В этом мире, поиска сути и смысла

В  священном Коране Аллах повелевает мусульманам нести людям мир, добро, истину и  братскую любовь. Нравственные принципы Ислама категорически против насилия во  всех его проявлениях, ибо Всевышний ниспослал данное вероучение, призывая все человечество на  путь истины, мира и  справедливости.

Ислам  — это религия, призванная нести всему человечеству жизнь, исполненную гуманности мира и  благоденствия, основы морали которой составляют: милосердие, щедрость, прощение, мир и  уважение ко  всем людям. Даже само ее  название говорит о  том, что она религия мира и  созидания. Слова «ислам» и  «мир» происходят от  одного и  того  же корня, что означает  — мир.
Мир с  Аллахом, мир с  мусульманами, с  последователями других религий и  с  неверующими, мир с  самим собой и  со  своей совестью.
Кровопролитие, убийство ни  в  чем не  повинных людей, разжигание войн и  конфликтов  — величайший грех, проклинаемый Всевышним. Пророк Мухаммад (да  благословит его Аллах и  приветствует) был прекрасным примером в  этом отношении. Когда оборонительная война была неизбежна, то  его войскам направлялся строжайший приказ: не  наносить ни  малейшего вреда мирным жителям, ни  в  коем случае не  разграблять их  жилища и  имущества, не  рубить деревья, чтить их  святые места: христианские храмы и  иудейские синагоги. Принципы справедливости и  веротерпимости были ярким примером для человечества на  протяжении всей истории Ислама.

Христиане и  евреи, изгнанные во  времена мрачного средневековья из  Европы, находили защиту и  приют в  мусульманских странах. Мы  должны уяснить для себя, что в  самом духе Ислама, как религии, нет и  не  может быть насилия и  принуждения. По  своей сути, религия не  является какой  — то  системой, которая может быть принята или навязана силой. Потому что вера  — это вопрос только совести и  сердца, а  здесь уже никакое насилие и  принуждение не  могут повлиять на  них. Человек может уверовать только тогда, когда он  сам пожелает этого и  если его сердце способно по  — настоящему искренне верить. Именно в  этом смысле, в  религии не  принуждения.
Ведь ни  для кого не  секрет, что всякое насилие, убийство  — несут с  собой смерть, невосполнимую утрату близких, горе, страдание и  слезы женщин, детей, стариков и  всех окружающих. Здесь нет и  не  может быть равнодушных.

Константин Симонов, советский писатель, писал:
Чужого горя не  бывает,
Кто это подтвердить боится
Наверное, или убивает
Или готовится в  убийцы…

В  хадисе приведенном от  Абу —Хурайры сообщается, что посланник Всевышнего (да  благословит его Аллах и  приветствует) строго предостерегал: «Никто из  вас не  должен обращать оружие в  сторону своего брата, ибо вам не  дано знать, что, возможно, вашей рукой водит сатана» (Муслим).
В  хадисе Къудси говорится, что Аллах сказал: «О, рабы мои, Я  запретил любое притеснение по  отношению к  Себе и  запретил его вам по  отношению к  друг другу, поэтому не  посягайте ни  на  жизнь, ни  на  честь, ни  на  имущество друг друга» (Аль  — Бухари). Из  всего сказанного следует, что обязанность каждого мусульманина относиться ко  всем людям с  добром, какой  бы национальности и  вероисповедания они ни  были, бороться, согласно Корану и  Сунне, со  злом и  несправедливостью, жить в  мире и  согласии со  всеми окружающими. Ислам призывает нас развивать в  себе самые лучшие и  светлые качества мусульманина: богобоязненность, милосердие, уважение к  ближнему, сострадание, смирение и  т.  д.
Искренне призываю всех, и  в  первую очередь самого себя, нести окружающим нас людям мир, добро, истину и  братскую любовь. В Коране и в Сунне, нет  разрешения, вымогать у другого человека что то, что принадлежит ему. Наоборот, там есть строки, Коли встретил путника  среди пустыни, предоставь ему место возле очага, позволь  пить и есть, то что доступно всем сидящим вокруг  костра. Но если на тебя и твою семью, твой дом, напали  с целью захвата и поругания чести, стой с близкими, спина к спине, и отражай  попытку  неверных, пока есть у тебя и твоих друзей и родственников – силы. Если ты не выдержал и погиб, то дело твое продолжат дети и внуки твои.


