Мурзатые грибы

«Мурзатые» грибы

Дивная выдалась в этом году осень! Тёплая и солнечная, она продлила лето ещё на один месяц – сентябрь. По крайней мере, для меня: весь первый месяц осени я не пользовалась домашним душем, отдавая предпочтение надворному. Двухсотлитровый чёрный бак для воды сохранял тепло нагревшейся за день воды до утра следующего дня; систематический долив воды из скважины практически не менял её температуру.
Да и октябрь не подкачал, предоставив возможность убрать с приусадебного участка урожай овощей, а из сада – фруктов.

Хорошая погода была и в день проведения на моей малой родине митинга в честь сто шестой годовщины Великой Октябрьской революции.
 
А через несколько дней зарядили дожди! Унылые и монотонные осенние дожди, периодически переходящие в подобие летних ливней. Азарта холодным осенним осадкам хватало ненадолго: покуражившись десять-пятнадцать минут, дождик становился тише, продолжая неспешно поливать напитанную водой землю.

После недельной непогодицы выглянуло неяркое солнце. Его лучи едва пробивались сквозь затянутое серым маревом небо.

Я посмотрела прогноз погоды на ближайшую неделю: через два дня ночная, а после выходных – и дневная температура воздуха опустится ниже нуля.

– Значит, за грибами сходить уже не получится. Хотя, много лет назад, мы с коллегами в начале декабря собирали мёрзлые зелёнки, которые не утратили вкусовых качеств, – выйдя на крыльцо, размышляла я.

Словно «подслушав» мои мысли, солнце выглянуло из-за туч.

– А почему бы сегодня не прогуляться по лесу? Даже если не наберём грибов, то чистейшим лесным воздухом подышим, – решила я.

Взяв в руки корзину, подумала:

– Хоть бы на обратном пути пешеходы не встретились. Если ничего не найдём, то стыдно будет с пустой тарой возвращаться.

По дороге в лес нас с мужем остановил Александр, сын нашего соседа Зиновия Николаевича Колончука. Оставив работу в саду, он подошёл к забору и уточнил:

– Небось, за грибами идёте?

– Да, хоть по лесу пройдёмся, а то из-за дождей почти неделю из дома не выходили.  Может, и наберём чего-нибудь, – ответила я.

– Раззадорили вы меня, сейчас брошу всё и тоже в лес пойду! – не выдержал заядлый грибник.

 На небольшой поляне на окраине леса, где я всегда находила сыроежки, польские, а иногда и боровики, – только «доживающие» свой короткий век свинушки тонкие, условно съедобные грибы.

– Это ты хорошо придумала, в середине ноября за грибами пойти. Подождала бы новогодней или рождественской ночи, когда чудеса случаются, да и прогулялась бы в лес, – накручивала я себя.
 
Двум найденным неказистым сыроежкам я обрадовалась, как дюжине отборных белых грибов. Потом пошли подзелёнки (рядовки серые), польские и единичные маслята.

На небольшой лесной поляне я увидела семейку осенних опят. Срезав грибы, осмотрелась: из-под опавшей дубовой листвы то тут, то там, виднелись буроватые шляпки.
 
В течение получаса корзинка наполнилась молоденькими грибами с толстой цилиндрической ножкой.

– Ну, теперь и домой не стыдно идти, – подумала я.

По возвращении я сразу же занялась переборкой даров леса. Примерно через сорок минут поняла, что я лукавила в разговорах со знакомыми о грибах, утверждая, что люблю и собирать, и обрабатывать плодовые тела. Наверное, прежде всего я имела в виду трубчатые грибы – боровики, подосиновики, подберёзовики, польские, обработка которых заключается только в разрезании на мелкие фрагменты крупных плодовых тел. 

А вот переборка опят – довольно утомительное занятие. Ещё раз проверить ножку на отсутствие или наличие личинок грибной мухи или грибного комара; снять приросшие к ножке пластинки, несущие на своей поверхности гимений – тонкий спороносный слой; почистить ножку от загрязнения; измельчить плодовое тело до оптимальных для термической обработки размеров.

В процессе сортировки опят у меня всё время пачкались руки; приходилось мыть их или вытирать влажной ветошью.

– Какие-то «мурзатые» эти опята, не успеваешь отмываться! Раньше я почему-то не замечала этой их особенности, – с досадой подумала я.

Перед очередным мытьём рук внимательно присмотрелась к источнику их загрязнения. Им оказались буроватые чешуйки, в большом количестве покрывавшие шляпку плодового тела.

– Всё понятно: раньше я перебирала не влажные грибы, а сейчас – напитанные дождевой водой. Вот и прилипают к рукам чешуйки, которые при сборе и обработке опят в сухую погоду отставали от шляпки в процессе варки.

Позвонил сосед Александр поинтересоваться результатами похода. Рассказав о нашей грибной добыче, в свою очередь, полюбопытствовала его достижениями.

– Польские, несколько моховиков, а в основном – опята, – поведал Саша.

Мысленно я пожелала соседу терпения; моя-то переборка-сортировка опят близилась к завершению.

Сбор «мурзатых» макромицетов завершил мой грибной сезон 2023 года: через день выпал первый снег.


Рецензии
А мы с женой аж в позапрошлый год
До ноября грибами занимались.
А прошлый огорчил слегка,
Лишь в сентябре порадовал он нас.

Понравилось!

Зелёная!

Варлаам Бузыкин   21.03.2024 10:57     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, уважаемый Варлаам!

С теплом и пожеланиями творческих успехов.

Нелли Фурс   22.03.2024 09:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.