активную деятельность в духовном мире, ЯВИЛСЯ в этот мир, материализуясь, как это делали Ангелы, являясь людям из того света. Христос именно ЯВЛЯЛСЯ, а не просто воскрес и жил среди людей. Земное же Его тело не увидело тления, не разложилось и черви его не ели. Но оно было поглощено Его духовным телом. При материализации с того света в этот мир духовные существа выглядят как люди. И тело Христа при явлениях имело те же свойства, что и тела трех Ангелов, которые явились Аврааму. Но эти три Ангела не имели материальных тел. Они именно материализовывались. Могли даже есть пищу в глазах людей, хотя чрева для перетравливания пищи небожители не имеют. Та пища просто сжигалась, а не преобразовывалась в чреве в топливо для земного тела. После исчезновения Ангелов исчезала и пища, доказывая таким образом людям, что это им не привиделось в разуме, но что это было наяву.
Вот так и Христос не привиделся ученикам в разуме, как бестелесный дух. Он являлся, материализовываясь, так что имел плоть и кости. Потому что иначе ученики бы не поверили, что Он жив. Потому Он даже раны на теле дал потрогать. При этом грешно думать, что воскресшие нетленные тела имеют увечья. Духовные тела могут принимать разную форму и виды. Суть же явлений Христа с того света была в том, чтобы убедить, что Он ЖИВ! Что не надо бояться физической смерти. И Он был бы жив и без воскресения в этот мир в третий день, и без явлений сюда. Но тогда никто бы не поверил, что со смертью земного тела жизнь не заканчивается. Надо было прийти с того света ради немощных в вере, чтобы убедить их. И о том Воскресении специально Бог сообщил заранее через пророков. И Сам те пророчества и осуществил.
9) Получается, что Христос обманул, Он не воскрес на самом деле?
Мой ответ. Воскрес! В Вечность воскрес, претерпев смерть по плоти, но ожив сразу духом. И задача Его была не в том, чтобы убедить людей, что Он воскрес в земном теле. Это уже иудействующие отцы захотели выдать желаемое за действительное. Переняв от плотского Израиля веру в воскресение земного тела, отцы исторических церквей ввели эти представления и в христианство. Господь же не обманывал, а подстраивался под человеческую немощь. Когда Ангелы Божья, являясь в этот мир ели в глазах людей пищу, они не обманывали, а именно подстраивались под людей, чтобы им было легче поверить, что Ангелы явились наяву, а не привиделись им лишь в разуме. И когда материализовывались, принимая вид людей, хотя сами по природе не имели таких тел на небесах, то и это не обман был. Обман - это когда хотят совершить грех или других ввести в грех.
2023.11.18
Свидетельство о публикации №223111801217