И сам не знаю, что бы я желал...

                (или Забытый телефон)
               
                Легко рассказать историю жизни
                другого человека, но вновь пережить
                свою нельзя.
               

                Милый мальчик,
                Что ж ты плачешь?..
                Что ж ты плачешь?!.
                Это зря.
                Успокойся.
                Волки воют?
                Плачет мальчик янтаря.

               
                (пьеса-подражание)

Действующие лица
Племянник, 29 лет, попавший в аварию и прикованный к инвалидному креслу молодой человек
Дядя, мужчина средних лет с трезвым взглядом на жизнь и твердыми моральными принципами
Жена дяди, женщина добрая, но эмоционально неуравновешенная, разрывающаяся между многочисленными обязанностями
Друг, молодой человек, готовый посочувствовать в беде и прийти на помощь, если это не идет вразрез с его жизненными планами
Сиделка, особа неопределенного возраста, по ее словам, много повидавшая в жизни, чувствительная ко всему, что касается денег, однако не пренебрегающая и чисто человеческими чувствами
Бабушка, периодически навещающая всех родственников и знающая множество семейных историй

                Сцена 1. Акт 1

Большая комната, выходящая в прихожую. Слева, сквозь открытую дверь виднеются стеллажи библиотеки. Мебель тяжелая, отливающая красным, без излишних украшений. Справа, слегка отодвинутый от края стены, стоит стол. За ним - дверь в жилые помещения. Слышатся голоса. Быстрыми шагами дядя пересекает прихожую и выходит в зал. За ним, пытаясь убедить его в чем-то, неотрывно следует друг.

Друг. Послушайте!..

Дядя. И слушать не желаю!
                Безумец вмиг своим безумством всех заражает.
          Если ж болен ты - иди в больницу.

Друг.    Но так нельзя! Ведь родственники вы ему!

Дядя.    Что предлагаешь? Горшки за ним мне лично выносить?
          Мы делаем, что дОлжно и что можно.
          За ним пригляд есть и уход. Вниманьем его не забывают.

Друг. . Но хочет он всего лишь в тишине побыть.

Дядя.    То блажь! Как так, его, безногого, оставить
             Одного, без всякой связи с внешним миром?!.
С его несчастьем мига лишь довольно,
Чтоб жизни он лишил себя.
Без ног. Подумай кто!..
В рассвете лет, и был мужчина!

Уходит в библиотеку, служащую одновременно и кабинетом. Друг следует за ним.
С противоположного края стены входит старушка. С виду неказистая, но держит себя живо, объясняет новой сиделке обстоятельства дела.

Бабушка. Тому минуло два, а может года три.
     Бедный мальчик! А помнится, вот так он на ладони лежал!
     Лишь голову и ножки свесив.
Да, бегать не любил. Но как катался
Зимой по льду! Со скоростью кометы
Живет сегодня молодежь. И вот расплата –
И тридцати нет, а прикован к креслу.

Сиделка (подстраиваясь под тон старушки, делая заинтересованное лицо)
Что же случилось с ним? Внезапно ли паралич разбил?
Бывает, коль трудиться без отдыха. А может
Несчастье спьяну? Мне бы знать, чтобы случайно
Не напомнить.

Бабушка. Несчастье - это верно. Невезенье
Сошлось в один лишь миг на той дурной дороге.
Шесть человек погибли. Он лишь выжил,
Все потому что место уступил другому.

Сиделка. Не мучится ль кошмарами?

Бабушка. Бывает. И вот еще. Но наклонись. Такое дело.
(шепчет что-то на ухо).

Сиделка Понятно. Не впервой мне.
(кивая головой)

Бабушка. Ты уж, голубка, будь потерпеливей.
А если что, зови. Да ешь с ним вместе,
Не стесняйся. Не объешь нас. Эй, свекор!..

Бабушка, сморкаясь, уходит за дядей.

Сиделка. А дом неплох. С едой же поглядим как дело.
Старушка, верно, добрая, но этот, что нанимал…
Держаться с ним потише мне надо.
                Но хоромы
Все же роскошные. Все есть. Одна библиотека
                Уборки дня на два займет. Но, впрочем,
                Сие есть дело не мое. На мне один лишь он и
                Комната одна.

Входит дядя, по всему недовольный всем происходящим.

Дядя. Ну что, ввели ли вас в курс дела? Все понятно?
  Сегодня вас не надобно. А завтра с утра приступите.
Пойдемте, провожу.

В сторону
А взгляд-то воровской.
                Девица себе на сто процентов на уме.
                Пожалуй, все ценное пора давно убрать
                Из комнаты племянника и в целом…

Обращаясь к сиделке

                До скорого свиданья.

