Бабушка русской литературы
-Вот еще, - подумал мальчишка, прячась в кустах, - пусть Валька побегает, а у меня дела.
Какие дела его ждали, он еще не решил. Летним вечером на улице всегда дела найдутся важнее домашних.
Столько всяких игр и забав. Больше всего он любит прыгать с девчонками через костер.
Они визжат, как поросята. Особенно Акулинка.
Она давно нравится Филиппку. Выше его на целую голову, коса длинная до пят, а глаза, как у коровы Буренки: большие и грустные.
Считалась, что Акулинка была самой красивой девчонкой в деревне. Себя она таковой не считала. Работы по дому было столько, что времени не хватало в самовар посмотреться.
А самоварище у них знатный на столе стоял – литров на десять. Она любила его кусочком кирпичика чистить. Так надраит, что даже конопушки видела в отражении.
В Филиппке она не находила для себя ничего интересного. Мальчишка, как мальчишка.
Когда с ними играет, то никогда не дерется, а за это его все девчонки уважают. И за косу никогда не дергает. Только таращит на нее глазищи. Отец сказал, что он ей не пара:
- Бедные - нам такие не нужны.
А какие нужны Акулинка не знала, но прыгать через костер вечерами бегала.
Каждый её приход для мальчика был счастьем.
Пока Филиппок сидел в кустах и мечтал, корова убежала в лес.
Жизнь у крестьян Пензенской губернии была нелегкой. Кто жил возле полей сеял рожь, овес, горох ,просо, ячмень. Пшеница занимала не главное место.
Сеяли вручную, разбрасывая семена из кузова или севальника. Удобряли землю редко.
Но не вся земля в Пензенской губернии была пахотная.
Деревня, где жил Филиппок с мамой, стояла возле леса.
Отца не было. Пошел родитель на охоту и не вернулся: медведь задрал.
Отец Филиппка был высокого роста с широкими плечами и громадными кулаками. Силен был! Один такой в округе. Ложки узлом завязывал, кочергу мог дугой согнуть и подковы выравнивал.
Не повезло на охоте. Медведь шатун попался: злой и голодный. Подмял под себя охотника, поломал ему ребра, а помощи ждать не откуда. Отец на охоту всегда один ходил. Надеялся на свою богатырскую силу, но в этот раз она его подвела.
Раньше охота на медведя была целым ритуалом. Если медведь не нападал на коров и не портил поля, то на него ходили весной. После спячки он не обладал большой силой, а был ослаблен.
Перед самой охотой мужики мылись в бане, потом трапезничали. Скатерть с едой брали в лес и там, расстелив на траве, оставляли. Исполнение такого ритуала обладало магической силой и сулило успех в охоте на медведя.
Считалось, что медведь в прошлом был человеком, а потом превратился в зверя. Крестьяне уважительно называли его «хозяином» и не сомневались в родственных связях.
--------------
Филиппок всю ночь искал корову в лесу, так и не нашел, но зато ноги его привели к барскому пруду. Рано утром все спят и никто его не заметит. Можно и ополоснуться. Филька разделся и «в чем мать родила» нырнул в воду. Вода оказалась ледяной, били подземные источники. Филя хотел уже вынырнуть, как заметил мальчишку, который, пуская пузыри, шел ко дну. Мгновенно нырнув к пареньку, и, схватив его за шиворот рубашки, вытащил наружу. Мальчик не дышал. Тут подбежал француз и заголосил на весь пруд.
Филиппок не растерялся. Положил мальчишку на свою согнутую коленку и похлопал его по спине. Мальчик кашлянул и очнулся.
- Мерси боку! Мерси боку!- истошно кричал француз, прижимая мальчишку к себе.
Филиппку было неловко в неглиже стоять перед чужими людьми. Убедившись, что больше его помощь не требуется, он опять нырнул в пруд. Выйдя на берег и одевшись, он собрался опять продолжить поиски коровы.
- Атан! (стой) Алён ансамбль! (пойдем с нами) – крикнул француз и помахал Филе рукой, приглашая идти за ними.
- Пойдем с нами к бабушке. Она тебя наградит, - тихо проговорил мальчик.
Тут только Филипп его рассмотрел. Одет он был в шелковую рубашку и зеленые штанишки. Ростом был ниже Филиппа на целую голову. Клок белых волос украшал черную, как смоль, голову. Это был внук его хозяйки Миша.
Филиппок удивился. Они с ребятами много раз спасали друг друга. Для него это казалось обыденным занятием:
- Пойдем, раз нужно,- согласился он.
Подойдя к крыльцу барского дома, француз велел ребятам подождать, а сам побежал к барыне. Испуганная Елизавета Алексеевна выбежала на крыльцо и обняла Мишеньку. Француз ей уже все рассказал.
