Колено, род в ауарском

ЭТИМОЛОГИЯ ОСНОВ СО ЗНАЧЕНИЕМ "КОЛЕНО", "РОД" в АУАРСКОМ

Прежде всего, признаемся в том, что это обширная тема и если кто-то решил ей заняться, так сказать, с полным размахом, то потребуется много времени и труда. Если, конечно, автор будет детально обосновывать, а не ограничится куцыми заметками с совершенно ненужными экскурсами в "прасеверокавказзское" или даже "прасинотибето-кавказское" языковое прошлое. В таком ключе излогал лингвист Старостин С.А. Пользы от его исследований почти никакой. К тому же и перепроверить его прямо -таки фантасмагорически-космические изыскания также, вряд-ли, у кого в мире найдётся сил и возможности. Поэтому оставим Старостину старостинское. К тому же совсем мало уделял внимание ауарскому языку. Никакой этимологией он тоже не занимался. Мы не знаем ни одну его работу, в которой он был взяв хотя бы пару нахско-дагестанских основ, разложил бы их по деталям, проник внутрь и ясно описал бы нам, что за основа, её значение и при их наличии, также указал бы на внешние связи.Ничего этого у него нет. Есть просто совершенно никому не нужное заумное чтиво.То же самое и лингвист Николаев. Не владея ни одним из нахско-дагестанских языков, они брались за то, чем заниматься были не готовы.

Любой человек, углубляясь в чеченский, в конечнм счёте, захочет им овладеть, любой филолог, или даже историк, часто обращающийся к истории монгольских народов и их языкам, вынужден будет бороться с желанием изучить хотя бы один из них. Лингвистам и филологам это необходимо в первую очередь потому что, предстоит удерживать в памяти большой объём информации и извлекать его оттуда по мере необходимости. При знание языка, этот процесс значительно облегчается и убыстряется.При знании языка, есть возможность часто или даже постоянно обдумывать, сопоставлять, сверять лексический материал, не обращаясь всякий раз к компьютеру или книгам.Каждый известный вам язык, всякий раз когда вы возвращаетесь к нему, как бы вас приветствует, вы можете совсем не испытывать симпатий к тому или иному этносу, но знание языка и отношение к его реальным носителям - вовсе не одно и то же. Лингвисты без языков - всё равно что сапожник без сапог. Что вообще может написать какой-нибудь араб или китаец о славянской филологии, не владея при этом ни одним из славянских языков? Да, он не проживал ни в одной из славянских стран- чёрт с ним, он знаком только с несколькими славянами или славянками- тоже чёрт с ним, а вот почему он берётся за славянские языки, не владея ни одни из них- вот это вопрос вполне резонный.

Если вы не владеете тем или иным языком, то вам нелегко удерживать в памяти большой объём информации и вы лишены возможности УВИДЕТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННУЮ СВЯЗЬ. Вы просто не чувствуете этот язык, вам не дано в него погружаться и свободно ориентироваться. А теперь приступим к изложению обещанного читателям материала.

ОТ СКИРДЫ (УГЛА,ХОЛМА) К РОДУ (КОЛЕНУ)

Звезда Давида, какое бы значение этому символу не приписывали иудеи, является двумя углами, которые перескаются. Исследователи видят в нём союз мужского и женского начал. Рассмотрим теперь эти углы или треугольники:

Ав. ГЪУНИ "стог, скирда, куча",ав. диал. ГЪВАНИ "куча".

Внешние связи:

A). Др.-греч. GOYNOS (совр. греч. чтение ГЪУНОС) "возвышенность, холм", но GONY (лат. genu) "колено, коленце в стволе дерева".

B). Афг. ГУНИА, ГОНИА "мешок", ГЪУНД "бугор (горка), ГЪУНДЫЙ  "холм" (ср. ав. ГЪУН-ИЗЕ "собирать сено в стога, скирдовать", ГЪУНКУН "плотно", ГЪУНКИ "уплотнение"), ГЪУНДА/ГЪУНД "полк", ГЪВЫНДА "слёт, собрание", ГЪВЫНДА, РА-ГЪУНДАВЭЛ "собирать вместе".

C). Кетское К.ОНГ.УСЬ, КОННУСЬ "шалаш из пихтовых ветвей", К.ОНИЙ "тёмный, смеркаться", К.ОНИЙБА'Нг "тьма, мрак", К.ОНЬ "хрящ".

Здесь всё понятно. Началось со "скирда, бугор", холм" и стало вытягиваться в "укрытие, пещеру", т.е. РОДОВОЕ НАЧАЛО (место зачатия, деторождения). Как во всяком укрытом от дневного и электрического света, там темно.Сюда сразу можно скинуть монгольский лексический материал и дать указание на монгольский этиологический миф о ПЕЩЕРЕ/СТРАНЕ ЭРГЕНЕКОН (монг. Эргенэ Коон), где "коон"- "склон", а на самом деле это северный (т.е. тёмный, скрытый) склон, заросший растительностью (ХЬУН "лес" в чеченском не случаен), ведущий в пещеру, полость. Но сейчас нам не до этого. Чтобы не сбиваться с мысли, скажем прямо- этноним НОХЧИ проделывает тот же самый путь - ОТ СГИБА/УГЛА/КОЛЕНА ДО ПЕЩЕРЫ И ТЕМНОТЫ. Но сами чеченцы  об этом не знают, даже не пытайтесь их об этом спрашивать. Они об этом не в курсе точно так же, как ауары не в курсе, что они "могъолы". Ничего страшного, а равно необычного. Потому что язык сам по себе, а этнос зачастую тоже сам по себе.

