Пушкин на иконе, шутки в храме, кошки - консьержки

Как пошутил экскурсовод: в падающем самолете неверующих нет! Люди, которые изучают искусство, не могут не ходить в церкви. Весь октябрь я предвкушала автобусный пресс-тур в поддержку нового Фестиваля христианской культуры «Видеть и слышать», который проходил в Московском Доме художника с 27 октября по 4 ноября. Посещение нескольких храмов должно было закончиться в мастерской «Царьград» — знакомством с художниками, которые их расписывали. Как выглядят современные иконописцы, какие краски предпочитают, о чём думают? До сих пор мои знания ограничивались шедевром Тарковского «Андрей Рублёв». А ведь по сути церкви — первые музеи с первыми картинами, и сегодня эти картины могут быть очень разными, больше нет доминирующего канона. Храмы, которые стали снова строиться и оживать в России в нулевых, каждый имеет свой характер.

Храм Иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметьевом дворе. Характер: Золотой

Сколько раз я была в Ленинке и не знала, что рядом в Романовом переулке борется за жизнь храм — румяный пряник конца 17-ого века. Красный кирпич и белый декор — характерные черты нарядного нарышкинского барокко, такие здания не должны страдать! Но при советской власти и вплоть до 2006 года этот редкий памятник архитектуры использовался как кухня. Чтобы воскресить растерзанный блеск, за образец взяли церковь Покрова в Филях того же периода и стиля.
Сегодня храм мерцает золотыми деталями, с величием которых не спорит светлый потолок, украшенный лишь воздушными орнаментами. Вернувшуюся домой икону «Знамение» оформили в золотую раму, на полях которой мастера «Царьграда» изобразили ветхозаветных пророков, предсказывающих появление Девы Марии. А меня не покидает желание забраться на маленький золотой балкончик, как в театре — необязательный каприз счастливых дней.

Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдково. Характер: Победитель

Строгая белоснежная церковь построена по программе «200 храмов» для спальных районов Москвы, расписывалась во время пандемии, открылась в 2023-м. Теперь это главный храм МЧС России: на мемориальной плите можно прочитать имена погибших сотрудников.
На одной из масштабных росписей легко узнать великого полководца Кутузова, на коленях он молится перед иконой Смоленской Божией Матери о победе на Бородинском поле. Неожиданно для зрителя, но в селе Фили состоялся Совет в Филях 1812 года. Сначала по Смоленскому тракту отступали русские войска, потом бежал Наполеон с клочками своей армии, в 1943-м путь французов повторили немцы, место знаковое!

Храм Троицы Живоначальной на Шаболовке. Характер: Экстраверт

Ещё один несчастный храм, пострадавший от советской власти, превращённый в клуб и утративший внутреннее убранство. Художники «Царьграда» расписывают его с 2016 года, белых пятен ещё много, внутри здание в лесах, преображение можно наблюдать изо дня в день. Сначала роспись делают на холсте в мастерской, потом приклеивают — роспись на живую выдержит не всякая стена, к тому же штукатурка не оставляет права на ошибку, придётся сбивать весь слой.
Для придела святителя Николая были разработаны редко встречающиеся сюжеты: «Явление святителя Николая во сне императору Константину», «Спасение от утопления патриарха Афанасия». Особое внимание уделили тому, чтобы тексты оставались декоративными, но были максимально читаемыми и понятными. Получилось похоже на огромный настенный комикс, красочный и запоминающийся, от такого церковного искусства не устанет даже маленький ребенок!

Храм Ризоположения на Донской. Характер: Везунчик

Рядом с Донским монастырём находится не менее легендарный храм 18 века, который никогда не закрывался даже в СССР. Более того, его вообще не должно было быть! Когда отстраивался Санкт-Петербург, в Москве каменная застройка была запрещена под угрозой конфискации имущества и ссылки, так как каменщиков сильно не хватало — несмотря на это, храм был воздвигнут на пожертвования москвичей. И снова чудесное везение: церковь не была разорена солдатнёй Наполеона, вояки не смогли взломать массивную железную дверь, дверь-спасительницу можно поблагодарить и в наши дни.
Кукольные розовощёкие херувимы как будто смеются над невзгодами жизни, которые здесь бессильны. Редко встретишь такие эмоции в русских церквях, но эпоха радостного московского барокко была совсем короткой. Чтобы умножить эту радость, художники «Царьграда» расписали потолок крестильни сюжетами праздников: Сретение Господне, Крещение Господне, Сошествие Святого Духа, Господь Вседержитель с предстоящими святыми.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево. Характер: Модник

