Подарок от народа Эвенков
Однажды он поведал мне одну историю, которая случилась лично с ним в 1977 году. Спустя много лет я решил рассказать её вам, дорогие читатели.
Учась в Жуковском филиале Московского авиационного института (МАИ), Виктор познакомился с молодой и красивой девушкой Алиной Михайловой. Она родилась и жила где-то на Севере. В шестнадцать лет девушка окончила школу с золотой медалью и в 1974 году приехала в Москву, где сразу сумела поступить в Московский медицинский институт имени профессора И.М. Сеченова.
Виктор и Алина встретились на математической олимпиаде в Москве и сразу сдружились. Стоял тёплый май 1977 года, все свободные вечера ребята проводили вместе. Гуляли по улицам столицы, а если была плохая погода, шли в кинотеатр или в театр, в Москонцерт или филармонию.
Сложность была в том, что девушка жила в общежитии в Москве, а парень в областном городе Жуковском у родителей. Их дом, где было Трансагенство, находился рядом с отделом милиции, напротив магазина №55, по улице Гагарина.
Молодым людям приходилось мириться с этим целых два года учёбы. После занятий Виктор ехал в Москву к Алине. Домой он теперь возвращался на шесть, а то и на восемь часов позже. Так было почти каждый день. Все воскресенья он тоже до ночи проводил в столице. Учиться стало намного тяжелей. Но делать было нечего, они уже не могли прожить друг без друга.
Через два года молодым людям предстояло закончить свои ВУЗы, и перед ними маячила невеселая перспектива по распределению оказаться в разных городах Советского Союза. Ребята надумали схитрить, чтобы самим выбрать свою судьбу. Для этого они решили пожениться. В этом случае Алину распределили бы по месту работы мужа. Преддипломную практику Виктор проходил в ЦАГИ и сам добился, чтобы его распределили в Центральный институт. Он зарекомендовал себя грамотным и исполнительным сотрудником, поэтому его с удовольствием взяли на работу.
Молодые люди подали заявления в ЗАГС, и уже через месяц их расписали. Так после распределения Алина стала работать терапевтом в поликлинике ЦАГИ.
О том, что они расписались молодожёны никому не рассказали, ведь ребята даже не спали вместе, поэтому саму свадьбу решили провести позднее в Жуковском в кругу новых друзей и родственников.
Владимир хотел, чтобы первая брачная ночь совпала со свадьбой. Алина была того же мнения, вообще девушка почти всегда соглашалась с мужем.
Через месяц молодые пришли к родителям Владимира и честно им всё рассказали. Тех поначалу не порадовало такое положение дел, но потом, подумав, они решили оставить всё как есть. Девушка хоть и приезжая, зато дипломированный врач, в ближайшее время им обещали выделить двухкомнатную квартиру.
Свадебные торжества назначили на август 1979 года. Пригласили родителей и других родственников Алины. Сняли ресторан «Спутник». Хотя рядом с их домом было кафе «Молодёжное», но имелись опасения, что оно не уместит всех гостей молодожёнов.
За неделю до свадьбы приехали родители девушки. Они сообщили, что больше родственников со стороны невесты не будет. В тундре готовятся к зиме, вот-вот выпадет снег. Их колхоз имеет два направления рыболовство и оленеводство, ну и конечно в хозяйстве, как и везде на Севере занимались охотой. Это не было основным направлением, скорее вспомогательным, но тоже приносило не малые деньги. Однако все родственники прислали хорошие подарки.
Родители девушки остановились в знаменитой столичной гостинице. Они привезли с собой два чемодана и спортивную сумку. Чемоданы оставили в прихожей у родителей жениха, а спортивную сумку носили с собой.
Родители Алины на вид были интеллигентными людьми с европейскими лицами. Вот только говорили они с легким акцентом и чуть медленнее, чем мы привыкли, словно взвешивая слова. Одевались они прилично и даже модно. Им было лет по сорок пять. В гости к родителям жениха из Москвы они ездили на такси. Назад тоже. Денег не жалели, но и напрасно не тратили.
Все это время отца Виктора сжигало любопытство. Ему не терпелось посмотреть, что же за подарки находятся в чемоданах. И вот за три дня до свадьбы он не смог побороть искушение и открыл один из них. В нем оказались советские деньги в крупных купюрах. Второй чемодан тоже был забит деньгами, пачки купюр самого большого достоинства, которые ходили в то время по пятьдесят рублей, которые плотно лежали в чемодане, денег было так много, что чемодан еле закрывался. Во втором чемодане было тоже самое.
Мужчина еле закрыл оба чемодана и задумался. Думал-думал и решил сдать их в милицию, благо, она была в двух шагах.
