Донские рассказы. Джульетта

               
                Джульетта.

               
                Нет повести печальнее на Свете.

Поздняя осень 1994 года. Нижний Дон.
Низкие тучи. Уныло идет мелкий дождь. Обычная низовая станица. Моя Родина.
 В ней нет ни высоток, ни широких автомагистралей.Хатки  мазанки послевоенной постройки - пенсионеров и роскошные дворцы фермеров живоглотов. Ровная как стол степь. И поля, поля, поля. Желтые летом, зеленые от озимой пшеницы зимой.
Время смутное и беспокойное. Кавказ вновь шумит. Чувствую, что скоро взорвется.

Отпуск заканчивается, в понедельник на службу.
Потихоньку загружаю машину. Продукты питания.
 Открыл пятую дверь грузовую, сел на задний бампер.
 Пересчитал деньги – не густо. Надо что ли птицу битую купить? Сейчас сезон. Заморожу в холодильнике и довезу до Москвы. И на Рождество и на Новый год хватит.
Приехал в соседнюю станицу, тут по балочке, по грунтам недалеко.
 Здесь Мишка живет с семьей, мой закадычный дружок. Сидит в холодном флигеле чистить ружье, пес гончак под ногами крутиться. Ясно на охоту собираются. Лиса погонять по камышам.
- В воскресение ждем, в шесть утра. На Зеленой Роще пару лисовинов живут. Да и куропатки на шулюм* набьем, про зайца не говорю.
- Я в воскресение в Москве должен быть, отпуск закончился. Давай на следующий год.
Хотя, забегая на перед скажу- не было охоты и на следующий год. Беспросветные командировки и нескончаемые автомобильные колонны……
- Кто птицу битую продает? Гусей или уток? С собой надо купить.
– Без проблем – у бабки Джули купим.Пошли.

Имя странное – Джули, наверно уличная кличка.
 У нас распространена азиатская традиция с двойными именами. Моего деда Андрея, в семье звали – Володя.
- У нее гуси мое почтение. На реке пасутся, не жирные и скубет** чисто без перьев – делится соображениями Мишка. Да и не дерет втридорога. Правда чудная она трошки…..

Дом на соседней улице. Так в называемой казачьей части. Расказачили станицу в тридцатые годы. Кого в ссылку на Соловки, а кто сопротивлялся - рубили прямо во дворе. Что патроны изводить?
Высокий курень из ракушечника под черепицей, в глубине двора флигель самануха и несколько хозяйственных построек. Столетняя акация и несколько яблонь. Двор чистый, лишней травинки нет.
- А есть кто живой – весело горланит Мишка. Стакан дымки*** он уже пропустил, вот и и весело.

На деревянном, высоком пороге с перилами появляется хозяйка дома. Высокая стройная женщина старших лет, вся в черном, как монашка. Длиннобудылая***** такая. И годков уже за семьдесят.
Спокойно закурила Беломор, фабрики Урицкого. Ветер донес облачко дыма табака.
- Что орешь как ненормальный? Какая нужда? Да не ласково встречает. Такая и отлуп даст и со двора взашей выгонит.
- Так гусь у Вас хороший. Надо бы купить штуки четыре. Корешок в Москву повезет гостинец, служит он там.
Как не странно, настроение у хозяйки меняется. Даже улыбка появилась – Проходите в дом, кофием напою. Каймак****** вчера делала и сырники есть.
Как поменяли ее.
- Не танкист случаем внучок? У меня муж три ромбика носил. Призвали в 1942 году.
Порылась за иконой, достала фронтовой треугольник и желтое фото. Усталого человека в танковом комбинезоне, со шлемом в руках.
- Сгорел в танке под Сальском. Военком уже после войны сообщил. Зампотехом роты был. Он до войны механиком работал в МТС.

Вышли во двор.
– Ты меня Татьяной зови. Хотя я уже забыла наверно имя, местные чудики меня Джульеттой зовут. Любовь у меня была яркая. Одна на всю жизнь. Да и почему была? Есть. Жду по ночам не сплю. Дура наверно.