1. Юсуф ибн Айюб Салах ад-Дин (Саладин) – мусульманский лидер 12 века, султан Египта и Сирии, основатель династии Айюбидов.
Это одна из величайших личностей в истории Ислама. О нём до сих пор вспоминают и на Западе, и на Востоке.
О детстве Салах ад-Дина известно немного. Будущий султан родился в Тикрите (ныне – территория Ирака) в курдской правительственной семье. Однако его дед Шази жил в армянском городе Аджданакан, там же родился и его отец. Впоследствии отец его Найим ад-Дин Айюб стал правителем Баальбека.
Несмотря на то, что со стороны отца и деда Саладин происходил от курдов, мать его была арабкой. С детских лет он жил в Дамаске, получая военное, общее и теологическое образование при дворах халифов, где служило немало его родственников.
С юности он не предполагал карьеры кадрового военного и пошёл служить офицером под довольно сильным давлением своего дяди. Тот факт, что он не был заинтересован в службе и в карьерном росте, сыграл положительную роль в его продвижении: он не интриговал, не угождал, не требовал чинов и наград. Просто и честно выполняя свои служебные обязанности и обладая хорошими административными, стратегическими и тактическими талантами, Салах ад-Дин был замечен и оценен по достоинству. Так началось его продвижение, которое сделало Салах ад-Дина повелителем огромной страны, избавителем мусульман от крестоносцев, освободителем Иерусалима.

Стоит отметить, что в момент его возвышения мусульманские земли были крайне раздроблены. В фактически независимом Египте правили исмаилиты.
Дамаск был ограничен владениями многих мелких феодалов и государствами крестоносцев на Западе и Багдадом на Востоке.
Тюркская империя Сельджуков раскололась на части. Можно сказать, что потребность политического объединения под знаком полумесяца назрела внутри общества, и Салах ад-Дин стал именно тем человеком, который смог её реализовать.
Под началом своего дяди Ширкуха Салах ад-Дин начинает службу в армии Нур уд-Дина, султана Дамаска.
Завоевание Египта представлялось правителю Дамаска необходимым, поскольку Египет угрожал его государству с юга, будучи периодически союзником крестоносцев.
Салах ад-Дин принимает участие в этой кампании и незаметно для окружающих, как бы даже против своей воли, получает титул визиря в Стране пирамид.
 Влияние суннитского дамасского визиря в исмаилитской стране было, конечно, минимально, но Салах ад-Дину хватило политического такта наладить хорошие отношения с фатимидским халифом, не теряя в то же время отличные отношения с собственным султаном.

Влияние его росло, и поэтому никто не удивился, когда после смерти аль-Адида Салах ад-Дин из визиря стал султаном Египта, одновременно сменив и традиционное исмаилитское вероисповедания страны на суннитский Ислам.
По мнению историков, так произошёл один из самых быстрых и бескровных переворотов во всей мировой истории.
Став султаном Египта, Салах ад-Дин запомнился не только как отличный воин, но и дипломат. Формально сохранив верность султану Дамаска (а значит, обеспечив себе несколько лет спокойного правления), он немедленно начал укреплять свои владения и увеличивать своё влияние на соседние территории. И когда оказалось, что Египетское государство фактически уже намного сильнее Сирийского, никто ничего уже не мог поделать. Укрепила положение Салах ад-Дина и его женитьба на одной из вдов бывшего султана, что ещё более узаконило его положение.
Мощь султана Каира возросла настолько, что после смерти Нур уд-Дина он смог прямо вмешаться в спор о его преемнике, а по сути – подчинить себе Дамаск. Когда же дядя наследников попытался вмешаться и прибегнул к военной силе, выяснилось, что армия Египта сильнее в несколько раз и военный гений Салах ад-Дина тоже превосходит его на несколько порядков. Армия сирийцев была разбита, а султан Египта получает официальное признание от правителя Багдада.
Против него не помогло даже обращение к ассасинам. Салах ад-Дин смог превосходно вычислить их всех и арестовать ещё до того, как эти наёмные убийцы смогли составить хоть какой-то план против него. «Горный старец» был вынужден отступить и заключить мир с султаном.
В течение нескольких лет Салах ад-Дин подчиняет независимых и полунезависимых властелинов мелких княжеств на границе со своим государством. И в конце концов становится султаном могущественнейшей мусульманской империи. Мусульманский Восток впервые за несколько столетий стал единым. Именно тогда настаёт время для борьбы с Иерусалимским королевством.
Несколько прямых столкновений армии султана с крестоносцами показали, что прямо покончить с ними не получится. И Салах ад-Дин применил метод борьбы, который нам известен под названием «экономическая блокада». Точнее говоря, султан смог взять под свой единоличный контроль торговлю пряностями, что лишило государство крестоносцев основного своего дохода и ещё более усилило явные и тайные противостояния в их среде.
Нужно сказать, что власть крестоносцев был подорвана очень сильно, прежде всего из-за внутренних раздоров в борьбе за королевский трон (больной проказой бездетный король Болдуин IV находился при смерти). Многие опытные воины и политики, которые были способны объединить страну и дать отпор империи Салах ад-Дина, были отстранены от власти.
Поводом для начала официальной военной компании Салах ад-Дина против крестоносцев стало нарушение четырёхлетнего перемирия разбойником Рейнальдом де Шатильоном. Более того, это касалось непосредственно самого султана, поскольку Рейнальд напал на караван, который перевозил сестру Салах ад-Дина к её жениху. Она была отпущена, однако разбойники забрали все её драгоценности и более того, сам Рейнальд посмел коснуться девушки, что и по сей день на Востоке считается неслыханным оскорблением (по законам Ислама прикосновение мужчины к женщине не махраму запрещено однозначно).

