Аделаида Герцык и Александра Петрова

Доклад с XII Международных Крымских Герцыковских чтений 9-11 сентября 2021 года. г. Судак

Аннотация: Статья знакомит с родословной Александры Петровой - сподвижника, наставника и близкого друга Максимилиана Волошина. Представлены выдержки писем, адресованных ей Аделаидой Герцык.
Ключевые слова: Аделаида Герцык, Александра Петрова, Максимилиан Волошин, Дуранте, Судак, Коктебель, Феодосия.

Как могли заметить постоянные участники Герцыковских чтений, в отличие от многих здесь присутствующих, я не занимаюсь научными исследованиями на профессиональной основе, и не часто выступаю с докладами. Научных изысканий в каком-то определенном направлении я не веду. Но в моей жизни всегда так судьбоносно складываются обстоятельства, какой-то неведомой силой сталкивающие меня с потомками интереснейших, значимых фамилий, подстегивающих на определенные действия по изучению их родословной и взаимоотношений их предков с окружающими людьми.
Первой темой, озвученной мной на 7 Герцыковских чтениях, был доклад о Юлии Егоровне Штуцер (В девичестве Классен) "К истории стихотворения Аделаиды Герцык "Господи, везде кручина..." с которой я выступила с подачи и помощи Татьяны Никитичны Жуковской - внучки Аделаиды Герцык. 
Затем, к юбилейным, 10 Герцыковским чтениям появилась статья "Дом Эссенов" - о доме в Судаке, принадлежавшем некогда знаменитой дворянской семье. Статья появилась вследствие моего знакомства с внучкой Федора Александровича Эссен - Екатериной Александровной Эссен - в замужестве Бонерт.
И вот сегодня мне представился случай познакомить Вас с некоторыми выдержками из писем Аделаиды Казимировны Герцык, адресованных Александре Михайловне Петровой - сподвижнику, наставнику и близкому другу Максимилиана Александровича Волошина. Тексты писем А.Герцык - А.Петровой периода: с 3 августа 1914 г. по 6 ноября  1917 г. были любезно предоставлены опять же Татьяной Никитичной Жуковской, которые она подготовила к еще неизданной на сегодняшний день книги: "Жизнь на осыпающихся песках". Оригиналы самих писем находятся в фонде М. Волошина в архиве Пушкинского дома. А родилась эта тема из случайно-закономерной встречи с потомком сразу двух интереснейших фамилий: Дуранте - Петровы - Петровым Александром Евгеньевичем - внучатым племянником Александры Михайловны. Его эта тема так же интересует, волнует, поэтому сегодня он принимает участие в конференции в качестве гостя. Поскольку сам он занимается исследованиями, публицистикой, поэзией, является членом Союза писателей России, возможно, недалек тот день, когда он и сам предстанет перед нами в качестве докладчика.
Личность Александры Петровой достаточно изучена и опубликована на порталах Музея-заповедника "Киммерия М.А. Волошина", Феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых, представлена в их воспоминаниях, в воспоминаниях Маргариты Васильевны Сабашниковой, более всего в воспоминаниях Максимилиана Волошина - таких как "Путник по вселенным", "Киммерийская Сивилла", в автобиографическом очерке "Гимназия" и т.д. И тем не менее, прежде, чем подойти к основной теме: Взаимоотношению и переписке А.Герцык и А.Петровой, мне немного хотелось бы познакомить вас с Александрой Михайловной и ее корнями.
Родилась А.Петрова 20 августа 1871 года (20 август 1871г. - 11 декабря 1921 г.). В этом году ей отметили юбилей - 150 лет, открытием мемориальной доски во дворе Дома М.Волошина в Коктебеле, (куда я была приглашена организаторами памятного мероприятия). 
Александра была старшей сестрой пятерых братьев в семье Петровых. Отец - Михаил Митрофанович Петров (офицер пограничной стражи, человек необычайно разносторонний, творческий: писал стихи, музицировал, был художником и изобретателем); Мать - Нина Александровна Петрова (в девичестве Рафанович); и мама мамы - бабушка - Мария Леонардовна Рафанович (в девичестве Дуранте). [1].