- За птицей пусть завтра с утра Мишка придет. Четыре гуся больших. Деньги возьму за три. Мне деньги не нужны – тут осталось то полгода. Да и дети взрослые. Сын обижается, что я ему жизнь сломала. Допуск какой то на оборонном заводе ему из за меня не дали. А внуки - зэчкой дразнят. Что они понимают то в жизни?
- Ты страну береги, чтобы нового 41 года не было. И мне бы жизнь не сломали и Сереженька живой бы был. Он тут намедни приходил ко мне... К себе звал....
Стояла и улыбалась счастливой улыбкой.

Такой она у меня в памяти и осталась. Строгой и с улыбкой на лице. Чтобы про нее не говорили.

Дальнейшее повествование будет скроено по кусочкам. Мишкин дед был после войны – участковым в станице. До 1962 года. Потом умер, впоследствии ранения, бабушка всю жизнь проработала на почте. Станичных тайн для них не существовало.

Замуж красавица Танька выскочила в аккурат за три года перед войной.
 А как она Катюшу пела с переплясом ? Равных не было....
И муж красавец – механик в МТС. Почти не пил, хозяйственный такой. Двух деток нажили. Так бы и жили в любви и ласки……
В 1941 году муж на фронт не попал.
 Немец Ростов хоть и взял, но Красная армия быстро город освободила. Любил товарищ Сталин Ростов.
Да и персонал МТС бронь имел. Фронт надо было кормить, как и страну.
В 1942 призвали. Успел прислать только одно письмо.
Танька уже узнала о гибели после войны. В то время рядовое дело.
Немец в станице не зверствовал.
Староста и полицаи из числа обиженных Советской Властью. Да и немец был полгода.
 Пару раз приехал немецкий офицер с переводчиком выгребли зерно из колхозных амбаров - машин двадцать ушли на Злодейскую.  Да румыны на конной артиллерии пару раз проходили куда то в сторону Кущевки. Грабили все, что можно. Голодные такие.Сырую кукурузу прямо в початках ели.
После войны работала в колхозе – телятницей.
Тяжелые времена были. Ни быков тягловых, ни мужиков***. Всю на хрупких женских плечах. И на работе тяжело, да и никто не приласкает, ни приголубит. Мужчин на всю станицу несколько человек. Председатель- вернулся с эвакуации с Казахстана, скот гонял. Хромоногий бригадир – так тот на бедарке**** ездил. Да участковый, комиссованный по ранению. Охоч был  вроде бы до баб, но зная характер его жены, бабы остерегались его. Все патлы выдернет.

Поэтому визит ранней осенью жениха к Таньке потряс всех. Высокий, широкоплечий красавец. Новый пиджак, шкары******* со скрипом. Прибыл в отпуск, работает на рыбке****** на Сахалине. Женится хочет....
В руках тяжеленный чемодан и гитара за плечами.
Подошел к бригадиру, угостил дорогой папиросой – Отпусти бабу хоть на пару суток. Сам понимаешь. Коллектив мужской, да и я не мальчик.
- При всем уважении к Комиссариату Рыбной промышленности – сутки. Больше не могу. Озимые сеем, рук не хватает. Сам понимаешь – страну кормить надо. Да и спрос строгий. Уполномоченный узнает, сразу 58 прим пришьет.

И отвернулся сразу. Заплакал… Вспомнил как плясал перед войной. Как резали без наркоза отмороженные под Сталинградом ноги…. Кому он такой нужен? Даже захудалой вдове с детьми. Да и стыдно показывать обрубки ног. Жаль, что тогда совсем не замерз после ранения.

Танька сразу детей к мамке на соседнюю улицу и за четвертью к Зинке самогонщице.
Прибежала в курень. Там на столе бутылка початого коньяка, котелка краковской колбасы, пару коробок забытых конфет, платок ей в подарок и духи трофейные. И сильные руки сразу под юбку, взвигнуть не успела.

Не вышла она на работу ни на вторые сутки, ни на третьи… Инвалид бригадир стыдил под окнами и насчет трудовой дисциплины и сложного международного положения. Даже речь товарища Сталина не возымела действия. Через открытое окно залы неслись безумные крики любви и стоны жениха.