Сиделка. До свиданья.

Дядя возвращается в центр комнаты.
Ну вот, дело сделано. Сегодня
Продержаться и сбагрить с рук.
Судьба плутовка: мне, подсунув племянника родного,
                Умывают руки все.
                Да, конечно, на расстоянии поплакать много легче!
                И денег нет труда собрать, коль хочешь
                Кого со свету сбыть, чтоб глаз не видел.
                А мне куда? Деть этого калеку –
                С дитем и то найду я лад, а этот!..
                И то ему не так и это. Что пугает:
                Не вырастет из этого упрямства!..
                Скорее вижу, все несносней будет.
                Других заставит он страдать в своем несчастье.
                Не будь я братом его матери, пожалуй…

Въезжает на коляске племянник.

Племянник. Кто приходил? Я слышал голос.

Дядя. Сиделка новая. Назавтра познакомлю.

Племянник. А почему меня никто не спросит,
ХОЧУ ли я сиделку эту вашу?
Хочу ли я вообще кого-то рядом?!

Дядя Завел пластинку
(в сторону).
Ты дураком не будь. С меня довольно твоих капризов:
                Никто ему не нужен. Сам-то не умеешь, не можешь
                Ничего и руки слабы. Кто про зарядку день и ночь твердит тебе?               
                Молчи.

Племянник. Я так и знал, что я дурак в глазах у всех.
                И никому не нужен.

Дядя. Не то имел в виду я. И не надо истерик.

Племянник. Я не начинал.

Дядя. Что делал ты сегодня? Сменим тему (в сторону).

Племянник. Читал.
Пауза.

Дядя. Ну ладно, мне пора. За ужином расскажешь.
Вот телефон. Ответишь, коли будет кто звонить.

Уходит.

Племянник. Вот так всегда. Не проще ли не жить мне?
Обиднее всего, что вот теперь, когда желанье жить
Ко мне вернулось и страшно, очень страшно умирать,
Вокруг все стали хуже в сотни раз,
Чем после той аварии. Как будто почувствовали,
Что хочу прожить еще десяток лет.
Я НЕ ВИНЮ ИХ. Десяток лет мне в наслажденье,
Им – в обузу. Не знаю, как бы сам себя повел.
Бывает, чувствую, что превращаюсь в капризного ребенка.
Мне твердят, что рады мне, что счастливы, что жив я.
Меж тем родные мать, отец меня под тем предлогом,
Что здесь сытнее и больше возможностей для выздоровленья
И развлечения таких, как я, отправили сюда...
А МНЕ КУДА СЕБЯ ОТПРАВИТЬ?!. И чем заняться?
Если не умею я ни стихи слагать, ни петь, ни рисовать, то
Кто я? ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ – и все же хочет жить!..

(Гаснет свет. Племянник незаметно уезжает со сцены)


                Сцена 1. Акт 2

Семейный ужин. Стол накрыт. Все едят, стараясь, чтобы неловкие паузы, периодически возникающие по ходу разговора, оправдывали себя приемом пищи.

Жена дяди. Как у тебя дела? Давно не заходил к нам.

Друг. Дней десять. Замотался среди кип бумаг:
Конец квартала. Кто придумал эту пытку?
Везет же тем, кому не надо отписывать, приписывать, считать.
Когда подумаешь, за цифрами – ПУСТОТЫ!..
И так в отчете каждом пустота и видимость прогресса.

Племянник. Как все в жизни...

Бабушка. Да, все правительство… Обманывать народ
Всяк норовит. Лекарства, не прошло и двух недель, подорожало…

Племянник. Что же, всегда дороже человека вещь.

Дядя. Однако, как твоя командировка?
(игнорируя реплики племянника)

Друг. Отложена. Какая-то проверка приедет к нам.
                А там уж будет видно.

Жена дядя. Фигуру ты совсем уж растерял.
                Нельзя так убиваться на работе.
                По молодости все проходит даром, а в старости
                Припомнишь каждый миг, когда над чашкой кофе задремал.

Друг. Зато не скучно. И работа все же мне нравится,
За редким исключением - бумаг. Но это наименьшее из зол.

Дядя. Вот так и я хочу, чтобы племянник мой помог в делах мне.
Я уже придумал, как все устроить.

Племянник. ДОЛГО ДУМАЛ ЧЕРТ!..

Бабушка. Вот это было бы чудесно. Без работы
                Не должен убиваться человек.
                И ты поможешь дяде своему, а то гляди –
                Один среди волков, один на фирме в наши дни, когда
                Ни одному нельзя поверить слову!
                Всегда я говорила, что родня друг друга поддержать
                Должна готова быть.
                Тем славится семья наша, и ты поддержишь эту славную…

Племянник. ИЛЛЮЗИЮ НАДЕЖДЫ.