Просто на этот факт указывает лексика нахско-дагестанских и монгольских языков. И не только. Сама следственно-причинная связь, аналогии, логика неизбежно выводят нас на это. Да, -СГИБ, КОЛЕНО, да, - ПЕЩЕРА, а к ней ещё и ПУТЬ, ДОРОГА. Всё как в монгольском этиологическом мифе о пещере Эргенекон.

ПИРАМИДА - УГОЛ, СКИРДА, СТОГ

О древнеегипетских пирамидах опубликовано масса исследований, им посвящено уйма документальных фильмов. Нет только простого и ясного- ЭТО СКИРД, СТОГ, РОДОВОЕ НАЧАЛО. Фараона возвращали в ЛОНО, где он должен был переродиться, обрести новую жизнь. Груба говоря, пирамида, это не что иное как ав. ГЪУНИ, др.-греч. GOYNOS и лат. GENU. К этой основе имеет самое прямое отношение и ав. ГЕНИ "груша", на самом деле это "ПЛОД". И от от ав. ГЕНИ всего полшага до ав.КЪИНАЙ/КЪЕНАЙ "беременная". Древние египтяне таким образом конструировали своего рода машину обретения другой жизни, вхождения в потусторонний мир.

ИИСУС И ПЕЩЕРА

Иисус после распятия был помещён в пещеру, вход закрыли и охраняли. Он воскрес. Это тот же самый сюжет - УКРЫТИЕ, ТЕМНОТА, ВОСКРЕСЕНИЕ/ПЕРЕРОЖДЕНИЕ. Для языческого сознания здесь всё прозрачно- Иисуса поместили в родовое начало (пещеру), он, будучи особой исключительной- воскрес, потому что включился тот же механизм воскресения,перерождения, что и символизировали пирамиды. И фараоны, как и Иисус, тоже не являлись рядовыми гражданами. Что бы ни утверждали коммунисты, будучи безбожниками, но их мавзолей опять-таки механизм возрождения, воскресения.С реанимацией всякого дикого бреда в РФ, мы на полном серьёзе, не исключаем вариант и такого развития событий, когда Ленина вынесут, а вместо внего внесут кого-нибудь другого. А почему бы и нет? Власть безграничная, "заслуги" перед народом просто уму непостижимые, подхалимов полно, простые граждане с трудом сводят концы с концами, им не до жиру и пустых разговоров, так что вполне возможно.

Усыпальница китайского Цин Ши-хуана, египетские пирамиды, мавзолеи Ленина и Мао - это всё одно и та же канва, то же самое мировидение. Надоели всем на этом свете, пытаются корчить из себя "вождей" и "полубогов" и на том. Никакой разницы нет - "герои" не умирают.

НЕКЪЕ/НАКУ-НОХЪО-НОХЧИ

А). Чеч. НЕКЪЕ "род, ветвь племени", НОГ "излучина, крутой поворот".

B). Дагур. НУКЬГУ/НУКЕЕГУ "перегибать, впадать в крайность,перебарщивать", халха-монг. НУГАЛАХ, НУГАЛАА "перегиб", НУГАС "спинной мозг, петля, шарнир" : ав. НАКУ "колено", НАХЪЕ "назад, обратно".

C). Ав. НОХЪО, лакское НУХ "пещера": халха-монг. НУЬХ "отверстие, дыра, яма, скважина", "нора, логово".

И последний парамонгольский аккорд к семантике этнонима НОХЧО/НОХЧИ: НОЬХОРЛОЬЛ "товарищество,дружба", НОЬХОЬД "товарищи, друзья". Ну здесь всё понятно: СПИНА-ХРЕБЕТ-ПОДДЕРЖКА. "Спина"-это "задняя сторона", ср. ав. НАХЪЕС-еб, НАХЪ(Е) и нем. NAECHSTE,NACH. Так как это теневая сторона, всё что позади, то здесь понятно и нем. NACHT "ночь". Схожие лексемы со значением "вчера, ночь" и т.п. представлены как в ауарском "нолъ" (вчера), так и в языках лезгинской группы.

Следующие обозначения понятий "род", "член рода", соплеменник": КИБИЛ (t'lhibil), ТУХУМ и СОЛ. Мы на них будем останавливаься в этой статье, скажем лишь, что ав. диал. СОЛ,СОЛЧИ - чисто монгольское (могъольское), ТУХУМ-заимствование из языка типа пехлеви (ТОХМ "завязь, плод, род", ТОХМАГ "член рода"), КЬИБИЛ соответствует индоевропейскому triba, trieb, Treib.

Так что, гипотез Старостина, Николаева на ниве нахско-дагестанских языков больше не существует. Мы, грубо говоря, их порвали и выкинули. Есть монгольские языки, есть енисейские языки, есть индоевропейские языки и есть, наконец, нахско-дагестанские. У них всех между собой прослеживается близость. При этом, нахско-дагестанские имеют признаки ПАРАМОНГОЛЬСКИХ (ПРОТОМОНГОЛЬСКИХ) ЯЗЫКОВ. По крайней мере, говорят на языках  более близких монгольским чем всем остальным известным, при этом не являются частью монгольской языковой группы, они немного в стороне от них, так как обладают собственной спецификой. Заметна и близость к енисейским, причём обоих языков. Наиболее "продвинутые", серьёзные исследователи азиатских гуннов (Hsiongnu),к которым ни советские, ни российские учёные не относятся, рассматривают носителей енисейских языков - как основной костяк или правящую прослойку "хунну".

Мы полагаем, что совр. нахско-дагестанские языки- это лишь небольшая часть утраченного мира. Остальные погибли, переселились, ассимилировались.


Рецензии