Через ночной Баку в слепую

*    *    *
Не знаю уж, когда это было, вроде как зимой... Или летом. В Баку погоды южные, снега почти не бывает, и вспомнить, что был за сезон по прошествии стольких лет — немыслимо. Но одеты мы вроде были по летнему — в пиджачки.
Не важно, опишу приключение тут...
Мой друг, Игорь Г., получил очередное звание. Кажется, кап-три. И по флотской традиции, собрал коллег на сабантуй, в каком-то ресторане в районе Баилова. Посидели, выпили (традиционно много), закусили кабаном (так в Баку называли шашлык из свинины, которой мусульманам нельзя даже торговать, однако, если есть спрос...) и стали расходиться.
Игорь служил в бригаде десантных кораблей. Все сослуживцы знали свойство Игоря «фестивалить под шофе» («водить медведя»), и его повели под контролем на корабль, чтобы он не вздумал ехать домой на машине, которая стояла на площадке у КПП. Игорь не стал возражать, покорно «повелся» на флотилию, но, уловил минутку и шепнул мне: «Встречаемся у машины!». Я понял, что его не переубедить но, если я поеду с ним, контроль будет усилен, ибо я по природе почти не пьянею на голову. И вообще, отпускать его одного за рулем в таком состоянии... Не по товарищески.
Уж не знаю, как Игорь отделался от сопровождения, но появился он у машины запыхавшийся через 5 минут, после мня.
Бодрый и совсем не пьяный новоиспеченный кап-три сел за руль своего «Москвича -412» цвета «адриатика», я занял место штурмана, ремней мы не пристегивали, их никто в Баку не пристегивал, и наш гвардейский экипаж порулил в район Ахмедлы...
Я намеренно не говорю о возможных проблемах с ГАИ. В Баку таких проблем не было, от твоего состояния по шкале «абсолютно трезв — мертвецки пьян» зависела только сумма, которую возьмет гаишник при встрече.
Мы углубились в дебри вечернего мегаполиса, а это вам не дневной город. Хотя порядка на дорогах там нет никогда. Множество огней, машин, все гудят, разговаривают руками, руль сам рулит, постоянно ускоряются и тормозят... Тут последний хмель пройдет! Ну, как минимум, у меня он быстро прошел. А вот с Игорем вышла незадача.
Когда мы проезжали площадь Азнефт (не больше 2-х с половиной км от флотилии) Игорь сказал мне будничным тоном, как о пустяке: «Борь, а у меня глаза не открываются...»
Я посмотрел на него — и обмер. В свете ночного города за рулем машины сидел улыбающийся мертвец!..
В этот момент мы заканчивали поворот на проспект Нефтянников в густом потоке машин и Игорь, похоже, управлял, по памяти...
Я тут же стал говорить ему об обстановке, «управлять его управлением»,  при этом —  очень подробно: «Игорь бери правее, так, так, выравнивай, не гони, сброс газ, так, так, чуть ускорься...» А вокруг — ночной миллионник, машины, люди, все водители — «киши» (мужчина по азербайжански), на понтах и гоноре, нужен глаз-да-глаз, а тут...
А ехать нам было черти куда - в дальние «чигири», местные «черемушки» - Ахмедлы. А это, на минуточку, больше 12 км от «точки отключки», и не по сельскому «грейдеру», где на десять верст — одна старая коза у дороги да две телеги, а через огромный город. А я и маршрута не знаю — меня возили или на метро ездил.
С горем пополам мы добрались до Рабочего проспекта, оттуда все же полегче, застройка пореже да и трафик послабее. Я в это время не замолкал ни на секунду, пытаясь в стихах и красках живописать творившийся вокруг хаос.
А Игорь ни разу не размежил взоры и его «включенность в процесс» демонстрировали только уверенные движения рук и ног опытного водителя.
На проспекте мы припарковались у бордюра и я предложил Игорю оставить здесь «ласточку», а домой ехать на такси (точнее, на попутке, в Баку любая попутка — такси).
Игорь вроде слегка пришел в себя и открыл глаза.
Его аргументы были убедительными:
он прозрел;
самое сложное уже позади;
завтра утром надо ехать на службу на машине и как вообще ее отсюда завтра забирать?
Мне, честно, уже было безразлично, я выдохся еще в Белом городе — Ак Шехере...
...В итоге через час, где то после полуночи, мы приехали к станции метро «Халглар Достлугу» («Дружба народов»), под десятиэтажку на проспекте Бабека, загнали москвичек на платную стоянку и добрались до вожделенной квартиры на 10-м этаже без лифта, где я временно проживал у Игоря, в ожидании своего жилья.
Утром Игорь был хмур... Я привычно «вошкался» по квартире и ни куда не спешил. Когда же Игорь рыкнул на меня, мол, побыстрее собирайся, я резонно возразил, мол до подъема флага ему еще полтора час, а ехать — 40-50 минут.
Игорь вспылил, мол, это на машине — 50 минут, а на метро — все полтора часа, так как машина осталась на службе.
Я говорю Игорю:
- Игорек, мы же вчера на ней домой приехали.
Игорь посмотрел на меня странно.
- Куда приехали, ты что, я ничего такого не помню.
- А ты и не можешь помнить, ты был в отключке.
- Как в отключке? А кто же нас привез? - усомнился друг. Он точно знал, что этим человеком не мог быть я.
- Ты и привез. С закрытыми глазами. А я тебе рассказывал дорогу. Потом, по приезде, выхлебал чайник воды.
Немая сцена.
Убедить Игоря в реальности происшедшего получилось только показав с балкона его «ласточку» на стоянке у дома...
Да, есть что вспомнить!..


Рецензии