По обе стороны рампы. Группа Социология и театр

В последние несколько лет я ощущаю необычную двустороннюю связь с прошлым. В отдельных случаях я пытаюсь воскресить его, и оно открывается мне, причем в таких деталях, красках и запахах, о которых я и не задумывался. В других случаях само прошлое находит меня. Иногда оно памятно мне, существует во мне, но где-то далеко, не затрагивая меня, живет само по себе. Иногда оно заявляет о себе вдруг, неожиданно. Так пару лет назад я обнаружил в сети две фотографии мамы, умершей за много десятилетий до возникновения интернета.
В начале октября 2023 года на меня в прямом смысле слова обрушилось прошлое, которое присутствовало во мне, но не ярко, оно никак не заставляло меня сконцентрироваться на нем, по-настоящему вспомнить, побывать в нем. Я получил сообщение о выходе в издательстве Европейского униерситета в Санкт-Петербурге книги «По обе стороны рампы. Театральная жизнь Ленинграда (1980-1989)» https://eupress.ru/books/index/item/id/438. Уверен, что вскоре ознакомлюсь с содержанием этой книги, жизнь которой дали Борис Фирсов и Наталья Печерская, но уже сейчас я знаю, о чем и о ком она, знаю ее авторов и предрекаю ей высокое место в социологии и театроведении России, в российском культуроведении.    
Не хочу рассказывать о содержании книги, которую еще не держал в руках, но приведу полный текст аннотации.


«В настоящем издании представлены материалы второго этапа (1981–1989) уникального лонгитюдного междисциплинарного исследования жизни драматического театра, предпринятого группой ленинградских социологов и театроведов (1973–1989). Ценность и актуальность этого исследования для современного изучения театра обусловлена непревзойденными до сих пор масштабом и репрезентативностью, инновационной методикой, позволяющей анализировать театральную жизнь как целостный социокультурный феномен, и, конечно, временем — периодом расцвета ленинградской театральной школы. Опубликованные впервые интервью с главными режиссерами драматических театров Ленинграда (И. П. Владимировым, Л. А. Додиным, В. А. Малыщицким, Г. А. Товстоноговым и др.), взятые в период “театрального эксперимента” в 1988 году, представляют особый интерес не только для специалистов, но и для широкого круга читателей. Временн;я дистанция позволяет с особого ракурса взглянуть на эти беседы как на послание современным и будущим служителям сцены, исследователям театра и всем любителям драматического искусства. Материалы, вошедшие в книгу, хранятся в Открытом архиве ЕУСПб. Книга проиллюстрирована фотографиями из государственных и личных архивов».


Расскажу немного о том, кем и как проводилось это исследование.
Все началось в 1973 году, когда был образован костяк исследовательского коллектива «Социология и театр», который при поддержке Ленинградского отделения Всероссийского театрального общества (назову здесь известных и в наше время актеров Кирилла Лаврова и Юрия Толубеева, а также выдающегося театроведа и экономиста Анатолия Юфита и ответственного секретаря этого творческого союза Аллы Пирской) приступил к анализу репертуара Ленинградского драматического театра. Глядя на полвека в прошлое, без ложной скромности скажу, эта исследовательская команда оказалась способной к восприятию непростых вызовов времени. Мы не были элементом какой-либо институциональной системы, все скреплялось интересом к необычной исследовательской (театр) теме, дружеским взаимопомании и как-то сразу сложившейся «артельной» организации труда. По-моему, раз в три месяца каждый из нас подписывал договор с ЛО ВТО на продолжение работы, и не было такого, чтобы кто-либо выходил из проекта. У нас не было вертикальной структуры отношений, все, за исключением руководителя группы, вне зависимости от опыта и стажа работы и наличия научных степеней, получали ежемесячно равное и очень умеренное вознаграждение. Лишь «босс» получал символическую надбавку за руководство.


Исследовательская программа, общее направление и характер деятельности группы «Социология и театр»  задавались театроведом Виталием Дмитриевским и социологом Андреем Алексеевым, которые на момент рождения группы пару лет знали друг друга и успешно сотрудничали.
Многое во взаимоотношениях и в напористости нашей деятельности определялось нашей молодостью. Дмитриевский лишь слегка перевалил за 40, Алексеев – приближался к 40, Олег Божков и Борис Докторов (рассказчик) – только вошли в период тридцатилетия, вскоре примкнувшему к нам Леониду Кесельману не было и 30. Нам очень повезло в том, что социолог Борис Фирсов, которому в 1973 году было 44 года, согласился стать нашим консультантом. У него был не только опыт исследователя массовой коммуникации и культуры, но в силу истории его многообразной досоциологической деятельности он обладал огромным авторитетом среди лидеров ленинградского актерско-режиссерского цеха. 