- Бабушка, нужно его наградить. Он меня спас, - тоном, не терпящим возражения, сказал мальчик.
- Хорошо наградим, - согласилась бабушка.
-Ты чей?- обратилась она к пареньку.
- Я Филипп, сын Ивана Баронина. Ищу свою корову. Она убежала вчера в лес.
- Это твоего родителя загрыз медведь два года назад?- вспомнила барыня.
-Да, моего ,- вздохнул мальчик.
-Вот тебе деньги. Ступай к матери, - барыня протянула несколько монет.
------
Вторая встреча Филиппа с маленьким барином произошла зимой.
Когда Большой пруд покрывался толстым льдом, на нем местные крестьяне устраивали кулачные бои «стенка на стенку». На старинную «потеху» сходились две стороны Тархан, расположенных на противоположных берегах Большого пруда.
Из селений Бугра и Овсянки спускались к плотине от «казенного амбара». Из Яшинки и Ильинки готовились к бою на возвышении. От этих селений дорога спускалась к пруду.
Сойдясь на льду, бойцы начинали друг друга раззадоривать: подшучивали, выкрикивали обидные слова «противнику». Для большего «разогрева» в бой вступали мальчишки. Филиппок был среди них.
- Для чего мужика на разугрев поставили?- всполошились бойцы «противника», – не по правилам это.
-Да какой же это мужик?- заступились за Фильку соседи. - Это Филиппок. Он еще малец.
- Однако кулаки у этого мальца, с мою голову. Убирайте его « на стенку»,- заверещал худосочный мужичок.
- Филя, пойди барина посторожи. Нечего тебе «в стенке» торчать, да кулаками молотить. Подрасти чуток, - сказал старший.
Слово старшего - закон. Филиппок молча пошел на горку, где в санях сидел Мишунька, закутанный в меха и сверху накрытый теплой шубой так, что только пар от него шел. Маленький барин узнал своего спасителя и заулыбался. В ногах у Мишки стоял большой сундук, набитый подарками для победителей. Вскоре послышалось - «Даешь боя!». И мужики побежали навстречу друг другу. Завязался серьезный бой.
К нему готовились долго. За неделю до боя не разрешалось употреблять спиртного. Много времени уделялось физическому труду. Каждый вечер парились в бане, чтобы расслаблялись мускулы. Соблюдали особую диету: ели только хлеб и мясо, чтобы набрать вес.
За день до состязания бойцы танцевали особенный танец : «пляску горбатого», стараясь передать движения и повадки медведя. Этим они хотели привлечь силу этого зверя. Крестьяне соблюдали все законы кулачного боя. Нельзя было проносить какое-либо оружие. Того, кто держал хотя бы маленький кусочек свинца в кулаке, ожидали большие неприятности. Запрещалось выходить на лед в шапке и рукавицах. Бить можно было только в голову и солнечное сплетение. Удары ниже пояса и в спину строго запрещались. Нельзя было бить лежачего. Чтобы остановить бой, достаточно было присесть на корточки.
Многие любители кулачных боев приезжали на санях посмотреть на « ледовое побоище». Бабушка разрешала внуку присутствовать с другими детьми на этом «представлении». Сама она не была любительницей кровавых драк. Зная, как внуку нравились эти бои, Елизавета Алексеевна стала приглашать крестьянских подростков в усадьбу для кулачных «потех». Филиппок тоже участвовал в этих состязаниях и всегда уходил с подарком.
------------
В деревне Тарханы жила вся семья Лермонтовых: дедушка с бабушкой и мать с отцом. Купил эту деревню прадед Лермонтова, Алексей Столыпин, у Нарышкина. Деревенька была так себе – убыточная. Дохода не давала никакого. Её продали за «копейки».
Лизонька была первым ребенком в семье, и ей много не полагалось, что полагалось остальным. Эту копеечную деревеньку купили на деньги её приданного. Когда она уезжала в своё имение, отец предупредил:
- Всё! Теперь забудь этот дом. Он не твой, а Танькин.
И вытолкал из дома... Знал, что она в их породу: нигде не пропадет. А остальные дочки пошли в материнскую породу: умишкам слабоватые, недалекие и мелковатые. Им помогать нужно. И отец помогал им всю оставшуюся жизнь. Только, когда ума нет, то никакие деньги не помогут.
Лизонькин отец, Алексей Столыпин, – весельчак и балагур обладал огромным ростом и отменным здоровьем. Имел хороший доход особенно от виноделия. Закадычным его дружком был Алешка Орлов. Вместе они попивали домашнее винцо,а по вечерам под тульскую гармошку с бубенчиками горланили песни на всю околицу.
Старшая дочка пошла в отца. Была высокая, красивая, статная, цену себе знала, а главное, имела деловую хватку. За что не бралась, все получалось с выгодой.
