дагур. дэрээн в названии ав. обществ

Дагурское ДЭРЭЭН в обозначениях ауарских обществ (джамаатов)

Как равнинная Чечня, так и Прикаспийская низменность дают нам в качестве исходной парамонгольскую лексику. Все номады, за исключением племён монг. круга приходили на равнину у подножий Кавказских гор, собственно говоря, на чужие территории и никогда, ничего им там не принадлежало.

Тем не менее, историки обожают находить кого угодно на территории Сев.-Вост. Кавказа за исключением тех, кто говорил на языках парамонгольского типа. Все их "иранцы" и "тюрки", как правило, лишены должной доказательной базы и они могли быть вовсе не иранцами и не тюрками.Логика подобных псевдоислледований ясна- раздарить задним числом кавказские территории по осетиям и татарстанам.

Поиски по античным источникам дагестанских историков носят смехотворный характер. У них список всех племён и народов начинается и заканчивается исключительно "дидойцами" (это якобы "дидуры") и легами/леками, причём в последнем случае одни тянут одеяло на лакцев, а другие на лезгин.

ДЭРЭЭ

В РД много топонимов, особенно на юге, которые имеют компонент "дере". Трактуется как тюрк. "ущелье". Мы ставим под сомнение, что этот термин именно тюркский.

Дагур. ДЭРЭЭН "исток, верховье реки".

В одном из в целом, как обычно, глупых сборников научных статей от ДНЦ РАН, можно выделить исследование Мамайхана Агларова с попыткой объяснить суффикс "-дер" в обозначении аварских обществ, напр., Хунз- ХунДЕР-ил ("хунзахский") Гьид- ГьиДЕР-или (Гидатлинский) и т.п. Доктор исторических наук М. Агларов трактует их как тюрк. ДЕРЕ "ущелье", типа "люди такого-то ущелья". Но такого просто не может быть.Такого "тюркского слова" нет в ауарском со значением "ущелье". Кроме того, непонятно о каких собственно говоря, "ущельях" идёт речь? С чего бы это ауарские союзы и объединения должны были группироваться по ущельям? У сотрудников ДНЦ РАН хронические проблемы со здравым смыслом. На кой чёрт кому нужны эти "ущелья", да ещё с тюркскими названиями?

Мы не исключаем, что суффикс "-дер-" имеет отношение к дагурскому ДЭРЭЭН "исток, верховье реки", при таком раскладе всё прозрачно, это "источник, род, происхождение", безо всяких "ущелий".


Рецензии