Ч. 403 Американские консервы из Таганрога

Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/11/17/1036

Объясняя причину задержки управляющему Морским министерством, Степан Степанович Лесовский писал:

«Я против желания ещё в Нью-Йорке. Задерживает меня неготовый шпиль на «Ослябя».  Обещаются на этой неделе кончить, и тогда я на фрегате «Ослябя» с остальными корветами и клипером пойду в Вашингтон.

Одна из причин замедления в работах была та, что во всём городе мастеровые отказались работать, пока им не прибавят платы: везде работы стали, наши в том числе.

О разных недостатках на наших судах я велел представить командирам ведомости, и по рассмотрении их я буду иметь честь их представить».

Недостатков на кораблях русской эскадры, которые пытались ликвидировать с помощью американских мастеровых, было немало. Больше всего Лесовского беспокоило то, что не было ни одного запасного станка для артиллерийских орудий.

Двадцать семь матросов ещё не вылечились от цинги. Их лечили на берегу в американских госпиталях.
 
Контр-адмирал докладывал Краббе:

«…мерами, которые я приказал принять против возобновления скорбута, первая, дача в море вместе с солониной одну третью часть мясными консервами,

а вторая,  - снабжение команд непромокаемыми пальто. Первая мера была с успехом испытана на фрегате «Светлана» и на эскадре адмирала Попова».
 
А далее адмирал писал: «…страннее всего то, что прекрасные мясные консервы мы нашли здесь русского изготовления, привезенные сюда из Таганрога.

Они гораздо удобнее для хранения на судах, ибо, будучи в больших жестянках, занимают меньше места для хранения, нежели обыкновенные консервы».

Приобретением непромокаемых пальто для матросов Лесовский нарушил финансовую дисциплину.

Оправдываясь, он докладывал в Петербург: «Второй мерой я переступил положение и смею надеяться, что мне извинят этот незаконный расход для избежания законного на госпитали лекарства, и главное, истощение сил людей.

Пальто полагается на ; часть команды, т.е. они не имеют постоянного хозяина, обращаются с ними небрежно, и вскоре они так исчезают, что не наберёшь и лохмотьев.

Это единогласный отзыв всех командиров, бывших в дальнем плавании, поэтому я решился взять на себя приказать снабдить каждого матроса одеждою для предохранения от сырости, что по отзыву медиков, скорее всего, зарождает цингу».
 
Необходимость пребывания эскадр в США отпала, и  управляющий Морским министерством написал Лесовскому:

«…Вы могли бы с большею пользою употребить время пребывания Ваше по ту сторону Атлантики, посетив, по Вашему усмотрению, значительные в разных отношениях порты Северной Центральной и Южной Америки.

Такое плавание, кроме доставления хорошей морской практики офицерам и командам, дало бы случай показать отечественный флаг при весьма почтенной обстановке в разных местах Американского материка и ознакомило бы нас, на самом деле, с путями и доступами, которыми мы, в случае войны можем воспользоваться».

Эти слова Краббе ещё раз подчёркивают авантюризм американской экспедиции 1863 года. Корабли послали, совершенно не представляя обстановки, в которой им предстояло действовать.

При этом Николай Карлович ещё раз напомнил: «… я думаю, что Вы сделаете хорошо, если не будете нигде застаиваться слишком долго, чтобы не надоесть радушным хозяевам».

Краббе приказал Лесовскому составить подробный план плавания кораблей, чтобы «…знать, куда и в какое время направить Вам курьера, если бы по каким-либо обстоятельствам в том встретилась надобность».

Управляющий Морским министерством  распорядился покрыть издержки, сделанные Лесовским по приобретению непромокаемых пальто для матросов, дал задание артиллерийскому управлению составить штат артиллерийского вооружения на кораблях с учётом замечаний командующего Атлантической эскадрой.

Краббе с горечью писал Лесовскому: «…Я очень поражён и крайне опечален состоянием наших судов, от которых я вправе ожидать иной прочности и иной долговечности,

судя по материалам  и деньгам, которые мы, не скупясь, употребляли на их содержание, - судя также по общим хвалебным отзывам, которыми встречались при отправлении в плавание суда новой постройки».
 
В докладе директора кораблестроительного департамента от 30.11.1863 года сказано, что «…по судовому списку за 1862 год значится, что корпус фрегата может прослужить в заграничном плавании - 4, а во внутреннем плавании – 5 лет».

С таким сроком службы кораблей - это были выброшенные на ветер деньги.

