Дагур. минь, миний и ав. мун

Studia Paramongolica


Дагур. МИНЬ, МИНИЙ "мой": ав. МУН "ты" ( но ДУР "твой", дуе "тебе").
При этом в андийском  МЕН, МИН, ахвахском  МЕНА, каратинском МИНИ,чамалинском МИ "ты".

Все нахско-дагестанские местоимения 2 л.ед.ч. с анлаутным "м-" характерны лишь для ауаро-андо-цезских языков.

Дагестанские и московские филологи ошибочно настаивают на том, что исходной формой для ав. местоимения второго лица явл. лезгинское  ВУН, что выглядит ошибочным. 


В ауарском местоимение 1 л ед. ч. ДУН связано с дагур. ДУАНД " среди, между, пол-, полу-', отсюда ав. ДАНДЕ "напротив, против", ДАНДЕЛЪИ "собрание, совещание". Само слово ДУЬН в монг. языках означает "суммарный, итоговый".

Ав. МУН по всей логике вещей должно соответствовать монг. МИНИЙ, дагур. МИНЬ. Ауарский язык,вероятно, вследствии какого-то табу избегает указания на единоличие и придерживается ДВОЙСТВЕННОСТИ. В нём постоянно что-то вроде "я с тобой", "я - половина","я напротив тебя", "ты, который напротив меня" и т.п. По сути, ав. МУН-  "мой,моя", а не "ты". Это -"я с тобой" и оно никак не спрягается, от него не образовываются те формы, которые имеет ав. ДУН, напрочь отстутствуют  гипотетические "му-е", "му-хъ", "му-да", "му-ца".Ауарское "мун" стабильно без изменений. Его спряжение берёт на себя ав. "дун" ("я"): "ду-е", ду-ца","ду-да"  и пр.

 
Дагур. местоимение БИ, как и в целом монг. БИ "я" не имеет никакого отношения к тюрк. МЕН "я". По крайней мере, никто из лингвистов не сопоставляет монг. "би" с тюрк "мен". Оно означает "сам" и явл. производным от БИЕ (дагур. "бэи') "тело, сам, видимый образ" (в дагур. также "сторона, часть", "бэй"- "быть, жить, существовать") и т.п. Если живое существо как бы без "бие", то оно "слабое, хилое, нездоровое" (монг. БИЕГУЬЙ),причём у мужчин этого жизненного начала в избытке, поэтому он БИЕХУЬН, что соответствует ав. БИХЬИН "мужчина, самец".

В ауарском монг.местоимение 1 лица, ед.ч.отражено как БИ "кровь" (корейское ПhИ "кровь"), БЕГI "лицо, черты лица" (но дарг. ВЕГI "хозяин"), БИХЬИ "видимость, явь, зримое". Всё это указывает на монг. традиции, согласно которым в крови заключалась ВИДИМАЯ САМОСТЬ живого существа.

До сих пор у монголов практикуется ритуальный забой скота в ходе которого на землю не должна пролиться даже капля крови. В противном случае посмертное воскресение живого существа считалось невозможным.
В дагурском продолжением БИ "я" явл. БАА "мы", БЕД "мы, ваш, мы с вами", БЕДНААГ "наши".


Рецензии