Наверное в 1974 или в начале 1975 года состоялся первый отчет группы о проделанной работе. На одной стороне большого стола сидели все члены исследовательской команды, на другой – расположились главные режиссеры драматических театров города. Большую часть всего обсуждения вел Кирилл Юрьевич Лавров в гриме В.И.Ленина, он приехал со съемок какого-фильма об Ильиче. Конечно первым слово было предоставлено руководителю исследования В. Дмитриевскому, который рассказал об основных выводах наших теоретических и эмпирических поисков. Потом началось «избиение» социологов, главные режиссеры – народ зубастый и в словах не очень разборчивый. Обстановка накалилась, помню, я впервые в жизни осознал, что сердце расположено в левой стороне груди. Когда почти все главрежи отстрелялись по нам, попросили сказать о работе консультанта исследования Бориса Фирсова. Он отметил принципиальную новизну социологического анализа театрального репертуара, сложность перевода театроведческого языка на социологический, серьезное отношение исследователей к своему делу и предложил одобрить сделанное и дать возможность группе продолжить начатое дело. Тишина... и здесь поднялся актер и режиссер Игорь Владимиров, высокий, мощный, седовласый и сказал: «Я мало что понял в сделанном социологами, но за многие годы знакомства с Фирсовым, я привык ему верить. Давайте разрешим социологам продолжить работу». Его поддержал и Лавров-Ильич.
Прошло несколько лет, ВТО потихоньку начало понимать наш язык, а мы осваивали логику и лексику театроведения. Признание нашей работы отразилось в том, что всех нас приняли во Всероссийское театральное общество.    
Нет смысла говорить о нашем стартовом научном капитале, у каждого уже были публикации, четверо из стартовой команды имели кандидатские степени, но по большому счету, мы все лишь начинали свой путь в науку. Пропущу десятилетия, время показывает, каким научным и творческим потенциалом обладали артельщики.


На момент начала проекта Андрей Алексеев, сложившийся академический социолог, оставил Институт социально-экономических проблем АН СССР (ИСЭП) и работал слесарем-наладчиком на станке с программным управлением на одном из ленинградских заводов. Годы наблюдений за производственной ситуацией и взаимоотношениями членов трудового коллектива были суммированы им в уникальном 4-томном труде «Драматическая социология и социологическая ауторефлексия». Алексеев не только выявил и описал мало известные формы трудового поведения, но одним из первых в российской социологии дал ключ к анализу поведения социолога, наблюдающего сложные формы межличностной коммуникации. Его социология – «драматическая», не только потому, что он наблюдал развитие производственных и личных конфликтов, но потому, что – как в драматической медицине – он ставил тяжелый опыт на себе.
Олег Божков после окончания театрального проекта много лет преподавал разные разделы теоретической и прикладной социологии, опубликовал ряд книг и множество статей. Он – организатор серии «Голфастовских чтений» в Петербурге, на которых ученые многих городов обсуждали проблемы методологии и практики биографического анализа.
Виталий Дмитриевский – ведущий российский социолог, театровед и историк театра, он – автор множества театроведческих книг. Его перу принадлежит несколько книг, обобщающих годы деятельности группы «Социология и театр». Ему удалось больше, чем другим участникам исследований театра синтезировать театроведческие и социологические результаты наших поисков, его книги – своеобразный учебник анализа театрального репертуара и поведения зрителя в театре и вне театра.


Борис Докторов в 1994 году перехал на постоянное жительство в Америку, но продолжает активно работать в российской социологии. В наступившем веке его исследования развиваются по двум направлениям. Первое, 200-летняя история опросов общественного мнения в США и современная (послевоенная) история российской социологии. И второе направление – биографический анализ как инструмент познания прошлого-настоящего и заглядывания в будущее отечественной социологии. В последние годы он пытается работать в области прикладной аутоэтнографии. 
Для меня участие в театральном проекте имело особое, глубоко личное значение, он возвращал меня в отрочество и раннюю молодость. Моя мама много лет работала в театральной библиотеке на улице Росси и помогала художникам, режиссерам и актерам книгами и альбомами, в которых они могли видеть костюмы, прически, интерьеры того времени и тех стран, которые должны были быть показаны в создаваемых спектаклях. У нее была удивительная память на все эти вещи, и она легко ориентировалась во всем разнообразии культур и эпох. Соответственно, я видел множество театральных премьер, а приходя к ней в библиотеку, видел и корифеев сцены – Бруно Фрейндлиха, Николая Симонова, Николая Черкасова и др., и модежь – Кирилла Лаврова, Нину Ургант, Сергея Юрского, Алису Фрейндлих. Конечно же, по ее рассказам я познавал театральную жизнь и людей театра. Через полтора десятилетия я встречал некоторых из них...