Милиционеры забрали деньги, и устроили в квартире засаду. Так приехавших в гости родителей Алины забрали в отделение. Там их продержали всю ночь и только утром вызвали к следователю.
В чемоданах оказалось чуть больше двух миллионов рублей. Милиционеры так обрадовались, что сразу доложили в Главк о том, что взяли крупных спекулянтов. Из Главка информация ушла в Министерство. Дело приобретало всесоюзный масштаб. И немудрено. В те времена, автомашина ГАЗ-24 «Волга» стоила 9 тысяч 500 рублей. А здесь целых два миллиона!
Утром приехал из Москвы следователь в звании полковника. Когда Николай Михайлов узнал в чём его обвиняют, он долго и громко смеялся. От неожиданности у следователя глаза вылезли из орбит.
Закончив смеяться, Николай попросил принести его спортивную сумку. Её принесли, но она оказалась пустой. В ней была только папка с документами. Николай заявил следователю, что пока не вернут в сумку двести семьдесят тысяч рублей, похищенных из неё, он разговаривать не станет.
Следователь оказался умным мужиком. Он вышел из кабинета и попросил зайти к нему начальника Отдела милиции. Полковник приказал ему разобраться с этим инцидентом и вернуть деньги в течении получаса. В противном случае ему придется вызвать сотрудников КГБ. Начальник милиции принёс деньги через пятнадцать минут.
Из папки, что ему вернули, Николай Михайлов предъявил квитанции на каждую копейку изъятых у него денег. Дело в том, что Алина оказалась единственной девушкой народа эвенков, окончившая институт и ставшая врачом.
Рыболоведческий совхоз выделил ей в подарок миллион рублей за окончание института и на свадьбу, а остальные деньги собрали её многочисленные родственники - рыбаки и охотники за соболем.
Следователь взял документы и куда-то ушёл. Видимо, звонить в Москву, ведь о конфискованных деньгах и поимке крупной банды спекулянтов уже доложили министру внутренних дел, а тот наверняка сообщил об этом ещё выше.
Вернувшись в кабинет, следователь принёс все деньги, которые были изъяты у Михайлова. Николай долго их пересчитывал и обнаружил недостачу в 58 тысяч рублей.
Полковник в негодовании и ярости вышел из кабинета. Его крики были слышны не только в камере для допросов, но и, наверное, в соседних домах. Зато через двадцать минут он вернулся с деньгами, которых не хватало в чемоданах. С ним пришел и начальник милиции. Оба они принесли глубокие извинения Николаю Михайлову.
Пересчитав и описав все деньги, полковник отдал Михайлову его 270 тысяч рублей, а остальные обещал вернуть после проведённой проверки.
Вернувшись из отделения милиции, Николай, прямо с порога врезал в глаз, открывшему ему дверь отцу Виктора. Хорошо, что дома были все родственники, которые смогли их разнять.
Николай Михайлов заявил всем, что он очень унижен и оскорблён действиями Василия и Марии, так звали отца и мать Виктора. Он ни за что не хотел, чтобы его дочь выходила замуж за человека, родители которого такие непорядочные люди. Вместо того, чтобы поговорить по-родственному, побежали в милицию.
Василий сказал, что он очень сожалеет о случившемся. И просил его понять, ведь он очень испугался, когда увидел такое количество денег. Потому и подумал о плохом.
Василий и Мария долго извинялись перед родителями Алины и, наконец, обе стороны решили не портить молодым праздник. Но это еще не конец истории.
Алину и Виктора вместе с их родителями вызвали к первому секретарю горкома партии. Тот настоятельно предложил пожертвовать половину денег в Фонд мира или ещё на какое-то благое дело. Он прямо намекнул, что это решение идёт из Кремля, и от него здесь ничего не зависит.
Николай попросил дать время на раздумья. Хотя бы три дня. Заодно и свадьбу сыграют. На неё, кстати, пригласили и первого секретаря, но он отказался, мотивируя это большой занятостью. Конечно, неудобно идти на праздник к людям, которых ты ограбил среди белого дня, да ещё на такую сумму.
Через три дня после свадьбы все снова собрались в кабинете первого секретаря горкома партии.
Николай Михайлов сказал, что согласен отдать миллион, но взамен город предоставит молодой семье пятикомнатную квартиру улучшенной планировки в центре города, новую автомашину ГАЗ-24, гараж рядом с домом, хорошую дачу с большим участком недалеко от города. При этом всё это должно устроить Алину и Виктора. При необходимости Николай был готов заплатить за требуемое из второго миллиона. Всё имущество должно быть оформлено на Алину.
Первый секретарь вышел из кабинета в приёмную. Видимо, для того, чтобы связаться с вышестоящим начальством. Вернувшись, он согласился на все условия Николая.
