Подвиг

                АЛЕКСАНДР КАТЕРОВ

               
                П О Д В И Г
                (миниатюра)


Эту историю мне рассказал Дмитрий Перепелкин – мой друг детства - большой оптимист и весельчак. И хотя голова его давно посидела, он не переставал верить во все доброе и хорошее. Конечно, по нынешним временам его жизненная позиция может вызывать улыбку, и это неудивительно, я и сам не раз поражался оптимизму товарища.
Вот, к примеру, встретил я как-то Диму в поликлинике. Я с простудой к терапевту, а он с гипсом от травматолога. Спрашиваю у него, что случилось, а он улыбается мне в ответ и говорит, что сломал ногу.
- Чему же ты радуешься? – Удивляюсь я, а он отвечает:
- Хорошо, что ногу сломал, а не шею…
- Согласитесь, разве это не является примером оптимизма?

Такого Дмитрия я видел всегда и каждый раз он улыбался и обещал, что все будет хорошо. Но сегодня он был совсем другим - какой-то маленький мужичок, с опущенными плечами и потухшим взглядом.
- Что случилось? – Интересуюсь я.
Он попытался улыбнуться, но махнул рукой и опустил голову.
Я повторил вопрос и Дмитрий, пересилив себя, ответил:
- Беда случилась, Виктор Павлович, Никита умер…

Через минуту Дмитрий поведал мне историю своего соседа и я, по его просьбе написал следующий рассказ. История, конечно, трагическая и к сожалению, не единичная в нашей жизни. Кто-то, наверное, уже подобное слышал, но я из уважения к товарищу, и в память о его соседе написал эту миниатюру под названием «Подвиг».


                *       *       *

Сегодня Никита опять ночевал в комнате семейного общежития, в которой когда-то проживал со своей больной матерью. Мама давно умерла, а он продолжал приезжать в свой старый дом, находя здесь надежное укрытие. Никита приехал ночью, чтобы никто из соседей его не заметил. Ни хотелось ему никого видеть, да и соседка баба Варя обязательно ущипнет, мол, опять со своей Танькой поссорился.

Он тихо сидел за столом и его собеседником был стакан с водкой.   
Нет, Никита не был алкоголиком или каким-то слабаком, просто он - сильный и умный мужик устал бороться с любовью и самим собой…
Как можно было уже догадаться, речь шла о его семейной жизни.
Свою жену Татьяну, с которой он прожил уже десять лет, Никита сильно любил и сейчас, сбежав в очередной раз из дома, он обвинял это прекрасное чувство во всех своих семейных неудачах. Он считал, что именно любовь не давала ему быть мужиком с сильной волей…

Дело в том, что Никита очень долго добивался руки Татьяны, но получив ее расположение, он понял, что жена его не любит. Это его, конечно, огорчало, но он считал, что его огромной любви хватит им на двоих, да, и ребенок, который должен был родиться, укрепит их семейный союз. Но не его большая любовь, не маленький сынишка, не улучшили сложившейся ситуации. С годами все только усугублялось и вскоре Никита заметил, что он стал раздражать жену своей заботой. Это его сильно обижало, они ссорились, и Никита, махнув рукой, уезжал на старую квартиру, где проводил несколько дней в одиночестве.

Здесь он ругал себя за слабодушие и часто повторял слова соседа дяди Мити, сказанные ему еще тогда, когда он ухаживал за Татьяной. Мудрый сосед, замечая непростые отношения его с подругой, ненавязчиво советовал прислушаться к словам Константина Симонова.
Никита улыбался беспокойству соседа, а тот цитировал поэта: 
«Раз так случилось, что женщина не любит,
Ты с дружбой лишь натерпишься стыда,
И счастлив тот, кто разом все обрубит,
Уйдет, чтоб не вернуться никогда.».

Сейчас Никита соглашался со словами поэта. Живя с Татьяной, он действительно хлебнул лиха; друзья, замечая его жалкое существование, стали отдаляться, соседи тихонько посмеивались в сторонку, а бедная мать, из-за капризов Татьяны, умерла, так и, не увидев внука.
- Жалкий слабак, - ругался Никита, вспоминая все пережитое…
Он проглотил водку, а его воспоминания только обострились.
Никита ходил по комнате, пенал стулья и, продолжая ругаться:
- Слабак, тряпка! Сколько можно терпеть? Больше не вернусь…
Забываясь, он стучал кулаком по столу и гремел посудой.
Когда он наполнил очередной стакан водкой в двери постучали.
- Ты чего шумишь? – Спросил дядя Митя, когда Никита открыл двери. – Что случилось? – Повторил он вопрос и прошел в комнату.