Встревоженный  вице-адмирал Краббе написал Лесовскому:

«…Не зная пока, чему приписать такую непрочность новых судов, строились, как казалось, тщательно из ценных лесов, с сильным креплением,

я намерен для приведения в ясность вопросов, столь много и столь справедливо меня беспокоящих, назначить особую комиссию, которой поручу исследовать в подробностях причины таких неутешительных фактов».

Кстати, в этом же письме, Краббе в мягкой форме сделал выговор Лесовскому за неправильное шифрование писем:

«На будущее время, в случае переписки шифром, прошу Вас не включать в депеши фраз вежливости, как например, «ваше превосходительство Николай Карлович» и т.д., которые, напрасно усложняя труд  шифровать и расшифровывать, могут служить ключом для узнания всего шифра».

Получив взбучку от Краббе, кораблестроительный департамент 22.12.1863 года составил «разъяснение», по которому срок службы деревянных винтовых судов, в том числе фрегата «Ослябя», был указан новый:

12 лет плюс 2 года в тимберовке (тимберовка – капитальный ремонт. Прим. автора) плюс 8 лет. Итого примерно 20 лет.

Справедливости ради, следует заметить, что в рапорте командира корвета «Витязь» капитан-лейтенанта Оскара Карловича Кремера от 25.09.1863 года сказано:

«…Во время этих двух жестоких штормов корвет выказал свою прочную постройку и вооружение, ибо повреждений не имел никаких, хотя, к сожалению,

он  имеет слишком стремительную качку и сильно бьёт кормой. Сверх того он имеет недостаток, который я надеюсь исправить в первом порту, а именно, что палуба дурно проконопачена и течёт, как решето».

Хорошо отозвался о корвете «Варяг» его командир капитан-лейтенант Роберт Александрович Лунд в рапорте от 14.09.1863 года: «…В эти два урагана корвет выказал себя прекрасным морским судном, держится хорошо, качка плавная и спокойная.
 
Что же касается до прочности и крепости постройки корвета, то я должен сказать большое спасибо улеоборгцам (корвет строили на верфи в Улеоборге – прим. автора), они выстроили корвет на славу и вполне оправдали оказанную им Морским министерством доверенность строить корвет по счёту.
 
В корвете нет ни малейшей течи, ни один болт не отошёл или не подался, ни один паз, ни один стык не разошёлся». Корвет строили финны под непосредственным наблюдением Николая Александровича Арцеулова.

Но в то же время Лунд отметил, что опреснительный аппарат размещён рядом с крюйт-камерой, в результате чего отсыревают пороховые заряды, отсутствует помещение для лазарета, очень тонкий рангоут ( при сильном ветре гнулись брам-стеньги) и непрочное тонкое стекло в светлом люке.

Продолжение http://proza.ru/2023/11/19/708

На фотографии: офицеры на фрегате


Рецензии
Добрый день. Спасибо за отличную статью. Темы, которые Вы подняли актуальны и сегодня. Надёжность кораблей флота и питание для личного состава. Королева Англии Виктория первая ввела шоколад в качестве пайка для военно-морского флота Англии.
Замечательно приведена указание о том, что запрещено указывать в шифрованных текстах. Сколько я с эти бился. Чиновники боятся обидеть вышестоящего чиновника и постоянно употребляют стандартные фразы в своих докладах, что, естественно, снижало уровень стойкости кодированной системы связи.
Доброго здоровья. С уважением,
Анатолий

Анатолий Клепов   20.11.2023 15:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Анатолий. Я упомянул о шифровках только потому, что подумал: Вам будет интересно. Что касается шоколада. В Центральной военно-морской библиотеке я читал великолепно изданные записки капитана МакКлинтока "The Voyage of the "Fox" in the Arctic Seas". Он упоминает о том, что во время поисков экспедиции Джона Франклина они обнаружили шоколад в брошенной лодке. Виктория I - молодец, она утвердила шоколад на завтрак. Моряки вначале готовили его сами из какао бобов. Потом уже стали получать фабричный.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   20.11.2023 16:43   Заявить о нарушении
Прекрасное дополнение. Во время войны в Афганистане советским солдатам давали шоколад только когда они были в горах выше 2 километров. У нас огромное число выступлений по ТВ о вооружении, гипер ракетах и многое другое. Но вот какое питание солдат что то молчат. А еще со времен Суворова это было самым важным вопросом в успешной военной компании. И Суворов об этом говорил.
Доброго здоровья. С уважением
Анатолий

Анатолий Клепов   20.11.2023 19:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.