Бабушка, Что? Я не расслышала, внучок мой, повтори.

Племянник. Сказал, что рад я чем-то услужить
                И быть полезным хотя кому-нибудь.
                Чужой хлеб за бесплатно не привык я есть,
                И был бы я готов работать, если б мог
                Найти то дело, что не будет просто так придумано,
                Чтоб мне не заскучать. Но дяде моему спасибо в тот же миг
                Сказал бы, кабы честно он поступал.

Дядя. Когда я вел себя БЕСЧЕСТНО?

Жена дяди. Муж мой и племянник никак не могут отойти от спора -
Днем завязался он меж ними горячо,
                Философом мужчина каждый мнит себя, -
С тех пор они и спорят.

Друг. Я тоже книги многие читал. Но, без сомненья, ваша библиотека…

Племянник. Стоит, как мертвый часовой среди могил.
Ты бы спросил, когда кто вдруг снимал с тех полок книгу.

Дядя. Да, признаться стыдно, давно хочу перечитать одну
Я повесть. Руки не доходят.

Друг. Время летит. Ну, мне пора. Увидимся еще. Я позвоню.

Бабушка. Мне тоже. Поздно. И уже темнеет.

Племянник. Я провожу.

Бабушка. Сиди. Не надо.

Племянник. Да я уж насиделся за столом.
К тому ж врачи мне прописали больше ездить,
Чтоб спину подкачать и руки.

Уходят. Дядя с женой остаются одни.

Жена дяди. И сколько ЭТОТ нервы нам мотать здесь будет?

Дядя. Ш-ш-ш, что говоришь ты! Тише, успокойся!

Жена дядя. Успокойся?!. А о своих подумал внуках ты?
Все возишься с чужим для нас калекой.
А он, неблагодарный, нам еще попомнит все добро.
И так уж боком вышло, что согласился ты принять его
На время в нашем доме. Время-то ВЕЧНО будет,
Вот увидишь. Эти, твои родные, разбежались аж
Забрать его назад.
                Когда б хотели,
                То не написали б столько  писем нам,
А просто бы приехали - и все.
                А мать его - порядочная стерва.
Сестра твоя, давно я говорила…

Дядя. Не смей так говорить о тех, с кем вырос я.
К тому же знаешь их ты ПОЛОЖЕНЬЕ.
Все деньги их ушли на операции ему,
Сестре еще меньшого поднимать.
У нас же, слава Богу, всего довольно.

Жена дяди. Думаешь о них, о нем, а собственные дети в забытьи!
Когда в последний раз ты видел Лизу?

Дядя. Я ЗАНЯТ, знаешь.

Жена дяди. Только для своих!.. А для чужих всегда найдется время.
Посмотрим, кто из них придет, когда ты в гроб себя загонишь.
Помнишь, как год назад лежал ты в предынсультном
Состоянии - И КТО ПРИШЕЛ К ТЕБЕ?..
А этот, твой несчастный, что, жалеет твои он нервы?!.
  А ведь знает, что тебя хотя бы дома волновать не надо.
На прошлой же неделе - что удумал:
Ушла я в магазин и попросила его - КАК ЧЕЛОВЕКА! -
Отвечать на телефон. Должны были звонить мне.
А он? Тринадцать раз звонили, он трубки не поднял!
«А что? Я думал, что это мне, и не хотел я отвечать».

Дядя. Но согласись, что к нам домой звонят ему все чаще, чем тебе.

Жена дяди. Звонят опять же за наш счет.

Дядя. Его друзей мы попросили сами его не оставлять и нам звонить.
А что до происшедшего, мы с ним поговорили.
Отныне все звонки домой он будет брать,
Предупредил о том я и сиделку.

Жена дяди. Да и скажи ей, пусть его заставит своим друзьям по правде
                отвечать
И всем. А то мне жутко надоело придумывать, где он,
Чем занят и КОГДА ОСВОБОДИТСЯ.
Если же не хочет он разговаривать с друзьями, пусть сам скажет,
Мы не должны все делать за него.
Он инвалид не по уму, а по здоровью. Пусть отвечает за свои
                слова.

Дядя. Права ты. Здесь не стану спорить.
Однако спать пора, мне завтра рано в офис.



                Сцена 1. Акт 3


Жена дяди, дядя, племянник, сиделка. Все находятся в гостиной. Жена на пороге сначала разговаривает с сиделкой, затем с мужем. Племянник находится на другом конце комнаты и комментирует происходящее мимикой и жестами.