Вот здесь-то мы и подходим вплотную к роду Дуранте, который изучен еще более глубоко, поэтому я лишь кратко упомяну о некоторых наиболее известных ее представителях:
Существует версия, что в генеалогическом древе Дуранте, есть веточка Данте Алигье;ри, (1265-1321) итальянского поэта, автора бессмертной "Божественной комедии" [4]. Сам же род известен более с 16 века. Феодосийский многочисленный дворянско-купеческий род Дуранте основан выходцем из Генуи - Фердинандом Дуранте в начале XIX века.
Представители этой семьи впоследствии регулярно занимали ответственные посты в городском самоуправлении г. Феодосии, много прилагали сил для развития города, за что им было пожаловано звание Потомственных почетных граждан [9].
От двух сыновей Фердинанда Дуранте - Викентия Фердинандовича и Леонардо Фердинандовича родились внуки, Иосиф Викентиевич и Антонин Леонардович, заложившие, если можно так выразиться, династию управленцев, на протяжении полувека являющихся, (с некоторыми промежутками времени), потомственными городскими головами Феодосии.
- Иосиф Викеньтевич Дуранте (двоюродный брат Антонина Леонардовича) - городской голова в 1895 году.  К несчастью, в том же году он скончался. Похоронен в Феодосийском некрополе. На его могиле начертано: "Он был человек".
- Леонард Антонинович Дуранте (сын Антонина Леонардовича) - городской голова в 1899, затем с 1902 по 1906 гг.
- Фердинанд Густавович Дуранте - городской голова с 1914 по 1916 гг. - внук Антонина Леонардовича - [4, 15] от  второго сына -   Густава Александра Томаса Антониновича Дуранте (02.10.1839 - 23.09.1906) - члена Городского управления в 1873г., купца 1 гильдии, владельца хлебной экспортной конторы, гласного Феодосийской городской думы и Земского собрания. У него было шестеро детей. Густав Александр Антонинович нам интересен еще и тем,  что на его дочери - Жозефине женился известный художник Константин Федорович Богаевский (1872–1943 гг.) [9,10, 8].
У Леонарда Фердинандовича была также дочь - Мария Леонардовна Дуранте -  (в замужестве Рафанович) (род. в 1826 г. - умерла в возрасте 71 года в 1897 году в г.Феодосия) [13]. Дочь Марии - Рафанович Нина Александровна и была замужем (как я уже упомянула в начале доклада) за Петровым Михаилом Митрофановичем. В этом-то браке и родилась интересующая нас Александра Михайловна Петрова.
Эта удивительная женщина была образованным, разносторонним, любящим литературу, искусство, музыку человеком, она знала и любила историю своего родного края, прекрасно разбиралась в народном прикладном искусстве, а главное - обладала редким даром: раскрывать таланты других людей [1].
М. Волошин в автобиографическом очерке "Гимназия" писал о том, что Александра Михайловна "оказалась моим очень верным спутником во всевозможных путях и перепутьях моих духовных исканий. Она прошла и спиритизм, и теософию, и истое православие, и христианскую мистику, и антропософию. Но вернее всего она была православию" [1].
К антропософии (религиозно-мистическому учению, основанному в 1912 году Рудольфом Штейнером), надо заметить, А. Петрова пришла не без участия самого М.А. Волошина. В 1913 - она вошла в состав русского антропософского общества, получив членский билет, выписанный Елизаветой Ивановной Дмитриевой (которую мы с вами знаем еще под псевдонимом Черубина де Габриак). И уже в 1914 году А.М. Петрова вышла из этого общества. Но в базе РАО она осталась [6]. 
Содержание писем А.Герцык - А.Петровой большей частью как раз и выдержаны в духе этого движения. Поскольку религиоведение в область моих изысканий не входит, анализ этих писем я оставлю для специалистов. Но мне бы хотелось обратить ваше внимание на столь трепетное отношение Аделаиды Герцык к Александре Петровой, которые прослеживаются в каждом ее письме, и стремление непременно узнать именно ее мнение о разных ситуациях, происходящих на тот период в России, что еще раз подчеркивает, насколько мнение А.Петровой ценилось в кругу ее знакомых. Да еще проследить смену настроения (как мне показалось), и наверное даже мировоззрения, самой Аделаиды Герцык, которые меняются с каждым ее последующим письмом.