Пятикомнатных квартир в городе не было. Строители совместили трёхкомнатную и однокомнатную квартиры, так и получилось пять комнат, с двумя туалетами и ванными комнатами. В объединенной квартире было и две прихожие, в одной из них потом сделали библиотеку. Документы о перепланировке квартир были оформлены довольно быстро.
Сначала передачу миллиона рублей в Фонд мира планировалось сделать достоянием общественности СССР. Было приглашено Центральное телевидение и корреспонденты газет. Но в последний момент всё переиграли. Сверху пришло распоряжение не придавать это мероприятие широкой огласке.
Стороны подписали соответствующие документы в кабинете первого секретаря и разъехались. Но Николай вернулся и спросил хозяина кабинета может ли он выделить ещё одну открытку на получение автомашины за наличный расчёт. Первый секретарь обещал подумать, а, подумав, помог Николаю в этом деле.
После передачи денег Михайлову снова очень захотелось врезать Василию, но он сдержался. Конечно, Николаю было очень обидно из-за потери целого миллиона советских рублей.
Мужчина успокаивал себя тем, что дети теперь были обеспечены всем необходимым на всю жизнь. И главное, что всё было сделано легально. И всё-таки потерю миллиона переживали все, даже серый кот Красавчик, казалось, что он тоже очень сильно расстроился, особенно когда Николай стал приносить ему обрезки дорогих пород рыб из магазина Океан, который находился при въезде в город Жуковский. Тогда Красавчик и подумал, а если бы было два миллиона?
Первый секретарь оказался не болтуном, а нашёл самые лучшие и квартиру, и гараж, и дачу, а также две открытки на получение двух автомашин ГАЗ-24 «Волга» синего цвета. Детям всё новое имущество понравилось, а Николай за него заплатил из своих денег, оставив подарочный миллион нетронутым. Как он сказал, на ведение личного хозяйства.
На «Волге», купленной благодаря дополнительной открытке от секретаря горкома, отец Алины ездил больше полугода, до ранней весны. В первых числах апреля он с женой уехал к себе на север, а машину подарил Василию в знак дружбы. Но с условием, что тот будет давать ему пользоваться ей в следующие визиты в Москву.
Свадьба, как и планировалось, прошла ресторане «Спутник». Гуляли два дня. Гостей было много, но все свои: родственники Виктора, его друзья с работы, подруги Алины. Тамада был весёлый и очень опытный. К тому же у него были помощники - гармонист, двое певцов и иллюзионист. Свадьба прошла на «Ура».
Николай посоветовал детям со временем прикупить какие-нибудь драгоценности. Они даже как-то вместе поехали на ювелирную фабрику и приобрели украшения с бриллиантами на кругленькую сумму. Остальные деньги были положены в Сбербанк. Правда, до этого часть их молодые потратили.
Виктору захотелось иметь новый мотоцикл «Чизет», ну и, конечно, он его купил. Алина приобрела по страшному блату электрическую швейную машинку «Чайка» с аверлоком, а также машинку для вязки «Северянка», ну и, конечно, стиральную машину-автомат «Эврика».
Всё это стоило копейки по сравнению с теми деньгами, что у них были, например, мотоцикл стоил тысячу двести рублей, стиральная машина сто пятьдесят рублей. Импортный гарнитур из карельской берёзы стоил от двенадцати до двадцати пяти тысяч в зависимости от страны изготовителя и количества предметов. Поэтому Николай пополнил миллион и с разрешения первого секретаря горкома партии целиком положили его в сбербанк.
Алина стала очень хорошо разбираться в мебели, превратившись в привереду. Мебель в квартиру покупали только импортную или старинную, и обязательно из дорогих пород деревьев. Если в гостиной стоит шкаф из карельской берёзы, то и вся мебель в комнате должна быть тоже из карельской берёзы. И так далее, в таком репертуаре.
Николай все траты компенсировал и каждый год привозил молодым дорогие подарки и кругленькую сумму. Конечно не по миллиону, но тысяч по сто рублей привозил. Николай узнал через своих друзей на Севере, что есть магазин при заводе Якут Золото в Якутске где продают довольно недорого бриллианты «чистой воды» в золоте и платине. Вот там он и стал покупать подарки молодым. Например, дочке колье тысяч за двадцать пять или пятьдесят, зятю перстень с огромным бриллиантом, или дорогие часы. Красивые серьги с хорошими камнями стоили полторы две с половиной тысячи.
Прошло больше месяца, а молодые так и не спали вместе. Отвлекали какие-то заботы и неотложные дела. Сначала ждали квартиру, потом ждали пока архитекторы, а затем и строители переделают её и закончат ремонт. Потом решили подождать, пока обставят новую квартиру.