Жена дяди. Ну, я пошла на фитнес.

Сиделка. Не беспокойтесь.

Племянник. И слава богу…

Разговор дяди и его жены. Она во время разговора одевается, примеряет то шарф, то шляпку.

Дядя.         Спроси меня, что сделал я сегодня, и я отвечу: пустота и маята.
                Движенья много, толку никакого.
                А главное, что нет удовлетворенье.
                А без него – какая же работа?..
                Давно пора бросать все.  На кого оставить бизнес?
                Вот тот не хочет, этот, он не может, а третьему –
                И сам не поручу.
                Чреда сует.

Жена дяди.      Тебе бы в отпуск. Нам бы съездить в отпуск.
                Что думаешь ты о Европе? Но и на море можно, если хочешь.

Дядя.           Давай уедим. Надо посмотреть, когда могу освободиться.

Жена дяди.      Не сможешь скоро, так бросай дела.
                Пока еще мы молодые, надо попутешествовать немного для себя.
                Давай поедим в Грецию, в Египет. Куда ты хочешь?

Дядя.           Решено.
                Через декаду, как сдадим проект, отправимся с тобою отдыхать.

Жена дяди.      А тем еще один проект появится!.. Ты вечно откладываешь.

Дядя.           Нет, не в этот раз. А коль не веришь,
                Займись билетами и визами сама.

Жена дяди.      Куда?

Дядя.           Подумать надо. Присмотри ты варианты. А после уж решим.

Жена дяди.      Мой дорогой, ну наконец-то выберемся вместе куда-нибудь
                И отдохнем от всех.

Дядя.           Я провожу.

Жена дяди уходит. Муж идет ее провожать.

Племянник.      Признаться, право, их забота губит во мне начало всякой доброты.
                Так хочется порою бросить зло в лицо иль пожелать несчастья.
                В ужас придет любой нормальный человек от мыслей,
                Что терзают дни и ночи меня.
                ЗАЧЕМ МНЕ ЖИТЬ? - 
                чтоб отвечать на эти телефоны,
                перебирать счета, когда работу эту
                Любой бы школьник сделать мог с успехом?!.
                Да что там человек - СОБАКА! ИИ и прочие автоматизмы...
                Зачем я жил, учился столько лет?!.
                Что делал я вообще в прошедшей жизни, что нечем мне занять себя
                теперь?..

(громко)        Хочу на воздух, душно, очень душно.

Сиделка.        Приоткрыть окно? Или, быть может, сходим на балкон?

Племянник.      Хочу один я прокатиться по улице. Ты вывези меня и уходи.
                Пожалуйста.
                Дай мне побыть без всяких лишних глаз на воле.



                Сцена 1. Акт 4


День рождения племянника.
В гостиной все по-прежнему. Только стол передвинули на середину, по-праздничному, но за ним никто не сидит.

Сиделка.        Купила вам я фотоаппарат.

Племянник.      К чему теперь он мне?

Сиделка.        Вот мой знакомый все ходит по округе и снимает.
                Такие он встречает чудеса, что просто так не углядишь,
                лишь в объектив.
                Во всяком случае, он говорит так.
                Вот я и в газете тут недавно прочитала про выставку фотографов.
                У вас внимание к деталям есть и чувство,
                Так почему бы вам не поработать? Глядишь, и отвлечет
                От черных мыслей.
                Сфотографируйте меня, вон там.

Дядя.           Как может он один в округе ездить?! А дорогой фотоаппарат,
                а хулиганы?
                Немедленно за ним! И зарубите себе на вашем маленьком носу:
                Он ни минуты не должен быть один. За то вам и платят!
                А советы, пожалуйста, оставьте при себе.