Вскоре дядя Митя для хозяина комнаты стал желанным гостем.
Никита рассказал ему причину своего появления в общежитии и решении расстаться с женой. Сосед молча слушал собеседника и время от времени успокаивал его, обещая, что все будет хорошо.
Через час, когда бутылка опустела, дядя Митя по-отцовски обнял Никиту и напомнил, что он в курсе его семейной жизни, что знает историю его любви и, что когда-то он предупреждал его о последствиях.
После этих слов Никита вдруг вырвался из объятий соседа и, сделав несколько шагов по комнате, процитировал слова Симонова.
- Молодец, не забыл, - похвалил дядя Митя, а Никита возразил:
- А толку? Помнить-то я помню, а главного не извлек…

Он присел на диван и как-то жалко опустил плечи. Дядя Митя бросился его успокаивать, а Никита пообещал, что ушел навсегда и, что он больше не вернется к Татьяне. Он повторил это несколько раз, будто хотел убедить соседа в своей решительности. Дядя Митя ухмыльнулся и неосторожно напомнил ему, что такое уже случалось в жизни Никиты. Чтобы смягчить свой упрек, он заявил, что любовь страшная сила и, что ни каждый может справиться с ее чарами.
Дядя Митя похлопал Никиту по плечу и пафосно произнес:
- Уйти не подвиг, подвиг не вернуться! *
Никита соскочил с дивана и обиженно заявил:
- Ты мне не веришь?
Сосед стал оправдываться, а Никита успокоил его:
- Все правильно, я и сам себе не верю…

Вскоре соседи расстались, и дядя Митя, как это всегда случалось, на прощание, пообещал Никите, что все у него будет хорошо…
Хозяин комнаты закрыл за ним двери и громко ухмыльнулся:
- Что хорошо, кому хорошо?..
Никита вернулся к столу, допил остатки водки и прилег на диван.
Он смотрел в потолок и думал о Татьяне. Нет, в этот раз, он не ругал ее за нелюбовь, и не казнил себя за слабость, он вспоминал лучшие моменты их совместной жизни. Он улыбнулся и встал с дивана.
- Но было же и хорошее у нас, - оправдывал он жену.
Никита думал о Татьяне и ему сильно захотелось домой.

Трогая свое небритое лицо, он ходил по комнате и рассуждал:
- Но это в последний раз. Если повториться – уйду навсегда.
Было понятно, что Никита сдался в очередной раз.
Он взял электробритву и стал сбривать растительность на лице. Ее монотонное жужжание эхом раздавалось в полупустой комнате. Это раздражало его, и он сильно прижимал прибор к своему лицу. Наконец, Никита выключил бритву и, уложив ее в коробку, положил на полку. Здесь он заметил томик Константина Симонова и вздрогнул. В голове сразу же закрутилась цитата автора о безответной любви…
Никита ухмыльнулся и произнес:
- Кого ты хочешь обмануть? Она тебя не любит и это факт!
Он опять стал вспоминать обиды и было заметно, как ему было неприятно сознавать, что он слабак. Прослушав его монолог, должен признаться, что я не хотел бы оказаться на его месте. От своей жены он слышал не только оскорбления, но унижения и даже презрение.
Не буду пересказывать его воспоминания, скажу только то, что я заметил, как Никита вдруг осознал, что так продолжаться не должно. Он замолчал и только его поведение выдавало большое желание…

После небольшой паузы он снова заговорил:
- Надо заканчивать со всем этим… И не завтра, а сейчас!
Он решительно подошел к двери и стал спешно одеваться.
Хлопнув дверью, он произнес:
- Я не в силах справиться с любовью, но я не вернусь...
В машине, когда он достал аптечку, он заявил:
- Я знаю, что делать…

Утром Никиту обнаружили мертвым. Он сидел за рулем своей машины, а на коленях лежал небольшой лист бумаги, на котором было написано: «Уйти не подвиг, подвиг не вернуться».

*  стихотворение Сергея Есенина
 


Рецензии