Ползуны

               
   Посвящаю памяти  дяди  Жоры Х.  - слесаря-ремонтника  товарной станции г. Борисова
       Моя безотказная праворульная Тойота однажды утром не завелась.  И случилось это далеко от дома в Егорьевском районе Подмосковья. Накануне вечером я возвращался с успешной рыбалки и решил завезти часть улова своей крёстной, которая жила в великолепном коттедже. А в нём действовала приличная  баня,  и кормили там тоже отменно.  Из-за этих обстоятельств я и заночевал там. А утром я должен был уехать в Москву,  поскольку в 14 часов обещал присутствовать на защите диссертации. Тойота подвела, и мне пришлось  срочно идти на полустанок и возвращаться в Москву на электричке. Ожидая её на платформе, я проводил взглядом два грузовых поезда и был поражён тем, что чуть ли не каждая 10-15 цистерна грохотала на путях  так, что платформа  подпрыгивала при этом.  Ещё в детстве я знал причину этого грохота. Наша с мамой хибарка стояла рядом с товарной станцией города Борисова,  и иногда она действительно подпрыгивала от проходящего мимо товарняка. Причиной этого явления были «ползуны».  Мой путь из парка с танцев поздно вечером проходил мимо участка  ремонтников.  И зачастую я наблюдал, как они в страшной запарке,  приподняв мощными домкратами  вагон или цистерну, меняли колёсную пару. Причиной такой спешной работы и в дождь, и в снег, и в жару, и ночью, и днём был ползун.  Как он образовывался, это отдельный вопрос. Но, если он образовывался, то колесо с нагрузкой в десятки тонн во время движения било по рельсам, расшатывая и разрушая путь. В те времена у ремонтников в качестве освещения  были карбидные лампы, зарядка которых представляла большую сложность. Сами ремонтники почему-то насквозь были в смазке. Но, то, как они работали, вызывало восхищение. Дело в том, что они должны были переставить колёсную пару за тот период, пока меняются локомотивы. И если в составе обнаруживается несколько ползунов, то  работа превращалась в настоящий аврал. И всё это я наблюдал в течение нескольких лет.
         И вот,  очутившись на подмосковной платформе,   спустя 40 лет,  я был поражён  увиденным  и услышанным. В обоих составах было по несколько ползунов. Что же получается? За 40 лет «прогресс» так обуял железнодорожников, что они смирились с тем, что допускают подобное безобразие, разрушая.   Может быть, потому, что это  Россия? – подумалось мне.
     Где-то в 2022 году,  уже живя в Минске, я поехал в свой родной город Борисов на электричке. Ожидая её на платформе «Восточная», стал буквально подпрыгивать, когда мимо проносился грузовой состав. Из 43 цистерн 8  долбили путь своими «ползунами».   Я не стал  ругать белорусских железнодорожников. Цистерны-то  шли из России, наполненные нефтью. Но, прошли-то они по белорусской земле больше 300 км, мимо знаменитой Орши, Борисова.   Белорусы не удосужились  сменить   испорченные колёсные пары. Конечно, это накладно, а порча пути не так сразу заметна, когда по нему проходят составы с «ползунами». Печальные выводы приходится делать. Ведь  царская Россия стала развиваться благодаря железным дорогам. Советский Союз они обслуживали исправно и не последнюю роль сыграли в победе над фашистами. Что же случилось за эти полвека, что так безобразно стали относиться к состоянию железной дороги?  Ведь это, по сути, самое настоящее национальное достояние. Но это достояние попало в руки так называемых эффективных менеджеров, которым даже выгодно такое положение дел. Разбитое полотно не терпит проволочек с его ремонтом. И бюджетные деньги выделялись  беспрепятственно, исправно и в огромных количествах, часть которых оседает  в карманах всевозможных чиновников. Но, вот произошёл сбой. У страны не оказалось денег. Эффективные менеджеры нашли выход - взвинтили до небес  тарифы перевозок. Это же надо,  при наших-то расстояниях стало дешевле возить грузы не по железной дороге, а на большегрузных  автомобилях, которые убивают и без того убогие автодороги. И все при деле.  Высокие чиновники довольны. Менеджеры переселились в пригороды с великолепными банями и бассейнами.  Выкопали запасные окопы на лазурных берегах, в аравийских пустынях, в заокеанских прериях. Деток учат за границей, готовя их  в ещё более эффективных  менеджеров, и дурачат народу голову, как только могут.
      Возвращаясь в тот же день из Борисова, я,  стоя на платформе,   снова  подсчитывал вагоны с «ползунами» и нещадно вслух матерился. Но грохот заглушал моё сквернословие. Это куда же мы приедем с таким положением дел?
 18.11.2023 г. Минск
      


Рецензии