Вот что она пишет Александре Петровой 3 августа 1914 года (это время начала Первой Мировой войны и письма написаны в этих реалиях):
"... Приехали родственники окольными путями через Италию. <...> А каково тем, кот;орые; возвращаются через немецкие страны, и которых война захватила среди врагов! Эти немецкие зверства сводят меня с ума. Сначала я думала, что так выразилась паника немцев (как бывает, когда при пожаре театра, мужчины, потеряв голову, давят женщин и детей - ) но теперь чувствую, что это их истинный лик, притаившийся за всей внешней культурой, и теперь чудовищем выглянувший из-за нее. И все же это страна, давшая нам высших мистиков Бёме и Экхарта, поэтов и философов, - и Штейнера также…" [7].
И далее: "... Но как Вы воспринимаете, дорогая, то единодушие и благородный подъем, кот;орый; охватил всю Россию, без различия народностей и каст? Господи, какое счастье любоваться своей родиной и гордиться ею!... [7]
<...> Я думаю, что Макс переехал в Париж и будет писать корреспонденции или поступит во франц;узскую; армию. Имеете ли Вы весть от него? <...> О многом хотелось бы поговорить с Вами. Пока целую Вас крепко <...> Если турки объявят войну (а это будет!), немедленно уеду ради детей и тогда, конечно, увижу Вас [там же 7]
Август 1914.
А.Г. посылает книгу П.А. Флоренского и свои стихи. "… Они хоть и прежние, и для меня самой уже отгоревшие, но все же в них жила моя душа, а мне хочется побольше открыть ее Вам. Я очень рада, что узнала Вас." [7]
27 ноября 1914 из Москвы
"...Так хотелось бы знать, как Вы относитесь теперь (Подчеркнуто Аделаидой Герцык (Г.Л.) ) ко всему свершающемуся, и к турецкой войне в частности? <...>  Сохранили ли Вы оптимизм, веру  в глубокое мистическое значение этой войны и в перерождение России? Сколько у нас еще темного, несовершенного, таких сторон, кот;орые; лишний раз подтверждают распущенность, беспечность наших властей. В Москве во многих лазаретах, где работают мои знакомые, постоянное недоедание, солдаты голодают и худеют на глазах. Не хватает средств. Ужасная нужда в теплых вещах, и ужасней всего то, что их нет в России, не хватает шерсти, нет производства, и Львов, начальствующий над эвакуацией раненых, говорит, что его как кошмар преследуют картины замерзающих солдат.
<...> Получили ли Вы известия от Макса? Две недели назад Ел;ена; Оттоб;альдовна; (мать М.Волошина, с которой А.Герцык могла видеться в Коктебеле (Г.Л.))  получила от него первое большое письмо и принесла его мне. Ужасно странное и, сознаюсь, несимпатичное впечатление производит это письмо. Ясно, что он стал горячим штейнерианцем (между прочим пишет: "что бы я стал делать теперь в России? А здесь я по крайней мере работаю над тем, что послужит миру в будущем"), и это наложило на него печать ... (? нрзб.), нивелированного среднего благоразумия, рассудочности… более всего старается он о том, чтобы сохранить "справедливость" и "разумность" среди противоречивых газетных сведений (будто сама война не есть безумие и несправедливость!!)..."
24 июня 1915
"... Читала эти дни новую книгу о творчестве Вяч. Иван;ова; – прекрасную, утонченную по мысли, но какую-то уж слишком спокойную, всезнающую…. Теперь, как никогда, хочется верить, что не знаешь главного...".
