Достоевский об управлении человеческими чувствами

Ф.М. Достоевский. Записки из подполья,повесть, 1864.
М. Шульгин, Сочи, 2023

 В «Записках из подполья» Достоевский пишет: «Сегодня люди все больше поклоняются естествознанию и говорят, что сама наука научит человека, что ни воли, ни каприза на самом-то деле у него и нет, да и никогда не бывало. Все, что он ни делает, делается вовсе не по его хотенью, а само собою, по законам природы».
          «Следственно, эти законы природы стоит только открыть, и уж за поступки свои человек отвечать не будет и жить ему станет чрезвычайно легко».
 
          «Все поступки человеческие буду расчислены тогда по этим законам, математически, вроде таблицы логарифмов, до 108 000, и занесены в календарь; или еще лучше того, появятся некоторые благонамеренные издания, вроде теперешних энциклопедических лексиконов, в которых все будет так точно исчислено и обозначено, что на свете уже не будет более ни поступков, ни приключений».

          «Тогда-то, и настанут новые экономические отношения, совсем уж готовые и тоже вычисленные с математическою точностью, так что в один миг исчезнут всевозможные вопросы, собственно, потому, что на них получатся всевозможные ответы».

        Эти философские мысли Ф.М. Достоевского можно расценить как предтече нынешней всеобщей цифровизации и роли искусственного интеллекта в управлении человечеством, против которых робко поднимает голову Церковь.
       
Управление чувствами сегодня

        Философские мысли Достоевского о том, что наука станет управлять поведением человека очень важна для понимания механизма этого воздействия для правящей элиты. И эта позиция сегодня становится весьма актуальной в ходе принятия концепции всеобщей цифровизации и внедрения искусственного интеллекта. Ее реализация становится вполне реализуемой банками,  медиахолдингами и интернетом (здесь и мистика не сдает своих позиций перед наукой: мировое правительство, масонство, оккультизм, гадания, привороты, страх перед Искусителем - еще очень живы в народе).
 
        Рассчитать поведение человека «по табличкам» потребуется для эффективного управления массами. С одной стороны это облегчит формирование общественного мнения, формализует запросы и настроения разных групп населения, совершенствует инструменты дистанционного управления финансами, банковскими вкладами и кредитами, покупками в торговых сетях, поездками на транспорте и все это можно делать сидя на диване, но и создает ситуации полной нашей зависимости от смартфона.

       С другой стороны это посеет всходы на поле мошенников. Еще больше на нас будет давлеть фейковая информация, которую не проверить; еще больше запутает человека противоречивыми предложениями по отъему денег, собственности и воли; повысится число раздраженных, беспокойных людей и сила страха перед неумолимой мошью неоспоримого вердикта цифры. 

        «Для чего еще? – Для того, чтобы человек меньше думал» и действовал ведомый чувствами, которые формируются рекламой, маркетингом и соц. сетями, и послушно следовал нужному социальному тренду, моде, целесообразности и окончательно оглупел (не в прямом смысле стал глупым, а стал приверженцем технических средств, полагаясь больше на них, чем на свои соображения и расчеты).

И это оглупление, когда не надо думать, помнить и напрягать свою волю, коснется большинства людей, и оно уже идет сегодня полным ходом с помощью умной электробытовой техники, приложений к смартфонам, рекламы и маркетинга, психологических тренингов личностного роста и роботов. Техника, направленная на облегчение жизни, у большинства нравственно не зрелых, нацеленных на потребление людей, превращает их в заложников: кредитов, соцсетей, наслаждений и удовольствий.
 
        Автор и сам не против «прогресса и развития», хотя понимает, что всеобщее стремление улучшить жизнь и создать рай на Земле, приводит к угнетению природы и духовному обнищанию, а природа – она за себя отомстит.

        Заметим, что философские мысли (знание законов природы и управление с их помощью поведением) Достоевского позднее в романе «Братья Карамазовы» (1880), трансформируются в теорию управления слабовольными бутовщиками с помощью мистических средств католицизма: чуда, тайны и авторитета.


Рецензии