Племянник.      Тоска, кругом тоска, а внешнее вниманье со стороны друзей
                Лишь душит сердце мне.
                Придумал кто сочувствие?!. И в чем жалеть? Кого?..
                Все хорошо бы было без меня. И как противно слушать каждый раз:
                Ну, как дела? Как настроение твое? Держи хвост пистолетом!
                Мы заедем, зайдем, запьем…
                Хоть залетели бы туда, где телефонов нет.
                Мне мало тех мучителей, которые под крышею со мною здесь живут!
                Мне МАЛО...
                Той обиды неизжитой, что нанесла мне мать, отец. Так что ж?!.
                Всяк хочет пытку ту утяжелить своею ношей. Как удобно:
                Мне, одинокому, прикованному к месту,
                Свою тоску и боль всем изливать под маскою приятного вниманья!
                Я понимаю Гамлета, который сходил с ума,
                Когда вокруг ВСЕ ГОВОРИЛИ...
                Где одиночество?!.
                Возможно ли оно, в эпохе сей? Иль все прошло, прошло и это?
                Куда ни кинься, всюду телевизор, иль радио, иль телефон.
                Мне одному достаточно побыть бы пару часиков каких-нибудь
                Хоть где-то -  и что?!.
                Мои прогулки с подаренным же мне фотоаппаратом обязана
                Она СОПРОВОЖДАТЬ.
                Хотя бЫ провалилась в люк. Как выдра. Впрочем, найдут другую.
                Что же мне, в петлю? Хороший способ одиночества добиться.
                А коли ад есть – что тогда?
                И на том свете средь грешников других
                Всю вечность провести?..
                Извольте!.. Я уж лучше здесь побуду.
                Тем более не все еще увидел, не все я испытал, не все проплакал.
                А жить так хочется! И хочется свободы...
                Кто мог б подумать, что темницей могут быть не стены, а сети
                Телефонные и связи
                Людей друг с другом.
                Стройте же мосты, чтоб удлинить БЕСПУТСТВО жизни нашей!..

Жена дяди.      Что думаешь ты делать с ни м однако?
                Не может вечно он у нас здесь жить.

Дядя.           За домом есть пригляд.
                Когда ж уедем, все нам спокойнее, что будет кто-то жить.
                К тому же, не оболтус он, а после аварии, стал сторониться всех.
                То для него не очень, понимаю, зато не будет пьянок, вечеринок.

Жена дяди.      Надолго ль хватит праведности этой у него?
                Ты погляди, не вышло кабы:
                Приедем мы и вот - как в той рекламе…
                Не ждали, растащили все, бедлам.

Дядя.           И все же я волнуюсь. Мне врач на днях сказал…
 
Жена дяди.      Который?
                Тот, что в пятницу осматривал его? Так вроде ничего.
                Прогноз хороший.
                Ходить и прыгать он не будет,
                но все остальные функции в порядке.

Дядя.           Вот то-то и оно.
                Сказал мне по секрету, чтоб мы следили. Срыв возможен.

Жена дяди.      Хватит.
                Быть может, мы его отправим назад, к его родителям?
                Пусть те следят.
                КОЛЬ РОДИЛИ - ПУСТЬ НЯНЧАТ.

Дядя.           Сестра моя, ты знаешь, непутева. К тому же он почти как сын мне.

Жена дяди.      Как сын? А наш Игорка - что ж не сын?

Дядя.           Не заводись. Игорь самостоятельный и дельный малый.
                Он вырос и женился.
                Далеко от нас к тому же.

Жена дяди.      Знаю я тебя. Все попрекаешь тем, что уж давно прошло.
                Так он в законном браке уродился, пусть в первом,
                от другого мужа.
                Но ты его же сам усыновил.

Дядя.           Причем тут это!
                Просто в детстве не нянчил я его, не с ним играл,  а с этим.
                Пойдут вот внуки у Игорки, будем семьею жить,
                А то давай возьмем кого-нибудь еще.

Жена дяди.      Тебе дай волю, ты всех бездомных сразу приютишь.
                А кто воспитывать их будет?
                Кто в люди будет выводить, ты что ли?!
                Когда тебя ПО СУТКАМ нету дома?
                Все бизнес, все работа, все дела.
                В какой-то век взял отпуск.

Сиделка.        Извините. Хотела я спросить,
                Нельзя ль пораньше сегодня мне уйти, ведь вы все дома.
                А завтра, задержусь, чтоб отработать.

Дядя.           Идите.

Жена дяди.      Не опаздывай с утра!
                Пойдем, я дам тебе тот список, чтоб по дороге все купила.
                Бегать дважды что толку к нам...
                Машина всё в ремонте. Так зайди ….

(уходят)

Дядя.           Вот бестия. Однако, она права. Без отпуска нет жизни.
                Сейчас, как никогда, я чувствую желание увидеть мир -
                И ПРОВАЛИСЬ ВСЕ К ЧЕРТУ!..
                А то вот так, как с этим – лишь мгновенье,
                И жизнь пошла на перекос.
                Конец всему, о чем мечтал когда-то.


                Сцена 2. Акт 1


Комната племянника. Все выдержано в аскетическом стиле. На столе в углу – компьютер, возле стены – книжный шкаф. Посередине кровать. Рядом с нею тумбочка и два кресла. В углу наискосок – телевизор.
Утро. Разговор Сиделки с Племянником. В середине разговора в комнату входит бабушка.

Сиделка.        Вставать пора.

Племянник.      У вас бывало, что хочется вам лечь и не вставать?