Леонид Кесельман остался в российской социологии как создатель эффективной системы проведения уличных опросов, как социолог, к выводом которого на пике перестройки прислушивались не только обществоведы, политики, журналисты, но и активная часть населения Ленинграда. По семейным обстоятельствам за несколько лет до смерти Кесельман эмигрировал в Германию, но не уверен, где он проводил больше времени в Аахене или в Петербурге. Наш общий друг, член театральной артели Андрей Алексеев так писал о Леониде через несколько дней после его смерти: «...социолог милостью Божьей, давний и необходимый друг – мой и практически всех моих друзей, человек ярчайшего таланта и бешеного темперамента, порой уходящий в тень, порой самым известным социологом не то что Петербурга, а – России...».
Более десяти лет в группе работал Борис Кудрявцев – театровед специалист по экономике и организации театрального дела. Безусловная его заслуга – подготовка и защита кандидатской диссертации «Тенденции движения репертуара драматических театров Ленинграда 1970-1990 гг». Ему удалось обобщить богатейшую коллекцию материалов, собранных группой «Социология и театр». 


Борис Фирсов сегодня признается одним из пионеров советской / российской социологии в изучении социальных проблем массовой коммуникации, общественного мнения населения и истории отечественной социологии. Его огромным достижением в области гуманитарного образования и формирования  гуманистического мировоззрения является создание Европейского университета в Санкт-Петербурге.


В 1978 году В.Н. Дмитриевский переехал в Москву и начал работать во Всесоюзном НИИ искусствознания (ныне Государственный институт искусствознания). Незадого до переезда он усилил нашу команду двумя театроведами – Анатолием Яковлевичем Альтшуллером и Юрием Михайловичем Барбоем, известными специалистами в области истории русского театра и современого театрально искусства, их деятельность заслуженно признавалась театральным сообществом ведущих театральных городов страны. Они оказались «нашими», сразу восприняли «артельный» дух работы, активно осваивали язык социологии и старались расширить наши представления о природе театрального искусства.


Группа продолжила работу под руководством Б.М. Фирсова, который прекрасно знал традиции нашего исследовательского коллектива и которого все мы прекрасно знали. Социально-политические изменения в стране потребовали усиления внимания к намечавшимся трендам в театральной жизни и в театральном сознании всех участников театрального процесса. Вот где оказались крайне востребованными знания Альтшуллером всех этапов становления и развития петербургско-ленинградского театра и острый критический взгляд Барбоя на перестраивающийся театр. Нам всем приходилось искать и осваивать новое.
В ходе наших еженедельных заседаний мы начинали понимать наблюдаемое как результат развития театрального искусства и как базу его движения в неясное будущее. Так сложилась модель социолого-театроведческого описания динамики театрального искусства, в котором обобщенное мнение главных режиссеров было решено принять за норматив социально желательного и социально необходимого. При этом принимались во внимание представления (результаты серии глубинных интервью и опросов) о театре и социуме актеров и экспертов, способных осветить разные аспекты жизни театра.


«По обе стороны рампы» - итоговая книга научной артели «Социология и театр», она состоит из двух частей. Первая - «Драматический театр в культурной жизни Ленинграда» включает в себя десять статей членов группы по «театрально-социологическим» темам, изучавшимися нами: структура и динамика драматического репертура», состав и поведение зрителей, мнения людей театра (режисеров и актеров) о театральной жизни города и социально-художественных процессах, проходящих внутри театрального сообщества.
Вторую часть книги ее составители и редакторы назвали: «Перестройка. Театр. Эксперимент». Высокой ценностью обладают тексты интервью с главными режиссерами ленинградских драматических театров, проведенные членами группы в 1988 году. Назову имена этих деятелей театра: Рубен Агамирзян, Игорь Владимиров, Вадим Голиков, Игорь Горбачев, Лев Додин, Владимир Малыщицкий, Семен Спиваков и Георгий Товстоногов. Это режиссеры, которые не только определяли лицо тетральной культуры города, они очерчивали пути развития русского театра на долгую перспективу...


Я не помню, ощущали ли мы, что в конце 1980-х завершается наш многолетний «театральный роман». По началу – нет, но потом стало ясно, что в огне брода нет. Все стремительно менялось, но важно то, что работа все же была завершена. И спасибо Борису Фирсову и Наталье Печерской, что они представили книгу зрителям, помнящим ту далекую эпоху, и зрителям нового театра. 


Рецензии