про фрески
Начало ноября. Трасса М-10. Нудная морось в лобовое стекло.
- А давай заедем в Шую!? Тут недалеко. Километров тридцать! Сразу за Зимогорьем по боровической дороге! Мы там в семьдесят седьмом жилой дом строили, а потом в семьдесят девятом животноводческий комплекс для совхоза-техникума. Интересно - целы, нет!?
Семьдесят седьмой ...
Нам по девятнадцать и мы с Вовчиком, несомненно, весьма бывалые строители. Прошлым летом достраивали третий корпус политеха и ещё слегка "пошабашили" на "химии". Специфику поняли. Инструменты, технику освоили. С рабочим классом на "ты". Такие любому стройотряду пригодятся.
Мы решили податься в легендарные "Славяне" ...
Энергия буквально хлестала из нас и всего через неделю-полторы мы с Вовчиком наперегонки ... за приз бригадира каменщиков - "настоящий" отвес взамен осколка кирпича на бечёвке ... клали из красного "блока" внутренние стенки и перегородки. Через пару-тройку недель ... с шутливой кричалкой - "Раствор! Кирпич! Подсобницу!!!" ... вели под "чалочку" белым "силикатом" лицевую "двойную липецкую" кладку наружных стен. С "расшивкой" через шесть рядов "ложка". А уже через месяц я мог закладывать и углы с "маячками", и сложил свою первую "пилястру".
Отряд в тот год был немного великоват и в нём шла смена поколений. Прямо в процессе. Какие-то люди непрерывно приезжали, уезжали, гостили, мелькали в расположении, "тусовали" у вечернего костра. В атмосфере витал, густо замешанный на запахах летних окрестных лугов, аромат трудового энтузиазма, поголовной влюблённости и классического интеллектуального разгильдяйства, аналога свободы мысли эпохи Леонардо и советских "шестидесятых". Бесценная субстанция для выращивания думающего человека и гражданина. В подлиннике.
А ещё в "Славянах" остро ощущалось наличие собственной, уникальной отрядной души ...
Студенты в стройотряды ездили с разными целями. В основном, слегка подзаработать. Но и романтические, и лирические, и даже карьерные сюжеты редкостью тоже не были. Всё определялось индивидуальными особенностями, восприимчивостью к идеологическим установкам и личными приоритетами в массовом устремлении к светлому будущему новой общности людей - советского народа.
В костяк же "славян" неким непостижимым образом фильтровались личности, внешне интеллигентные, но внутренне маргинальные и глубоко индифферентные к окружающему. По образу и стилю мышления. Субъективные идеалисты в их классическом определении.
Отряды вокруг боролись за чемпионство в соцсоревновании, за места в вышестоящих штабах, за имидж брутальных мужиков. У "братьев и сестёр славян" в приоритете была внутриотрядная жизнь и трепетное поддержание некого неосязаемого, но яркого, светлого и чистого, общего внутреннего огня ...
Минули столетия торжества воинствуюшего материализма и вот физические лица, называющие себя физиками, совсем недавно научно подтвердили то, что самые обычные люди знали всегда - никакой объективной реальности нет, реальность бывает только субъективной. В сущности, теперь до официального признания существования той самой души остался всего один шаг и сделать его пока не позволяет лишь несовершенство измерительных приборов, инерция мышления экспериментаторов, да наивный снобизм теоретиков, продолжающих считать наукой даже математику.
Между тем, наличие души у человека, легко доказывается, вполне себе объективным, феноменом культуры, напрочь отсутствущей у других животных, и неосознанной тягой к ней даже тех, кого, псевдонаучно выражаясь, относят к представителям девиантных субкультур.
Ибо ничем иным, нежели резонансом внутренних вибраций или родством тонкого душевного устройства, не объяснить, отчего люди сбиваются в стаи, чтобы послушать симфонический оркестр в филармонии, гитару у костра или студенческий вокально-инструментальный ансамбль в сельском доме культуры.
Кстати, наш ансамбль тоже назывался "Славяне" ...
В произвольно взятой деревне есть три пространства, где местные аборигены встречаются чаще всего. Это какая-нибудь скромная церквушка при кладбище, магазин у автобусной остановки и клуб. Обычно в стиле "эклектичный сарай". Один на пять ближайших деревень.
Шуя в советское время была довольно большим и не менее населённым пунктом. Жизнь в ней кипела. Поэтому в Шуе был не клуб, а очень даже приличный дом культуры. Он стоял на пригорке у дороги и со своими псевдоколоннами на входе и высоким крыльцом выглядел архитектурной доминантой всей местности.