Сиделка.        Конечно, после сильного похмелья лежишь бывало. Встанешь –
                Все  кружится.
                Сегодня на прогулку мы пойдем? А то на днях осадки передали.

Племянник.      Не нам бояться мороси с тобой.
                Таких, как мы, какой-то дождик не растопит. Верно?

Сиделка
смеется)        И как-то получается у вас? Ведь вежливо, а пошло, хоть убей.

Бабашка.        Вы встали уж уже? А я к вам в гости на минутку.
                Вот блинчики вам принесла, поешьте.

Племянник.      Спасибо.

Бабушка.        Бог с тобой. Что мне еще-то делать?
                Вся жизнь прошла, а так – хоть шерсти клок. 
                Вот вспомнишь ты меня – и умереть не жалко.

Сиделка.        Да что вы говорите! Вам еще не дашь семидесяти.
                Вон, какая молодец! И бегаете, и готовите, и все.
                Поверьте мне, я стольких навидалась.

Старушка.       Да-да. А сколько нынче молодых – а инвалиды.
                Спасу нет. Однако без зубов совсем мне плохо.
                Глаза не видят, ног не чуешь, болят и руки, голова.
                Да что там говорить, кому нужны развалины такие.


Сиделка.        Главное, что ходите. И то дай Бог.

Бабушка.        Ох, помереть пора!.. Пока не стала в тягость вот хотя бы вам.

Племянник.      Заладили пластинку без конца. Ну как нарочно.
                Или специально со мной на эту тему говорить всем надо,
                Особенно тебе.

Бабушка.        МОЧУ,МОЛЧУ. Не заводись.

Племянник.      Да я спокоен. Пришла с блином и думает теперь, что можно все:
          И портить настроение другим, и без конца талдычить все одно!
                Давайте лучше почитаем что ли…

Все устраиваются удобнее. Сиделка берет книгу.

Сиделка.        Мы остановились

Племянник.      Глава 14, страница 36.

(читают вслух)

Бабушка.        Чья эта сказка? Подумать только,
                Как похожи сказки одна на другую.

Племянник.      И смысл один.

Бабушка.        Подумаешь, как жили раньше люди!..
                Жестоко, просто, а любили также,
                Как любим мы.

Племянник.      МЫ ЛЮБИМ? Это где вы видели сейчас таких людей?
                Кругом истерики и эгоисты.

Бабушка.        НЕ НАДО ТАК.

Племянник.      А что?.. Я сам таков. Но я ж не говорю, что так и надо.
                Напротив, утверждаю: так не дОлжно жить, как мы живем.
                Мы тратим на такие мелочи жизнь нашу и губим быстро так ее,
                КАК НИКОГДА.
                Вон сколько случаев самоубийства средь молодых,
                а сколько одиноких,
                Балбесов сколько и семей бездетных.
                Они, вы видите ли, не желают заводить детей,
                Не обладая энным состояньем!..

Бабушка.        Все правильно. Ведь нынче тяжело. Ты посмотри на цены.

Племянник.      И в войну рожали. И после, думаю, не легче было.
                К тому же, я читал недавно, что чем меньше получает человек,
                Тем больше у него детей.
                Тут дело не в деньгах.

Сиделка.        Не только. Вот у меня, к примеру, есть сестра.
                Одна с двумя детьми уж третий год перебивается, как может.
                Там ей сосед подкинет кое-что, там муж гражданский,
                соцподдержка.
                Но согласитесь, это ведь не жизнь.
                Вы б видели ее: и тридцати нет, а старуха.
                Нет, уж если замуж выходить,
                То за такого, с кого потом на жизнь ты можешь взять.
                Мамаша вон моя, на алименты когда-то магазинчик содержала.

Бабушка.        А что потом?

Сиделка.        Спилась. Осталась одна квартира на троих сестер.
                Вот делим все ее.

Бабушка.        Уж третий год один знакомый мой ведет такую переписку.
                Вот дожили: и родственники - волки.

Племянник.      То было раньше, то и есть сейчас. Островский что писал об этом?
                Когда?
                А сколько лет прошло? Да в Древнем Риме такое было!
                Подлая натура у человека. Вот и весь ваш сказ.

Бабушка.        Нет, так жить НЕЛЬЗЯ. Хорошие есть люди.

Племянник.      А видели вы этих-то хороших? Я не встречал.

Бабушка.        Мне повезло. Мы жили трудно, но рядом были Люди с большой буквы!
                Таких уже нет сейчас.

Без стука входит дядя. Он у себя дома.

Дядя.           Про что здесь спор?

За ним входит жена дяди.