Во время экскурсии чувствовалось, что отец Мельхиседек для храма действительно, как родной отец. Это его идея — церковь-музей копий главных святынь, строительство шло с 2008 по 2015 год. Съёмка фото и видео в храме категорически разрешается! Здесь есть и археологические находки: посуда, острие копья, серебренники 1-ого века нашей эры из Святой Земли. И Вефлиемская звезда, гробница Богородицы, колонна благодатного огня. Можно поразмышлять в Гефсиманском саду или отправиться сразу в темницу Христа. Чтобы журналисты и блогеры не робели в почти Иерусалиме, настоятель травил теологические анекдоты:

— Почему на Сицилии нет Свидетелей Иеговы?
— На Сицилии нет вообще никаких свидетелей.
Лично я не могла оторвать взгляд от купели с богатой мозаикой, в которой мне захотелось заново креститься сознательно, с полным погружением. Мозаики здесь целых два этажа, 2500 квадратных метров волшебства внутри, снаружи, на каменной ограде. Изображения вторят лучшим образцам греко-византийской культуры: Сицилийских храмов в Чифалу, базилик Ровенны, монастыря Хоры в Константинполе. Просто заскочить поставить свечку не получится — глаза разбегаются, дух захватывает.

Мастерская «Царьград», Вавилова, 65А. Кошкин дом

Первая нашу группу встретила одна из местных кошек, которая сама ездит на лифте, заходит в мастерские, следит за посетителями. В коридоре на первом этаже много кошачьих домиков, лежанок, мисок. Сразу понятно, место хорошее, здесь думают о котиках!
После кошки нас перехватил Дмитрий Трофимов, генеральный продюсер фестиваля «Видеть и слышать», руководитель мастерской «Царьград», президент АНО «Центр содействия церковному искусству», в его личном портфолио воссоздание росписей в Храме Христа Спасителя.
В свои 50 лет Дмитрий выглядит, как молодой человек — видно, что занимается любимым делом. Потомственный художник, он не устаёт напоминать, что мы живём в уникальное время: впервые в истории любой человек может изучать любое искусство любой страны в любую эпоху. Разнообразие невероятное, неизменными остаются вера, надежда, любовь.
Иконописцы в мастерской одеты в джинсы и футболки, и я замечаю, что святые на иконах тоже могут быть в привычной нам одежде. Например, Святой Юрий Новицкий, расстрелянный по приговору Петроградского ревтрибунала, был юристом, на иконе он в элегантном костюме.
Во время перемещения между храмами я узнала, что в Средние века во время работы монахи-иконописцы непрерывно молились. Сейчас такой практики нет, но, по словам художников, сначала откладываешь в сторону сигарету, потом и к Богу приходишь, если раньше был атеистом. А самая любимая краска, как я и думала, — практичный акрил!

Выставка «Монументальное искусство в церкви». Мой топ 3

Выставка получилась грандиозная: 200 художников, 300 работ. Эмаль, витражи, вышивка, резьба по дереву и даже соль в качестве единственного материала! Электрическому Серафиму из соли Татьяны и Сергея Костриковых я отдаю третье место.
Деревянные оклады с веточками, барашками, домиками работы Инессы и Рашида Азбухановых — сами по себе произведения искусства. Я долго любовалась сказочными узорами, второе место в моём сердце.
Больше всех меня поразил Богдан Лавриненко — жизнеутверждающую икону со Спасом он создал из осколков фресок храма-маяка в селе Крохино Белозерского округа Вологодской области. Храм Рождества Христова был затоплен в 1960-х годах при строительстве Волго-Балтийского водного пути, теперь фрески живут вторую жизнь! Исторично, экологично, трогательно — пожалуй, главные тренды в искусстве для людей сегодня.
Не ждала — не гадала встретила на выставке самого Александра Сергеевича Пушкина. София Мачигина изобразила беседу поэта и Святителя митрополита Филарета Московского. В 1828 году священнослужитель тоже в стихах откликнулся на такие строки Пушкина:

Цели нет передо мною.
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Что ж, ум нужно наполнять, друзья, не будем лениться и не будем тосковать! Организаторы обещают, что фестиваль станет ежегодным. Подписывайтесь на социальные сети красивого и благого проекта, приходите в 2024 году. Выставка, экскурсии, концерты духовной музыки, мастер-классы от известных художников, лекции, круглые столы, кинопоказы — всё это бесплатно. Фестиваль организован при поддержке Московского Союза Художников, Российской Академии Художеств, Центра содействия церковному искусству, Президентского фонда культурных инициатив, Департамента культуры Москвы.

Специально для https://greenword.ru, мое фото на телефон


Рецензии