И угораздило же её выйти замуж за Михаила Васильевича Арсеньева! Он был наидобрейшим, милейшим романтиком: вечно « летал в облаках», а земные проблемы его не волновали.
За короткий срок их совместной жизни в Тарханах, убыточное имение стало давать хорошую прибыль , благодаря хозяйственной Елизавете.
При бывшем хозяине Нарышкине крестьяне платили оброк ассигнациями. Им приходилось « тарханить» по чужим селам. Тарханить – это скупать излишки продуктов и зерна. Вот от этого слова и пошло название деревни. В 1805 году оно стало официальным: «Тарханы». Елизавета Алексеевна не запрещала и дальше «тарханить» своим крестьянам. Три дня крестьяне работали на неё, а три дня на себя. В деревне был очень распространен скорняжный труд. Шкуры домашних животных выделывали и продавали далеко за пределами губернии. Барыня у себя открыла рынок и кабак. А куда без кабака? Рабочий люд должен отдыхать от праведных трудов. День и ночь, не покладая рук, трудилась Елизавета Алексеевна и вскоре стала иметь приличный доход.
--------------------
Между тем, когда жена трудилась на блага семьи, муж себя трудами не обременял. Помогал Елизавете Алексеевне… транжирить денежки.
Устраивал балы, «маскерады», разыгрывал «пиески». Мог спокойно купить за большую стоимость всё, что душенька его пожелает. И не только его душенька. Рядом жила одинокая блондиночка. Кроме болонки у неё никого не было. От скуки и от безделья между соседями вспыхнула «большая любовь».
Дед Лермонтова от этой любви страшно страдал. Днём и ночью не находил себе покоя. Постоянно смотрел в окно на дорогу. Ждал.
Все в семье заметили такое беспокойство барина. Особенно его заметила жена.
Как-то, запыхавшись, муж прибежал сообщить жене радостную новость:
- Я тебе такую подружку нашел!
-Себе или мне нашел?- парировала жена.- Позволь мне самой решать с кем общаться. Будет ли она достойна меня?
Михаил Васильевич всячески приглашал соседушку в гости, но Алексеевна всякий раз «отфутболивала» наглую соседку от своего дома.
Но в тот роковой Новый 1810 год, в доме Арсеньевых разыгрывали «пиесу» В.Шекспира «Гамлет».
Михаил Васильевич исполнял роль могильщика. До начала спектакля оставались минуты, а его возлюбленной соседушки все не было.
Елизавета Алексеевна предвидела эту гостью и заранее выслала к ней крестьянина с запиской. Как только соседка прочла записку, то тут же повернула коней обратно домой.
Напрасно «Ромео» ждал свою «Джульетту». Она испугалась жены и не приехала.
В своём ужасном костюме отец семейства предстал перед гостями и произнес «заключительную» речь:
- Дорогая женушка, ты скоро станешь вдовой. А ты, доченька (Марии, матери Лермонтова, было пятнадцать лет), скоро станешь сиротой.
После чего, он проследовал в спальню, вытащил из ящика пузырек с ядом и выпил. Как только обнаружили хозяина усадьбы мертвым, начался страшный переполох и все гости разъехались.
-------
Дочь Елизаветы Алексеевны Мария Михайловна влюбилась в Юрия Лермонтова. Он был красавцем, но обладал некоторыми слабостями: любил играть в карты и «волочиться» за дамами. Елизавета Алексеевна была против этой любви. Она хотела отдать свою дочь за состоятельного пожилого дворянина.
Но Машенька настояла на своём и вскоре они обвенчались.
Через девять месяцев будущая бабушка повезла в 1814 году Марию Михайловну рожать в сожженную и обворованную французами Москву. Роды были трудные, и ребёнок появился на свет очень худым и слабым. Начались детские болезни: рахит, золотуха, простуды.
Мария Михайловна после родов не оправилась, бродила по деревне, как тень, раздавая крестьянам лекарство.
Душевность и милосердие достались сыну от матери .Но её семейная жизнь не сложилась. Машенька всегда болела, а молодой повеса принялся гулять по соседкам. В доме начинались скандалы, которые нередко заканчивались рукоприкладством.
Маленький Мишенька рос в этом «пекле». Долго такую жизнь Мария Михайловна не вынесла и скончалась от чахотки, а Елизавета Алексеевна решила оградить внука от « гулящего» отца Они очень редко виделись. Потом, когда бабушка пригрозила отцу, что лишит внука наследства, перестали встречаться.
Бабушка Елизавета Алексеевна объявила войну болячкам Мишеля. Она каждый год возила его на Кавказ. Там, на чистом горном воздухе, на козьем молоке и парном мясе, Мишель стал набираться сил.