Наш отряд располагался рядом и взаимопроникновение культур шло легко, естественно и ежедневно.
Особенно в семьдесят девятом ...
Основным объектом отряда тогда были коровники и инфраструктура животноводческого комплекса. Мы с Вовчиком продолжили строительное профессиональное развитие. Вовчик монтировал силосные траншеи, следуя девизу - "работаю на монтажу, час посижу, час полежу". Мне же выпало бригадирствовать на стратегическом направлении обеспечения работ - замешивать бетон. Большие площади. Непрерывный цикл. Чёткий ритм производства.
Мы с бойцами строем, под флагом РБУ*, приходили на "узел", обнявшись тесным кружком, как хоккейная сборная страны, пели наш гимн на мотив "Атлантов" - "поставлены когда-то, а "сотка" не пришла ..." и начинали карусель смен.
"Смертники", дыша через раз, опускались с носилками в цементный ларь, "гравийщики", стачивали стальные штыки лопат о горы щебня, бадья с замесом, то и дело, натружено поднималась по направлящим к "миксеру", самосвалы непрерывно шныряли между "узлом" и объектом.
Наш яркий и многообразный духовный мир после такого вмешательства грубой и безжалостной реальности настойчиво требовал восстановления своих красок. Всеми доступными средствами ...
В цоколе дома культуры был подвал. Мы расчистили его от хлама, немного подштукатурили стены и в одном из отсеков поставили "барную стойку", сделали обрешётку по периметру и за пару ночей расписали фресками "a la western" свободное пространство. Вовчик, на правах главного художника, предложил именовать это всё "Bar Galaktik".
"Сухой закон" в отряде лишь стимулировал фантазию. "Бары" у нас проходили в виде костюмированных тематических представлений - "восточный", "эмигрантский", "космический". Зрителей не было. Все были участниками ...
- Здравствуйте, а вы что хотели?!
- Добрый день! Дело в том, что я в конце семидесятых был здесь в Шуе в стройотряде! Вот хотел посмотреть, что из построенного осталось! А кроме жилого дома ничего не нашёл! Забыл уже, что где ...
После блуждания по деревне под моросящим дождём я решил заглянуть в дом культуры. Тот самый. На пригорке. Вдруг кто, что знает ... Навстречу мне в коридор вышла женщина, примерно моих лет.
- А я вас помню! Не Вас, конечно, а отряд! Я тогда как раз школу заканчивала! Проходите вот сюда, рассказывайте! Это Татьяна! Наш культорганизатор!
Когда в своём повествовании я упомянул подвал, Татьяна с улыбкой взглянула на меня и сказала, что мы можем даже в него спуститься.
- Там кое-что осталось с ваших ещё времён, наверное! Правда, боковой вход мы заложили! Пойдёмте, покажу, как сейчас всё устроено!
Мы перешли в соседнее помещение. В полу был прорезан лаз, вниз вели крутые деревянные ступеньки.
- Аккуратнее, не ударьтесь головой!
Татьяна шла впереди и подсвечивала дорогу фонариком смартфона. Подвал был сух, чист и тёмен. Мы прошли узким, низким коридорчиком и повернули в проём налево ...
Если меня однажды спросят, фрески каких мастеров я считаю величайшими произведениями искусства и культурным наследием, достойным внимания потомков, я без колебаний назову три имени - Рафаэль, Феофан Грек и Вовчик.
Безусловно, всемирная слава моего друга ещё впереди, но самое важное уже случилось. Работы его кисти пережили время. Спустя, без малого, полвека я вновь увидел их на стенах подвала Шуйского дома культуры. В идеальном состоянии ...
Совхоз-техникум давно переместился в Валдай. Построенные нами коровники разрушены и на их месте теперь строится современный агрокомплекс. В Шуе больше нет школы, на крылечке которой мы когда-то делали групповую отрядную фотографию. Осталась только "коробка" с пустыми окнами. Нет и детского сада. Но многоквартирный дом, где сорок шесть лет назад я сложил из кирпича свою первую стенку, в хорошем состоянии и в нём живут люди. И свежепокрашеный дом культуры, по-прежнему, место притяжения детей и взрослых и в нём живёт часть памяти о нашем отряде, о "Славянах" и о нас с Вовчиком.
А пока жива память и культура, жива и душа народа.
И не говорите мне, что это лишь иллюзии типичного субъективного идеалиста.
* РБУ - растворо-бетонный узел
Свидетельство о публикации №223111801678