Это мне знак

    Цирк - это радость и праздник, какая-то тайна, это смех, это символ детства. Все так говорят. Но у меня получилось не совсем так, не совсем такой цирк.

Впервые цирк я увидела по телевизору, где-то в шестом классе. Смотрела не отрываясь, это было что-то волшебное, нереальное из какого-то другого мира.

    А детство мое прошло где-то в глубине Средней Азии. Мы жили в поселке, где самым высоким зданием была наша школа. Асфальт был только возле школы и возле Администрации. Там же были яркие большие клумбы с чайными розами, густой аромат которых распространялся по округе. Это было самое красивое место в поселке.

Как и полагается, у нас был клуб, где я начала учиться танцевать, была библиотека, откуда началась моя любовь к книгам, а вот вода была не всегда, пересыхала. Тогда рыли глубокие колодцы, и мы с ведерками по ступеням спускались вниз к воде.

Больших деревьев не было, только маленькие, и кустарники. Я не знала, что такое дождь и снег, но хорошо знала, что такое песок и пыль по щиколотку. Температура на улице + 40+42 это нормально.

Я видела только такой цирк - под открытым небом, и всего 3 раза. Как я теперь понимаю, это самодеятельный коллектив замечательных людей, которые не сидели сложа руки. Они зарабатывали себе, и привозили в нашу тьму-таракань кусочек искусства.

Пока они готовили свои приспособления, устанавливали стойки, натягивали канаты, в поселке с утра били барабаны, гремели тарелки и звучали трубы, возвещая о предстоящем представлении. Без крыш, без стен и страховок. Это было такое волшебство!
 
Мы восторженно смотрели на артистов, которые вытворяли чудеса на канате. Были смешные клоуны, которые делали попытки залезть вверх, а некоторые - даже пройти по канату. Мне особенно нравился номер, когда они танцевали "Андижанскую польку" в воздухе.

Циркачи привозили нам чудеса и праздник, удивляли своим талантом и подарками. Они привозили кучу всяких разностей - ручные поделки, фигурки из глины, свистульки, шарики с пищалками и без, и море восточных сладостей ...

    Здание цирка и представление живьем я увидела только когда уже приехала в большой город жить и работать. Из всех приехавших со мной друзей и подруг, я оказалась самой дикой. Никто не проявлял столько восторга по поводу цирка как я.

   Я не пропускала ни одной новой программы, смотрела все цирки, кто бы не приехал. Что поделаешь? Бочка моя с цирком была пустой. Что я делала, чтобы не ходить в цирк одной? Просто покупала два билета, а потом находила себе компаньонов или на работе, или в общаге.

И вот однажды я приготовилась смотреть цирковую программу со слонами. Была зима, было холодно. Желающих смотреть цирк со мной, не нашлось. Я пошла одна. Подойдя к зданию цирка, увидела солдата, который стоял и смотрел на огни цирка.
Я увидела в нем родственную душу:
- Хочешь в цирк?
- Хочу, но у меня нет билета.
Я подарила ему билет, он удивился и ... счастливо засмеялся. Пусть у него тоже будет праздник. Отвлеклась немного.

Все было нормально - Потрясающая программа! Постановка, артисты, костюмы, музыка, свет, декорации - всё на миллион ура. Полный зал, море аплодисментов, после каждого номера <браво>. Я даже не задумывалась, что может быть по-другому.

Слоны должны быть во втором отделении. Сначала объявили, что немного задержатся, по причине, что зоопарк далеко, дороги скользкие. Развлекали, чем могли. Затем объявили, что слоны простудились, они не привыкли к холоду.

Наконец-то слоны прибыли. Их оказалось только два, небольших таких. Представление затягивалось, дрессировщики торопились. Первый слон живенько двинулся по арене. Второй вышел и встал, как вкопанный. Первый уже под музыку кружиться стал, а второй ... не понимал где он.

Все внимание мое привлек именно этот, второй. Он как раз смотрел в мою сторону, грустными глазами. Было видно, что он болеет. Воспаленные глаза слезились. Работники арены подгоняли его, пиками тыкали ему в бока. Меня охватил такой ужас.

И уйти не могла, и смотреть на это духа не хватало. Я закрыла лицо руками, еле сдерживая слезы. "Уберите его с арены, пусть лечится, хватит издеваться" - внутренний голос просто кричал во мне.

С надеждой, что все изменилось в лучшую сторону, я взглянула на арену. Работник усиленно хотел, чтобы слон повернулся, зацепил его багром и порвал ему кусочек шкуры. Лоскут кожи свисал и выглядывало розовое мясо на бедре. И я не выдержала, заплакала.

Сквозь слезы видела как слон покачнулся, и только тогда его увели за кулисы. Первый слон отработал всю программу, артисты с улыбками прощались, но меня это уже не интересовало. У меня как-будто глаза открылись, я увидела происходящее другими глазами.

После этого случая, я ни на одно представление с животными не хожу.
Поняла, что цирк наряду с радостью - это прежде всего очень большой труд, это работа "доставлять людям радость".
 
Я думаю, это был знак мне, что бочка наполнилась. Да и повзрослела уже, вижу, что цирка в нашей жизни и так хватает.

А ведь цирк это радость, это смех, а значит это жизнь!
Вот это цирк!


Рецензии