В итоге Салах ад-Дин собирает пятидесятитысячное войско и движется с ним на Иерусалим. Конечно, взять укреплённый город никто и не планировал. Начинается осада и взятие мелких поселений и городов иерусалимского королевства. Решающее сражение произошло близ города Тивериада. Здесь попали в плен и сам король, и вся знать из числа крестоносцев, магистры иоаннитов и тамплиеров.
Прорвать окружение Салах ад-Дина удалось только графу Раймонду Триаполийскому, хотя большинство историков сходятся во мнении, что султан намеренно его отпустил из-за уважения к его былым доблестям и заслугам.
В этой же битве попал в плен и прямой обидчик султана, Рейнальд де Шатильон, который усугубил свою прежнюю вину новыми оскорблениями, и Салах ад-Дин собственноручно казнил его.

Все попавшие в плен иоанниты и тамплиеры были казнены, поскольку считались прямыми врагами Ислама. Знатные пленники были выпущены за выкуп и под клятву: никогда более не воевать против султана.
Заняв мелкие города, Салах ад-Дин двинулся на Тир, однако город успел получить подкрепление морем, которое возглавил Конрад Монтерратский.
Армия султана повернула на фактически беззащитный Иерусалим. После непродолжительной осады город сдался на милость султана. Все жители получили право на жизнь в обмен на выкуп.
Иерусалимское королевство было повержено. В руках у крестоносцев остался только Тир, который, возможно, был бы захвачен султаном следующей весной, однако к нему успела прийти помощь из стран Европы под предводительством короля Ричарда I Английского (будущего Ричарда Львиное Сердце).
Своим бесстрашием английский король вызвал несомненное уважение со стороны султана. Есть легенда, рассказывающая о том, что Салах ад-Дин послал корзину горного снега Ричарду, когда узнал, что у него сильно болит голова от жаркого климата.
Английский король, несмотря на свои сильные стороны и качества истинного полководца, потерпел дипломатическое поражение. Спор за корону Иерусалимского королевства (надо сказать, во многом виртуальный, поскольку его территория на тот момент находилась под полным контролем мусульман) привёл к тому, что французский король вместе с армией покидает Ричарда и возвращается в Европу.
Тамплиеры и иоанниты стали плести заговоры против короля и отказываться выполнять его приказы. Король понял, что его войско просто не выстоит против армии Салах ад-Дина, и предпочёл заключить мир.
От бывшего Иерусалимского королевства осталась только береговая линия и возможность для христианских паломников беспрепятственно посещать Святые места (свободный путь на Иерусалим).
В той ситуации султан мог диктовать любые свои условия мира, и они не могли быть оспорены.
Король Ричард вернулся в Европу, и его былые разногласия с союзниками по крестовому походу дали свои плоды, что привело к его заключению и гибели впоследствии.
Салах ад-Дин возвратился в Дамаск победителем. Однако через несколько месяцев его мечты о дальнейшем объединении мусульман обрываются. Салах ад-Дин погибает от лихорадки.
Его образ вошёл в сердца мусульман на столетия вперёд. Он стал едва ли не единственным представителем Ислама, о котором восторженно отзывались даже европейские хроники. А роман Вальтера Скотта «Талисман» стал первым произведением в Европе, который показывал положительный образ Ислама и мусульман.
Султан Салах ад-Дин обладал нравом истинного мусульманина и точно стремился к соблюдению всех законов Ислама. К примеру, на отказ жителей Иерусалима сдаться без боя он поклялся, что сравняет город с землёй и убьёт всех его жителей. Потом в течение битвы делегация из города несколько раз пыталась добиться прощения от султана, но его клятва была аннулирована только после собрания факихов и вынесения специальной фетвы о возможности её снятия. В тот момент, когда жители города покидали его, султан выдал специальное разрешение для возможности остаться в Иерусалиме части иоаннитов для ухода за тяжелобольными и ранеными, которые не могли уйти. К слову, когда крестоносцы захватили Иерусалим, они вырезали все коренное мусульманское население.
Салах ад-Дин стал образцом чести, мужества, справедливости, великодушия, щедрости, верности своему слову не только в мусульманских регионах, но и в европейских странах. Он отпустил на свободу короля Иерусалима и большинство христиан королевства, его армия никогда не занималась грабежами и третированием мирного христианского населения, христианским паломникам была обещана (да в общем, как показало время, и обеспечена) свободная возможность посещения Иерусалима. Салах ад-Дин был действительно благородным и благочестивым человеком, для которого Иерусалим являлся действительно Священным городом, в котором нет места насилию и жестокости.


Рецензии