Жена дяди.      Вы чай-то пили? Идите, ешьте, а то, что такое? Зачем тогда
                Подогревать,
                Коль все потом же остывает? (обращаясь к сиделке).
                А с вами мы потом поговорим.

Сиделка, племянник уходят.

Бабушка.        Как твое здоровье? Неважно что-то выглядишь?

Жена дяди.      Устала.

Бабушка.        Тебе бы отдохнуть.

Жена дяди.      Да мы вот едем. В кои веки я вытащили этого сыча!

Бабушка.        Вы поезжайте и не беспокойтесь.
                За всем, чем надо, здесь я присмотрю.
                Ты только расскажи мне, что и как.

Жена дяди.      Пойдемте. Я для вас все записала.

(Обращаясь к дяде).

                Иди и ты. Посмотришь, может, я забыла что-то.

Уходят.

На сцену въезжает племянник. Он раздражен бесцеремонностью родственников, обсуждавших свои дела в его комнате, но не говорит ни слова о причине гнева. Сиделка задержалась на кухне, моет посуду.

Племянник.      Я им покажу, а ей особенно!
                Сейчас возьму и сам поеду. А что? Поехал бы, кабы грибы…
                А лестница? И съезда нет… Собаки! Все обещают то построить, это…
                А нас, как крыс, приперли к стенке дома!
                Вот я еще неплохо здесь живу, а люди
                как в квартирах же теснятся?..
                Единственно: побыть бы одному.
                Издергалась душа, чего не знаю.

Сиделка.        Пойдемте собираться. Я готова. Гулять пойдем.

Племянник.      Пойдем. Меня оставишь ты,
                Как спустимся мы к роще. Дальше сам я.

Сиделка.        Как можно?

Племянник.      Да ладно, перестань. Покуришь, отдохнешь,
          А через час мы встретимся у магазина.

Уверенной поступью опять входит дядя. Все вздрагивают при его появлении.

Дядя.           Гулять идете? Это хорошо.
                Возьмите телефон, вдруг кто-то позвонит.
                Тебя вчера искали, а ты не брал. Нельзя же так.

Племянник.      ВСЁ МОЖНО.

Дядя.           Бери и трубку поднимай, а то придется отправиться мне с вами.
                Ты же знаешь, ОНА (делает характерные знаки)нас не оставит.
                Не дай Бог, ты трубку не поднимешь, тот же друг сюда позвонит –
                И начнется канитель!..
                БУДЬ ДРУГОМ, хоть в последнюю рабочую неделю,
                Давайте обойдемся без скандалов.

Племянник берет телефон.

Входит жена дяди.

Жена дяди.      Ты телефон взял? Это хорошо. А то я уезжаю.
                Мне могут позвонить,
                Так я сказала, что, если что, пусть обращаются к тебе -
                Ты передашь. И трубку поднимай!

Племянник всем видом торопит сиделку. Они одеваются и уезжают. Все происходит в тишине. Племянник молчит, чтобы не вспылить. Жена дяди смотрит, как они собираются. Дядя что-то ищет в телефонном справочнике на столе.

Жена дяди.      Ты долго еще будешь делать вид, что что-то ищешь?
                Вижу я ПРЕКРАСНО: то совесть ищет, ум же твой молчит.
 
Дядя.           Не знаю. Мы уедем, он один.
                И разговор у нас какой-то…
                По-человечески сказать ему уже нельзя…

Жена дяди.      Что хочешь ты?.. Ни то, ни се он.
                В сестру твою пошел, как видно.

Дядя.           Помолчи.

Он с шумом захлопывает записную книжку. Мгновение стоит и смотрит в зеркало на трюмо. Оглядывает комнату, как будто только сейчас замечая, где он. Потом берет жену под руку.

Дядя.           Пойдем отсюда.



                Сцена 2. Акт 2



Комната превращается в пустую улицу. Время раннее, но все уже разошлись по рабочим местам. Отдыхающие же и просто неработающие еще спят. Ярко светит солнце, насыщая зелеными красками соседние здания. Ковры убрали, и нагретый на солнце тротуар черен и по-утреннему чист. Тишина. Сиделка выкатывает племянника на дорожку, тот с силой отталкивает ее руку.

Племянник.      Иди. Я сам.

Сиделка.        Я буду на скамейке.