14 октября 1916
"...Вот так, живя текущим, откликаясь на ближайшие нужды, как-то не замечаешь ужасы всего творящегося в мире, а когда доходят грозовые волны – содрогаешься вся. <…> Из Москвы нам пишут, что там все время чувствуется, как над обыденными явлениями жизни зреет буйное безумие, растущие экономические неурядицы грозят перейти в открытый бунт; стоящих во главе правительства прямо называют германскими ставленниками и убеждены, что они способствуют обострению кризиса, чтобы этим принудить к миру. <…> И в то время, как наши близкие жертвуют собой на фронте и несут все лишения походной жизни – малодушный растерявшийся "тыл"… того и гляди спасует и пойдет на подлость из-за отсутствия сахару, хлеба, керосина… Какой кошмар! Конечно, тут не в лишениях дело, а сознании, что всего могло бы быть вдоволь при разумной распорядительности… "
10 марта 1917. В новой свободной России.
"...Нет слов и выражений, чтобы сказать Вам, что пережилось и перечувствовалось в эти сказочные, незабываемые, безумные дни <…> Много раз мы с сестрой вспоминали Вас и хотели Вам написать; к сожалению, это не удалось сделать в те первые головокружительные дни (- мы до полного изнеможения бродили, жили на улицах среди толпы и возвращаясь – были способны разве только на слезы восторга и волнения), а теперь наступила физическая реакция и такая усталость тела и души, что нет сил рассказывать, обсуждать… Пусть же это будет только радостным приветом, поздравлением – так хочется окликнуть близкую душу и знать, что она с тобой…
Могли ли мы 2 недели назад поверить в то, что видишь сейчас?! Воистину апокалипсис, а не только «история» вершится в душах и на глазах! Впервые почувствовала я величие и простоту русского народа; 28-1-2 го марта, когда еще не было Отречения..., когда приступом брались Арсенал и не примкнувшие еще к восстанию войска, выпускались политические из тюрем, и безумием и ликованием были объяты сердца – если бы были видны в эти дни это Божье стадо, почти спокойное, бесконечно добродушное, мистически покорное своему року!.. <...> Одна есть боль и страдание назаживающие – тягота победы, мучительное сознание уничтожения царского и гибели исторической святыни… Думаю о нем все время со стыдом и мукой , - и теперь, когда он под арестом [Речь о Николае II (Г.Л.)] , и судьбу его решают ( - с ужасом думаю: неужели Шлиссельбург? позорный суд?) – жалость затопляет все прежнее возмущение, и хотелось бы, чтобы было всенародное моление о нем, о мире души его...
<...> Много вреда приносят большевики, сея смуту среди солдат, народа, требуя окончания войны и немедленного утверждения их прав, но чувствуешь, что именно они все (рабочие) вероятно теперь колесо истории, и в их темном полусознательном голосе быть может больше правды, чем в умеренных и разумных словах наших либеральных министров. Народный герой – Керенский; он был даже на днях – горячий, фантастически преданный делу борец, и толпа безумстсвовала от восторга. – Дорогая! отзовитесь  двумя словами! Как пережили эту невероятную волшебную весть о свободе? Целуем Вас крепко все. Ваша Ад.Жуковская.
Не знаю, писал ли Вам Макс. Он был вчера и засыпал нас республиканскими анекдотами. Напишите, что по-вашему …(неразборчиво) для духа России: демократы, республика или Конституция?"
 4 сент. – 1917 г. об операции А.М.
"...Представляю Вас лежащей с газетами и с душой переполненной мыслями и болью за Россию. Ведь Корниловские дни протекли как раз во время Вашей болезни! Во мне совершился как бы перелом. Все больше овладевает душой толстовское непротивление, протест против всякой политической борьбы, ибо она все равно решается не человеческими, а Божьими путями и мерами, и в сущности все уже решилось, и лишь в мире видимости (конкретно, грубо) совершается неизбежный процесс постепенного уничтожения и гибели. Вот и по евангельским словам – семя должно умереть, чтобы воскреснуть… Это не фатализм и не теософия, а просто ясное сознание неотвратимости всех бед, напр. необходимости испить до дна чашу хамской анархии и диктатуры. Мы хотим придать революции формы, почерпнутые из уроков истории, но разбушевавшаяся стихия не терпит форм и сметает их по мере возникновения… И гибнет наш корабль среди бурных валов, и знаешь, что они захлестнут его, и только думаешь, глядя на близких: кто уцелеет? А потом… нельзя знать, нельзя себе представить, что будет потом… Тут область веры и чаяния. И я чаю восстановления озаренной изнутри, истинной Руси, и даже не страшусь германского ига и давления на нас, кот. даже неизбежно. Если мыслить честно, то нельзя не признать, что германизм ближе, понятнее и родственней нам, чем латинские расы. Вот французы хотят сейчас только старого. Мы – уже ничего старого не хотим и как безумцы рвемся и кидаемся к неведомому и небывшему. И возникнет где-нибудь же на востоке, подальше от запада, среди казачества новое царство русское <…>.
