Славяне пришли с Дуная?

Как известно, в Повести временных лет излагается легенда о расселении славян с Дуная, и теория дунайской прародины славян в силу разных причин до сих пор пользуется поддержкой историков и не потеряла своей актуальности. Более того, данные генетики как будто говорят в её пользу: славяне с точки зрения генетики выглядят несколько более южными по сравнению с балтами,  то есть, грубо говоря, они балты с южными влияниями в генофонде, и теоретически можно представить такую модель их этногенеза, что когда балтские предки славян пришли из Полесья в Центральную Европу и на Балканы, они подхватили здесь южноевропейскую примесь, а затем разнесли её по лесной зоне в ходе обратных миграций и уже будучи славянами. Эта красивая схема, однако, не соответствует действительности.

Проверить корректность теории обратных миграций можно на основе результатов анализа древней ДНК, опубликованных в статье Sanni Peltola, Kerttu Majander, Nikolaj Makarov et al. Genetic admixture and language shift in the medieval Volga-Oka interfluve // Current Biology. 2023. 33, 1–9. Учёные в частности исследовали средневековые и постсредневековые геномы из археологических памятников Суздальского региона в междуречье Волги и Оки. Средневековые образцы датируются X-XIII вв. и распадаются, как следует из статьи, на 2 кластера: генетически сходный с предшествующим населением железного века (данный кластер обозначен RUS_VolgaOka_MA1) - очевидно, это представители местных уралоязычных племён; генетически сходный со славянами (данный кластер обозначен RUS_VolgaOka_MA2) - очевидно, это славянские мигранты, пришедшие в Волго-Окское междуречье с запада. Постсредневековые образцы датируются XV-XVIII вв. (обозначены RUS_VolgaOka_H), и это уже практически современные русские.

Сравнение данных трёх кластеров в ДНК-калькуляторе G25 даёт крайне неожиданные результаты. RUS_VolgaOka_MA1 моделируются как смесь балтов, финнов и коренного населения Сибири, без значимой южной примеси. Несомненно, это люди финно-угорского происхождения - местное население.

RUS_VolgaOka_MA2 также сильнейшим образом тяготеют к балтам, но все они имеют южные примеси, причём разные, настоящий коктейль: у GOS001 примесь иберийская, у GOS002 - греческая, у GOS003 - сардинская, у SHE005 и SHE007 по-видимому кавказская. Кроме того, у трёх образцов есть ещё и кельто-германские примеси, и тоже разные. Генетически все они конечно славяне, учитывая, что они балты с южными примесями, и именно так должны были выглядеть люди, принесённые волнами обратных миграций со всех концов славянской Европы: с затейливой мозаикой южноевропейских и кельто-германских компонентов поверх балтской основы. Они не состояли в близком родстве и принадлежали не к одному племени, а, скорей, к княжеской администрации или дружине.

Теорию дунайской прародины в версии обратных миграций тем самым можно было бы считать подтверждённой, но она внезапно разбивается о данные анализа ДНК постсредневековой, русской выборки. Здесь 7 образцов из 9 также относятся к славянам, поскольку они более южные, чем балты (славяне = балты с южной примесью), однако 6 - это совсем другие славяне чем кластер MA2: их южная примесь одинакова и почти целиком приходится на балканский источник, которого не было у MA2. Вывод: MA2 не могут быть предками RUS_VolgaOka_H —  южная примесь не совпадает, между кластером МА2 и RUS_VolgaOka_H нет преемственности, предки русских Нового времени из Волго-Окского междуречья не участвовали в славянской колонизации Центральной Европы и Балкан и появились на Северо-Востоке Руси при совсем иных обстоятельствах, чем условное переселение с Дуная, поскольку невозможно допустить, чтобы в ходе широкомасштабных челночных перемещений по Европе они сепаратно смешивались исключительно с носителями греко-балканской генетики; их южноевропейская примесь вообще не связана с миграционными процессами Средневековья и является наследием более древней эпохи.


Рецензии