3. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

ТОЛКОВАНИЕ НА СВЯТОГО МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИСТА

БЕСЕДА 3.
1. Святитель Иоанн Златоуст, открывает нам тайную причину написания родословия Иисуса Христа от Иосифа, хотя тот нисколько не был причастен к Его  рождению .
Дело в том, что евангелист не хотел, чтобы при самом рождении иудеям было известно, что Христос родился от Девы. И Господь  многое скрывал до времени, называя себя Сыном Человеческим...
Это было сделано для того, чтобы Дева была избавлены от худого подозрения.
"... Иначе, если бы об этом с самого начала было известно иудеям, они, перетолкав слова в худую сторону, побили бы Деву камнями и осудили как блудницу. Если и после многочисленных   чудес они называли Иисуса сыном Иосифовым,    то как бы поверили, ещё прежде чудес,  что Он  родился от Девы? Вот почему и пишется родословие Иосифа  и обручается ему Дева"...

2.Исключив из родословия Исава, променявшего чечевичную похлебку на первородство, Матфей 9 пишет:  Иаков родил Иуду и братьев его. Иуда родил Фареса и Зару от Фамари".
Зачем включена в родословие блудница Фамарь и другие нечестивые жены?
Святитель  Иоанн Златоуст объясняет нам: Господь.." пришел не для того, чтобы избегать позора нашего, но чтобы уничтожить его." " Порочных  людей удостоил быть сродниками, не стыдясь нимало наших пороков. Он показал, что не гнушается ничем нашим, научая тем и нас не стыдиться злонравия предков, но искать только одного - добродетели".
Добродетельный человек, даже, если он произошёл от порочных и нечестивых родителей, по мнению Святителя " не может получить от этого никакого вреда."  "... Его нимало не может позорить порочность его родителей".

3. Матфей включил позорные сцены   жизни иудейских вождей также и для укрощения гордости фарисеев, которые считали, что сама  принадлежность роду Авраамову может оправдать их. Святитель Иоанн Златоуст подчёркивает: " Надлежит гордиться не родом, но собственными заслугами".
Святитель раскрывает нам ещё одну причину, по которой евангелист упомянул кровосмешение Иудина.
Когда Фамарь рожала,  появилась ручка младенца. Повитуха надела на неё красную нитку, пометив первенца. Но ручка скрылась, и родился Фарес. А только потом за ним Зара с красной ниткой на ручке. Повитуха сказала :" Как ты расторг себе преграду?" Фарес означает разделение и рассечение.
Святитель раскрывает нам мистический таинственный смысл этого события.
2 младенца- прообразы 2-х народов и эпох.
"... Сначала во времена Авраама явилась жизнь церковная, затем, когда она скрылась, произошел иудейский народ с жизнью подзаконной. А после того явился уже целый народ со своими законами.

4. Отметив, что в родословии Христа есть и блудница Раава и иноплеменница Руфь, родоначальница великого Царя Давида, Святитель обращается к нам:
" Невозможно,  совершенно невозможно через  добродетели или пороки предков быть честным или бесчестным. Напротив, я должен сказать, - хотя мои слова показались и странными, - что тот более и знаменит, кто, будучи  рождён не от добрых  родителей,  сделался добрым."
Иоанн Златоуст предупреждает нас, чтобы мы отложив свое тщеславие,  не хвалились  своими предками и тем более своими заслугами. " От самохвальства фарисей  стал хуже мытаря."
'Итак, не губи трудов своих, не делай, чтобы твой пот был пролит напрасно, и ты, пробежавши тысячи  поприщ, лишился всякой награды."
Нельзя, по мнению Святителя, выставлять свои добродетели напоказ.
Он  говорит: " Или ты не знаешь, что, если хвалить самого себя, не будешь похвален Богом?"

5. Накал обличения  Святителем хвалящих себя за добрые дела и считающих себя достойными награды за них  нарастает.
Иоанн Златоуст говорит: " Каждый день оскорбляя Бога, мы не обращаем на то и внимания, а, если подадим бедному хотя бы малую монету, то носимся с этим постоянно. Это крайнее безумие и величайший ущерб для того, кто собирает.
Забвение добрых своих дел есть самое безопасное их хранилище. И как одежда и золото, если мы раскладываем их на торгу, привлекают многих злоумышленников, а если убираем и скрываем их дома, то соблюдаются  в полной  безопасности,  так если и добрые свои дела  мы постоянно держим в памяти, то раздражаем Господа, вооружаем врага и возбуждаем  его к похищению!"
И фарисей благодарил и возносил все к Богу,  но это не спасло его.
" Благодарящему Бога не прилично поносить других, показывать свое преимущество пред большинством и превозноситься перед грешниками!..."
"...Хочешь знать, как выражать свою благодарность Богу?"- спрашивает нас Святитель.
И сам отвечает:
" Исповедывать свои согрешения и значит благодарить Бога; кто исповедует свои грехи, то показывает этим, что он виновен в бесчисленных грехах, и только не получил достойного наказания. Он- то и более благодарит Бога. Итак, будем остерегаться хвалить себя за доброе, потому что это делает нас и пред людьми ненавистными, и пред Богом мерзкими.
Потому, чем больше будем делать добра, тем меньше будем говорить о себе.
Таким образом , можем приобрести величайшую славу и у Бога и у людей; вернее же - у Бога не только славу, но и награду и великое  воздаяние".
Итак, если ты желаешь, чтобы твои дела были велики, то не почитай их великими, и тогда они будут великими".
Святитель Иоанн Златоуст приводит нам примеры из Евангелия, когда людей,  считающих себя великими грешниками и недостойными,  прославил Бог.
Это сотник, который говорил: "несьм достоин, да под покров мой внидеши  (Матф.VIII: 8.),  и чрез это сделался достойным, и заслужил удивление более всех иудеев. Это Павел, говоривший: "несмь достоин нарещися апостол ", ставший первым апостолом.. (Кор.XV, 9). Это Иоанн Креститель, который говорил: "несмь достоин отрешите ремень сапоги Его", ставший другом Жениха, и руку которого Христос возложил на Свою главу.  Это Пётр, говоривший: "Изыди от мене, яко муж грешен есмь "( Луки V, 8)., и за это стал основателем Церкви.
Святитель Иоанн Златоуст убеждает нас: " Подлинно, ничто так не приятно Богу, кто себя считает в числе величайших грешников.".
Святитель  Иоанн Златоуст  также  приводит нам в пример Царя Давида, который особенно  прославился сокрушением души.
В тяжёлых испытаниях он говорил, " если угодно Богу, чтобы я был гоним, скитался и бегал, а враг мой был в чести, то я принимаю это с любовью" и благодарю Господа за бесчисленные бедствия.
Святитель указывает нам, что " многие бесстыдные и дерзкие, едва увидят кого-нибудь в благополучном состоянии,  а себя хоть в малой скорби,
бесчисленными хулениями губят душу свою."
"Постараемся и мы приобрести кротость и смиренномудрие Давида, чтобы с нами не случилось.
С помощью этих добродетелей мы сможем без волнений переплыть и море настоящей жизни, и достигнуть тихой пристани, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков .
Аминь."


Рецензии