 6 ноября 1917
"...Живем напряженно, ничего не зная, всего ожидая… Господи, спаси несчастную Россию, спаси нас всех, или по кр.мере, чтобы недаром были страдания, чтобы из слез и крови проливаемых Россией расцвела она в небе… Как Вы правы, что спасение только в церковности <...>". 

Литература

1. Жарикова Марина. Вся принадлежит людям, книгам, картинам… [электронный ресурс]  
Музей-заповедник "Киммерия М.А. Волошина". Жарикова Марина "Вся принадлежит людям, книгам, картинам…"
2. Максимилиан Волошин - Биография. Настоящие феодосийские друзья / Феодосийский музей Марины и Анастасии Цветаевых. [электронный ресурс] http://tsvetayevs.org/company/voloshin_b04.htm Феодосийский музей Марины и Анастасии Цветаевых.
3. Волошин Максимилиан Александрович. Киммерийская сивилла. [электронный ресурс] http://az.lib.ru/w/woloshin_m_a/text_1926_sivilla.shtml    Максимилиан Волошин. Из литературного наследия Спб., "Алетейя", 1999 КИММЕРИЙСКАЯ СИВИЛЛА (Памяти А. М. Петровой)
4. Родословная Дуранте - Воробьева [электронный ресурс] https://durante1823.wordpress.com/ - Родословная Дуранте - Воробьева. (Биограф Дуранте - Воробьева Ирина Георгиевна)
5. Максимилиан Александрович Волошин. Путник по вселенным. Мемуарная проза [электронный ресурс] https://www.litmir.me/br/?b=117669&p=1 Максимилиан Александрович Волошин. Путник по вселенным. Мемуарная проза
6. Русское антропософское движение [электронный ресурс] Русское антропософское движение
7. Копии писем из переписки А.К.Герцык и А.М.Петровой, представленные Т.Н.Жуковской из материала к готовящейся к изданию книги: "Жизнь на осыпающихся песках"
8. Древо Дуранте [электронный ресурс] // - Древо Дуранте.
9. Дуранте_Антоний_Леонардович [электронный ресурс] // Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа:  https://ru.wikipedia.org/wiki/ Дуранте_Антоний_Леонардович
10. Ида-Паулина Килиус (Дуранте) [электронный ресурс]  // - Древо Дуранте (Ида Паулина)
11. Дуранте_Леонард_Антонинович [электронный ресурс]  // Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа:  12. Дуранте Леонард Фердинандович  / Родословная Дуранте - Воробьева [электронный ресурс]  13. Мария Леонардовна Дуранте (Рафанович) [электронный ресурс]  Мария Леонардовна Дуранте (Рафанович)
14. Тимофеева Н.К. АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ТЕКСТА МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА [электронный ресурс]  // Электронный архив НГУ. - Режим доступа:
https://nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/4936/23.pdf
Тимофеева Н.К. АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИТАЛЬЯНСКОГО ТЕКСТА МАКСИМИЛИАНА ВОЛОШИНА ISSN 1818-7919. Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2011. Том 10, выпуск 9: Филология Н.К. Тимофеева, 2011
15. Бобков А.В. Список городских голов Феодосии 1790-1920 гг. // Старая Феодосия [электронный ресурс] http://old-feodosia.ru/gorodskie-golovy-feodosii Старая Феодосия. Бобков А.В. Список городских голов Феодосии 1790-1920 гг.
16. Волошин М. История моей души. Символы времени. Сост. В.П. Купченко. М.: Аг-раф, 1999, 480 с.


Рецензии