Рано утром третьего дня к дому участкового пришла полуторка. В народе воронок. Вышли двое в штатском – Выдь до ветру******, дело срочное. Оперативный работник сунул в лицо фото.
- Где, у кого?
- Так Танькин хахиль. У нее третьи сутки. Даже не выходят. И засмеялся – Силен он видно по мужски, третьи сутки не слазит с бабы. Она только пару раз к Зинке за самогоном бегала. Бежит, а ее штормит. Наверно за всю войну всласть как .....отрывается.
- В розыске он. Особо опасен. Сергей Сергеевич Платонов. При рывке с корешами порезал конвой. И ствол у него. Такой не сдатся без боя. Лучше валить на поражение, бабу жалко. Посечем пулями.
- Как сам то? Где служил?
- Так в дивизионной разведке. В Польше зацепило. До войны бойщиком работал на Новочеркасском мясокомбинате. Двадцать языков у меня и за передок раз сорок ходил. Возьмем…А у Таньки дуры ить дети малые. Пожалеем бабу. Сам лично возьму.
Хлипкая дверь куреня вылетела на раз. И прикладом ППШ сразу в голову. Руки заломил и с силой правую на излом до хруста. И казачьим узлом коновода повязал родного. Махнул рукой начальнику Уголовного розыска – Убери браслеты. Ни в жизнь не освободится. Узел крепкий. И работать полгода не будет – сломал я ему все. Я так немцев вязал.
- Такой освободиться, а работать ему не надо. По понятиям гад живет.
Вытащил из под скомканной, мокрой подушки пистолет ТТ и финку. Проверил патроны – три масленка. – Как раз бы всем досталось. Натаскан он дюже, бегает давно. Да и силен физически… Политический  враг Советской Власти. Под уголовника косит. Отец у него коннозаводчиком был....Но с немцами брезговал сотрудничать - идейный. Монархист гад.
Повезло нам…..
Поднял с пола юбку- бросил в Таньку. И так беззлобно – Прикройся дура. Улыбается ищо. Здесь плакать надо. Умоиишься еще кровавой юшкой. С кем связалась? Урка уркой.   На нем крови, больше чем ты молока выпила.Душегуб.

Утром следующего дня – пал теленок.
 Как она не билась над ним .  Сразу комиссия.
Ветврач с района, представитель органов, председатель и пару понятых. Акт падежа, Акт вскрытия. Причина ясна – халатность при исполнении служебных обязанностей. Вечером на мотоцикле в район. Только и разрешили с детьми попрощаться. Детей в детский дом.

Самый родной и гуманный Советский суд, политическую статью отмел. Вдова фронтовика, двое детей маленьких. Да и баба красивая. Старик судья засмотрелся….. Всего то червончик лагерей. А там примерным трудом, с такой фигурой не долго. Пристроят куда то поварихой в лагерный пункт. Будет гражданина начальника услаждать....

Попала в лагерь на Север Архангельской области – лесоповал.
Не прошло быть поварихой. Танька как взбесилась.
- Ничего исправим – сказал начальник режима, стирая кровь от укуса крепких Танькиных зубов….И с размахом кастетом в лицо. И ногами в живот....
-Это тебя сука, чтобы не кусалась. В казарму ее к бойцам. Если мной побрезговала.... Пусть бабу понюхают.... И засмеялся зло.

На второй месяц работы сучкорубом. Подняла резко тяжеленный  топор и упала с дикой болью. Кровотечение…. Сильное.
Не будет у тебя бабонька деток – сказал старик фельдшер, моя руки от Танькиной крови..
- Прости Сереженька, не уберегла я ребеночка……

Весной 1952 года случайно встретились на пересылке.
 Два огромных живых потока навстречу друг другу. Мужской и женский. Вологодский конвой. Злые псы.
-И крик , чистый, высокий, заглушающий в подобных случаях скаредность  мужских откровений.
- Сереженька! Любимый!!!!
- Танька родная!!
И друг другу навстречу, на глазах от не ожидавшего такой наглости конвоя. Только и коснулись на секунду пальцами рук…. Доли секунды.
Автоматные очереди над головой и два огромным пятна на земле. Били по звериному и ногами и прикладами…. Просто перекатывали бесчувственные тела.
Чтобы никому не повадно было. Отрыгнется им это потом.....

А по лету, отхарьков кровушкой ушел Серега с корешками на рывок*********
Думали отсидеться в тайге в лесной избушке, а когда стихнет уйти по Лене вниз….Там тогда много деревень было, связи никакой. Да никто бы толком и не искал бы.
Только ошибочку сделали, не зарезали якута одного. Он и сдал мокрушничков…..  Органам за вознаграждение.
Их сонных, под утро и покрошили в зимовье. С четырех сторон из десятка  автоматов. Что их жалеть…?
А осенью 1953 вырезали заточками всю семью якута. Прямо в балагане********** . Резали на куски... Никого не пожалели....... И никого из душегубов так и не нашли.
Да наверно сильно и не искали.....