Когда ему исполнилось восемнадцать лет, то он уже обладал силой, которой мог позавидовать любой его сверстник. Завязывал узлы из шомполов (приспособление из стали для чистки оружия), бесстрашно скакать на лошади (в дальнейшем казаки его научили «джигитовке») и в рукопашных схватках выходить победителем. Ему достался хороший учитель француз Капэ, бывший офицер наполеоновской гвардии. Он научил Лермонтова рубиться саблями двумя руками, фехтовать шпагой.
Руки у поэта были красивые и нежные, но силой он обладали неимоверной. Вот только характер Мишеля бабушка переделать не смогла. Видевший, как в семье скандалят и, как рыдает отец, стоя у гроба умершей матери, мальчик остался с испорченной психикой.
------------
Елизавета Алексеевна была умной и хозяйственной помещицей: из всего могла извлечь выгоду. На неё жаловались родственники: вечерами, играя в карты на копейки, обыгрывала их и собирала "кругленькие" суммы.
Вскоре "молодую" вдову стали навещать господа офицеры. Они скакали к ней погостить по 15-20 верст.
Соседушки - сплетницы только об этом и судачили:
- Как и откуда?!!! Почему и зачем?!!!
Они годами сиживали одни без всякого внимания. Иногда подвернется какой-нибудь залежалый, проигравшийся в картишки господин. Конечно, и от этого грех было отказаться. Вот и все «радости».
А Алексеевну господа офицеры посещали каждый вечер. Гордая барыня никогда и не с кем из соседей не общалась. Когда до сплетниц дошло, что от неё не получить никакой информации, начали "высасывать сплетни из пальца".
Но эти разговоры были ей безразличны. Елизавета Алексеевна имела острый ум и хорошие деньги, играя с офицерами в карты. Вот из – за этого военные имели огромный интерес к этой даме, а остальные "мелкие сошки" их не интересовали.
--------
Бабушка мечтала дать внуку блестящее образование. После смерти воспитателя Капе, был приглашен в гувернеры к Мишелю француз Жандро. Живший в России долгие годы, Жандро сумел понравиться не только воспитаннику ,но и требовательной бабушке. Он обладал безукоризненными манерами старой версальской школы. Но имел неосторожность внушать Михаилу довольно привольные жизненные принципы, что и привело к его увольнению. Затем воспитанием будущего поэта занялся англичанин Винсон.
Благодаря ему, Михаил выучил английский язык и в подлиннике прочитал Байрона . Бабушка уделяла большое значение музыкальным занятиям. Михаил играл на рояле и обожал скрипку. Но самым любимым его занятием было рисование и лепка. Из крашенного воска он лепил фигурки и создавал пьески, которые сочинял сам.
Осенью 1828 года Лермонтов был принят в 6 класс Московского университетского пансиона.
Елизавета Алексеевна следила за развитием внука, как поэта. Изумлялась,когда в детстве он мог рифмовать различные слова: «Кошка,окошко. Огурец,молодец»
Поэтому приняла решение отдать любимого внука именно в этот пансион,где приветствовалось занятие литературой, и было организованно литературное общество. Среди воспитанников пансиона «ходили» запрещенные царским правительством вольнолюбивые стихи А.С.Пушкина и идеи декабристов. Это повлияло на талантливого молодого поэта. Вскоре он сам начал писать стихи.
Когда Михаилу оставалось несколько месяцев до окончания учебы , пансион посетил царь Николай 1.Ему докладывали, что многие воспитанники высказывались против государственного строя и мечтали о конституционном правлении. Был отдан приказ о преобразовании пансиона в гимназию, где разрешалось применять к строптивым ученикам розги.
Михаил Лермонтов оставил это учебное заведение и поступил в Московский университет. Но началась эпидемия холеры и учебные заведения закрыли.
В новом учебном году Михаил начал занятия на нравственно-политическом отделении и посещал словесное отделение. Тут широко распространялись запрещенные стихи, статьи и книги.
За четыре года учебы в пансионе Лермонтов написал около трехсот стихотворений шестнадцать поэм и три драмы. Но ничего не было напечатано. Поэт критически относился к своим произведениям.
Рачительная старушка денег любимому внуку не давала. При встрече с ним, она всегда плакала, что денег нет, и она живет впроголодь.
Мишелю жалко было бабулю - он верил в её "сказки". Конечно, большие деньги Елизавета Алексеевна платила за "шалости" внука, а по мелочам ни-ни. Требовала, чтобы Мишель продавал свои стихи, а ему это делать было стыдно.
Свидетельство о публикации №223111800576
Прочитал внимательно и с интересом.
Многие факты из жизни семьи Лермонтова я не знал.
Зеленая.
С уважением -
Почитайте http://proza.ru/2023/09/18/804
Федоров Александр Георгиевич 03.12.2023 11:01 Заявить о нарушении