Племянник.      Как хорошо в тиши, как больно здесь.
        Что одиночество? Оно - спасенье?
                Мука – когда ты возвращаешься в него
                После людского бала!.. Что есть жизнь?..
                И стоит жить?
                Да стоит! Ради утра такого, когда любого дух здесь перехватит!
                Герои книг расплакались бы все.
                Я не таков.
                Я в силах быть самим собою, и в силах я себе же изменять!
                Все чувства надо бы сокрыть, таиться
                Под маскою спокойною.
                Вполне довольны будут все мои друзья тогда.
                А ЧТО ДУША?..
                Не дам я ей погибнуть в молчании, а буду приходить сюда.
                Как чудно здесь!..
                Куплю фотоаппарат - НО САМ! - и буду путешествовать.
                По кадрам иной и познается человек.
                Вот мусорка  -
                Та тоже живописна, особенно в тени того столба!
                Вот сломанной стены кирпичик тащит честной народ.
                Какая кутерьма!..
                Кутят как сумасшедшие они.
                Как я кутил и гнался на машине за чем-то.
                Вру, не гнался никогда.
                А ЧТО Я ДЕЛАЛ?.. Делаю сейчас?..
                Ничто - и все же есть тому названье.
                Сегодня ощущаю, что живу, как никогда, а ведь ничто не начал:
                Ни стих не сочинил, ни книгу.
                Вот и пойми: чем дышишь сам и как живой поныне?..
                Запомнить миг, вернуться бы сюда,
                Хоть в памяти, ХОТЯ БЫ НА МГНОВЕНЬЕ!..
                Запомню все.
                По сторонам смотри, запоминай, ведь счастье так невечно.
                А ради этой улицы и стоить жить.
 
Он смотрит по сторонам, молча, медленно передвигается по тротуару, щурится от яркого солнца, вглядывается в каждую деталь, словно пытаясь вобрать в себя вместе с воздухом весь аромат, всю невысказанную суть дня. Пронзительную тишину нарушает телефонный звонок. Сиделка подходит и подает телефон. Племянник качает головой, подает знаки, что его нет, пытается уехать от нее, но тщетно.

Сиделка.        Здесь зона доступа неограниченна. Потом,
        Поверит кто, что вас - и нету дома?!

Племянник (с вежливой радостью в трубку).
                А… Как дела? Отлично, все идут?
                Идущий день, а у меня ползучий.
                Нет,что ты, все нормально, я держусь.
                Что говоришь? Тебя же обошли?
                Ты помогал? Законы жизни. Махни и выбрось все из головы.
                В конце концов, не клином свет сошелся,
                А им аукнется.
                Я верю? ЗНАЮ Я.
                Давай, пока.
                Звони, я буду рад.

Заканчивает разговор. Выдыхает с облегчением.

Племянник.      Ну, наконец-то,
                Я думал, не закончит он вовек.
                Как жаловаться – все мы тут горазды!..

Сиделка.        Ведь так нельзя. Сочувствие…

Племянник.      К чему взяла ты трубку?!

Сиделка.        Может быть, звонили по делу.
                Может, что-то важное для вас.
 
Племянник.      Запомни, как сказал один поэт:
                Кто хочет, тот дойдет, перезвонит.
                Звонят же чаще те, кому нет дела, что там с тобой.
                Им уши чьи-то нужно. Им скучно. Вот и все.

Сиделка.        Так жить нельзя. Хотя вы правы.

Племянник.      ИСТИНА ДОРОЖЕ. Но жить не помогает. Ты права.
                Отвези меня домой.
                Устал я очень.

Подъезжают к дому. Сиделка идет за помощью, чтобы подняться по пандусу.

Сиделка.        Сейчас.

Племянник.      Опять разговорился не по делу.
                Вот чудо: стоит мне заговорить,
                Такие вещи лезут на язык, что ТОШНО САМОМУ
                Себя мне слушать.
                Логично, спору нет… Но эгоист…
                И если я хочу быть человеком,
                А не упасть до уровня растений, я должен
                Думать меньше о себе и больше обо всем другом на свете.
                Пусть хоть о людях.
                Чем плохи стали вдруг они?
                В конце концов, все тоже человеки.



                Сцена 2. Акт 3



Дом дяди. Неопределенная комната. Полумрак. На мебели местами лежат покрывала: не успели убрать, после того, как вернулись из отпуска. Дядя подходит к книжной полке, берет книгу, начинает читать. Племянник молча сидит в кресле, но весь поддался вперед, как будто хочет что-то спросить или сказать.

Племянник.      Как отдохнули?

Звонок телефона. Дядя, вздрогнув, берет трубку.

Племянник.      МЕНЯ?

Дяде.           Нет. Это мне по делу.

Племянник
в сторону).     Уже неделю как НИКТО не звонит…
                А ЛЮДИ ЕСТЬ…


С потолка медленно подают разноцветные полосы, на мгновение образуя в воздухе сеть.


Рецензии