Танька узнала  о смерти Сереженьки через месяц.
 Выла, катаясь по грязному полу барака, а вечером выпила бутылку уксусной эссенции. За паечку черняшки на пищеблоке выменяла......
Откачали. Только блеск в глазах исчез….

Домой пришла зимой 1958 года. Больной, седой, никому не нужной старухой.
Так и проработала всю жизнь в колхозе до глубокой старости – разнорабочей. Ни с кем не дружила, ни с кем не общалась.
Летом по ночам уходила в степь. Плакала – искала Сереженьку……
Нет повести печальнее на Свете….

 А лет пять назад, копал я по войне с детектором металла по хутору Звонкий.
 Там бои были сильные в феврале 1943 года, сейчас вместо хутора - ровное поле.  Обелиск с погибшими воинами Красной армии  и несколько где то воронок с истлевшими поди останками эсэсовцев  финского батальона 5-й танковой дивизии СС - Викинг.  Они нашли, что искали - зарытые как собаки. Без могилы и креста.....Всякая там чухня и чудь. Норвеги, шведы, финны......

 Заехал и в эту станицу, остановился на улице где подворье Джулии. Разбитый фундамент куреня, старая акация. Пеньки яблонь. Ни флигеля, ни хозяйственных построек. Везде следы тлена. И Мишка в станице давно не живет.....
Ответил мне на телефонный звонок - А бабка на следующую весна отошла. Голодом себя морила. Сереженька ее к себе звал.....

Станица Хомутовская. Задонье.

* Шулюм ( тюрск) - охотничья похлебка.
**  Скубет - здесь потрошит птицу и убирает перо.
Мужик - на Дону ругательство. Для моего круга точно.  И это не казачий шовинизм. Казак - обращение к равным. К понаехавшим - мужчина. Только ить мало нас осталось. Я ряженных не считаю. Не по масти.....
**** Дымка ( гутар) самогон.
**** Длиннобудылая - (гутар) здесь высокая и худая.
***** Каймак ( гутар) Кипяченные и снятые с верха кастрюли - сливки. У азиятов - просто сметана.
****** Бедарка ( гутар и мова) - одноконная повозка на одного человека.
*******  Рыбка - здесь рыбокомбинат или работать на путине.
******** Шкары ( феня) - ботинки.
********* Выдь до ветру - Выйти на улицу.
********** Рывок ( феня) здесь побег.
*********** Балаган. Жилище якутов. Полуземлянка с деревянным каркасом. Разделяются на зимние и летние.
На Дону балаган - навес времянка. Сейчас так в станице Кривянской - большие теплицы так называют.


Рецензии
В предшествии Нового года решила почитать что-то милое, душевное. Остановила взгляд на Джульете. Жду любовных похождений. И встретилась, по счастью, не с лёгким романом, а с сильной мужественной женщиной. Ей под силу ВСЁ! В который раз убедилась в силе, мужестве наших женщин. Да, они умеют любить - страстно и самозабвенно,хотя жизнь не радует их покоем, сюрпризами. Это - ода женщине, способной выдержать все превратности судьбы и не сдаться и не изменить ни своему чувству. Ни своим идеалам. Грустный рассказ, Игорь. Но я заглянула к вам с намерением поздравить с наступающим Новым годом, что с радостью и осуществляю. Мира, добра, здоровья вам и все членам вашей семьи.

Раиса Лунева   31.12.2023 09:02     Заявить о нарушении
На Русской Бабе и Русской Армии - Россия и держится. Иначе бы все рухнуло давно......
С Новым годом!Хотя как праздновать? Вчера хохлацкие фашисты убили 22 мирных гражданина Белгорода. Вечная Им память. Простите нас.

Игорь Донской   31.12.2023 09:35   Заявить о нарушении
Это признак того, что "креста на них нет". Веру, как и Родину менять не пристало. От их злобности столько погибло невинных людей. Ладно бы уже бились войско на войско, как было со времён веков, но зачем же уничтожать мирных жителей. Маразм, да и только.

Раиса Лунева   31.12.2023 09:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.