Но, наконец, всё закончилось, и молодые объявили родственникам о своей готовности стать настоящими мужем и женой. Мамы Виктора и Алины приготовили брачное ложе. Обе долго суетились, но в конце концов оставили их одних. Молодые сели на кровать, сняв с себя только верхнюю одежду. Несколько минут они сидели, взявшись за руки. Слов им было не нужно, они и так хорошо понимали друг друга.
Наконец они соприкоснулись губами. Целовались долго, как говорят, пока не закружилась голова. Алина очень боялась боли во время первого раза. Но потом они справились со своим волнением и сделали наконец то, о чём они так долго мечтали, и что так долго от них ждали родители. Чтобы не было так больно, Виктор в этот момент легонько укусил Алину за мочку левого ушка, но не очень помогло.
Молодые, как с цепи сорвались, и занимались любовью несколько часов подряд, пока изнемажденные не откинулись на кровать. Они даже задремали на несколько минут от приятной усталости. После небольшого отдыха они продолжили любить друг друга с новой силой.
В первый раз Алине было очень больно, но потом ощущение боли прошло. Они долго не могли остановиться, пока девушка не взмолилась о передышке.
Передохнув Виктор продолжил, и уже не останавливался почти до самого утра. Только, когда рассвело, они решили немного поспать. Но полежав немного, взявшись за руки, молодые вновь занялись любовью.
Наконец Виктор и Алина отвалились друг от друга. Она пошла в ванную, а он стал на кухне собирать завтрак для любимой. Пока он крошил сыр и варил кофе, пришли матери обоих молодожёнов и спёрли у молодых простынь, застелив кровать точно такой же, но свежей.
На следующий год Алина родила девочку. На рождение внучки дедушка сделал тоже хороший подарок дочери, зятю и самой новорожденной, но теперь он был умнее привозил подарки. Молодые на семейном совете решили больше не рожать, надо одного хотя бы вырастить.
Но через полтора года женщина опять родила, но уже мальчика. Работу она не бросила свекровь сразу нашла кормилицу и няньку. Молодые через полтора года родили ещё двух мальчиков близнецов, а через два года ещё одну девочку.
Дачу они купили в посёлке Кратово на берегу озера в тридцати минутах ходьбы от их новой квартиры. Но это была не совсем дача, скорее двухэтажный дом, с газом, водой, канализацией, с участком почти семьдесят соток.
Дом был новый кирпичный построен, по всем новейшим тогда законам архитектуры и технологиям. С большой террасой, деревянной баней, в бане небольшой бассейн шесть на четыре с красивым фонтаном посередине, девушка сидит, держа в руках кувшин, а из него льётся вода.
Хозяина этого замечательного дома после завершения строительства сразу взял в оборот ОБХСС и через пару месяцев он уже сидел в Матроской Тишине, а дом конфисковали в пользу государства месяцев через шесть. Этот дом и предложил первый секретарь купить молодым миллионерам.
Когда разрешили кооперативное движение Виктор с Алиной захотели вложиться и открыть своё предприятие. Но вовремя приехал Николай на новенькой праворульной Тойоте и категорически запретил играть с государством в азартные игры. Он забрал эти деньги с собой, к тому времени было уже около полтора миллиона рублей.
Николай к тому времени был председателем колхоза, он выкупил какие-то там месторождения. Потом прииски, шахты, промыслы рыбы, стада оленей, пастбища и тому подобное. Тогда ещё деньги были деньгами.
Николай оказался очень хорошим коммерсантом, он грамотно вложил деньги и дочери и свои. Как только внуки подрастали он отправлял их учиться. Внучку на экономиста, внука на юриста, двойняшек на инженеров. Алина родила к тому времени одиннадцать детей. Их Николай всех потихоньку вводил в бизнес.
Главное, чтобы внуки получили образование. Со временем внуки переехали жить на Север и занимались бизнесом деда. Николай жив до сих пор и учит своих внуков управлять бизнесом. Со временем они очень удачно стали развивать свой бизнес, всё шло неплохо. Правда в девяностые годы было много неприятных моментов.
На деда Николая даже несколько раз покушались, но хорошо, что всё обошлось. Дед очень боялся, что деньги могут поссорить внуков, поэтому отписал каждому внуку и внучки свой отдельный бизнес, не зависимый от других внуков.
Алина и Виктор так и живут в Жуковском, они нигде не работают, живут на деньги, которые присылают им благодарные внуки.
Эту историю о дорогом подарке только в несколько другой интерпретации я позднее слышал от моего друга и наставника Алексея Ивановича Бусарова. Это и толкнуло меня к написанию данного рассказа. Я только изменил несколько букв в фамилиях его героев, а имена оставил те же, что и были.
Свидетельство о публикации №223111800946