Пикассо
"Многие из нас становятся художниками по причинам, имеющим мало общего с искусством. Люди уже не ищут в искусстве утешения и чего-то высокого. Самая утонченная, состоятельная часть, дистиляторы квинтэссенции требуют нового, оригинального, экстравагантного и скандального. И я, начиная от кубизма и далее, доставлял удовольствие этим господам и критикам всевозможными экстравагантностями, которые мне приходили в голову, и, чем меньше их понимали, тем больше мною поражались, и, чем больше я забавлялся этими играми, всеми этими загадками, ребусами и арабесками, тем больше приходила ко мне слава. А слава для художника - значит распродажа, прибыли, богатство... Сейчас я, как знаете, известен и очень богат. Но, когда я остаюсь наедине с самим собой, у меня не хватает смелости увидеть в себе художника в старом, великом значении этого слова. Джотто и Тициан, Рембрандт и Гойя были великими художниками. Я - всего лишь развлекатель публики, который понял своё время. Это моё признание горько и больно, но оно заслуживает того, чтобы быть искренним...". (Пабло Пикассо)
Я задал вопрос в ChatGPT по поводу признания Пикассо и получил следующий ответ.
Да, Пабло Пикассо говорил эту фразу. Он произнес ее в 1950-х годах в интервью с французским писателем Жоржем Шаррьером.
***
Татьяна Толстая «Квадрат»
"Художник «послеквадратной» эпохи, художник, помолившийся на квадрат, заглянувший в черную дыру и не отшатнувшийся в ужасе, не верит музам и ангелам; у него свои, черные ангелы с короткими металлическими крыльями, прагматичные и самодовольные господа, знающие, почем земная слава и как захватить ее самые плотные, многослойные куски. Ремесло не нужно, нужна голова; вдохновения не нужно, нужен расчет. Люди любят новое — надо придумать новое; люди любят возмущаться — надо их возмутить; люди равнодушны — надо их эпатировать: подсунуть под нос вонючее, оскорбительное, коробящее. Если ударить человека палкой по спине — он обернется; тут-то и надо плюнуть ему в лицо, а потом непременно взять за это деньги, иначе это не искусство."
Сказано сильно и точно.
Свидетельство о публикации №223111800697
Как это часто бывает со всевозможными теориями заговора и городскими легендами, “покаяние” Пикассо вышло из обычной редакторской ошибки, после чего выдумку принялись выдавать за правду потому что очень хотелось...
Последние 12 лет жизни художник провёл на вилле в городке Мужен на Лазурном Берегу в компании своей второй официальной жены Жаклин Рок. Согласно публикации в The New York Times, жители соседнего городка Валлорис, где он тоже в своё время успел пожить, 25 октября 1971 года устроили праздничную вечеринку, на которую собирались позвать виновника торжества. Однако Пикассо страшно не любил напоминания о своём возрасте, в связи с чем ранее уже негативно отзывался о торжествах по случаю его 80-летия и 85-летия. Так же вышло и сейчас. Пикассо закрыл ставни по всему дому, велел работникам сказать гостям, что он путешествует, и напрочь проигнорировал собственный день рождения. Даже делегация милой сердцу Пикассо Французской коммунистической партии, включавшая известного писателя Луи Арагона, после трёх дней безуспешных попыток попасть в дом художника отправилась в Париж. Ни с чем остались и десятки папарацци, направивших свои камеры в сторону виллы в ожидании заветного силуэта. Таким образом, Пабло Пикассо не произносил в те дни никаких речей и, судя по всему, не давал интервью.
На Западе признание художника появляется в прессе задолго до 1971 года. Например, в статье в газете The Washington Post от 3 августа 1952 года журналист Стерлинг Норт писал: «Парижские газеты взволнованы. Эту историю подхватили несколько американских изданий, в том числе Quick. Назвав себя "развлекателем публики", максимально эксплуатирующим "глупость, тщеславие и алчность" своих современников, Пикассо недавно признался, что он просто стремился угодить мастерам и критикам "новыми, странными, оригинальными, экстравагантными, скандальными [работами]… чем меньше они понимали их, тем больше восхищались мной"».
В последующие годы другие цитаты из сенсационного интервью появились в ряде искусствоведческих изданий. А в декабре 1968 года знаменитый американский журнал Life посвятил Пикассо двойной номер, поместив туда среди прочего короткую исповедь мастера: «Когда я остаюсь наедине с собой, у меня не хватает смелости думать о себе как о художнике в великом и древнем смысле этого слова. Джотто, Тициан, Рембрандт были великими живописцами. Я всего лишь развлекатель публики, который понял своё время и как можно лучше использовал глупость, тщеславие, алчность своих современников. Моё признание — горькое, более болезненное, чем может показаться, но его достоинство в том, что оно искреннее».
Однако приведённая цитата несколько контрастирует с тем впечатлением, которое может сложиться из некоторых других интервью Пикассо. Испанец никогда не показывал себя особенно скромным человеком. В частности, известно, что когда поэт-сюрреалист Поль Элюар сказал о нём: «Пишет как бог или дьявол», Пикассо выбрал первый вариант: «Я — бог». Исповедальное интервью никак не вписывается в этот образ. И не случайно, ведь оно полностью вымышлено.
Ещё в 1931 году известный итальянский писатель, поэт и литературный критик Джованни Папини создал сатирическую новеллу «Гог». Её заглавный герой ведёт дневник, представляющий собой интервью с множеством известных личностей своего времени. Много лет спустя, в 1951 году, уже парализованный и незрячий Папини написал продолжение своей новеллы под названием «Чёрная книга. Новый дневник Гога». Среди героев были Гитлер, Маркони, Дали, Пикассо и другие знаменитости. И хотя итальянец не хотел вводить никого в заблуждение, его книгу разобрали на цитаты самые серьёзные специалисты. Так, одно из высказываний псевдо-Фрейда попало в эссе под названием «Неизвестный Фрейд», вышедшее в 1993 году. Аналогичная судьба ждала вымышленное интервью Гога с Пабло Пикассо. Уже в следующем, 1952 году его перевод перепечатали парижские газеты, после чего появилась вышеупомянутая статья в The Washington Post. Ещё четыре года спустя Папини умер, но его наследие продолжило жить самостоятельной жизнью. После того как редакция журнала Life узнала о курьёзной ошибке, допущенной её журналистами, в январе 1969 года появилось опровержение, включавшее историю происхождения цитаты.
Однако было уже поздно. Цитата продолжила покорять мир и даже сейчас, в цифровой век, будоражит умы многочисленных пользователей соцсетей. Неизвестно, кто первым решил привязать её к 90-летнему юбилею Пабло Пикассо, но факт остаётся фактом: принадлежит она перу итальянского литератора первой половины XX века Джованни Папини.
Источник: http://yandex.ru/q/arfa/2153020673/
Тарновский Александр 05.03.2025 07:47 Заявить о нарушении