Маргарита, Сократ, горы и мёд

       
               

           Вместе с  моей супругой в детской музыкальной школе работала симпатичная девушка Маргарита Гольд (Гвалия). Гвалия - это мингрельская фамилия, которую ей дал её отчим Хута Гвалия, ставший вторым мужем матери Риты, когда девочке исполнилось исполнилось 16 лет. С фамилией Гольд она не могла поступить в музыкальное училище. С грузинской же фамилией приняли  и она закончила его как Маргарита Гвалия. Работая вместе девушки подружились и часто говорили о чем – то своём, сокровенном.

           Однажды они заговорили о том, что Рите пора бы и замуж, ведь ей уже 23 года. Её подруга, по совместительству моя супруга, поделилась этой чудной мыслью со мной. Я привык решать проблемы сходу, не откладывая на потом. Прикинул, кто из моих друзей и знакомых молодых людей еще не женат. Выбор пал на  моего тридцатилетнего друга Сократа Ламбрианиди, понтийского сухумского грека. Он был женат, но в данное время разведен и свободен.

           Моя жена одобрила кандидатуру и мы организовали встречу молодых у нас дома за ужином. Ребята понравились друг другу и через несколько месяцев состоялась весёлая свадьба. Не буду рассказывать, что в их семье родились два чудесных пацана Георгий (Гия) и Дмитрий (Димос), как они росли и кем стали. Это целая эпопея. Я же хочу рассказать о моём друге Сократе.
 
           Его родители жили в городе среди греческой диаспоры, довольно многочисленной в Абхазии. Абхазия до 1931 года входила в СССР на правах ССР, в конфедерацию Закавказских республик наравне с Азербайджаном, Арменией и Грузией. Но в 1931 году, обезглавив руководство республики (в доме Лаврентия Берия в Тбилиси был отравлен руководитель Абхазии Нестор Лакоба), многие были арестованы и погибли в Сибири, Абхазию вогнали в Грузию на правах автономии и с тех пор не утихали народные возмущения.

           В 1956 году намечался референдум, на котором большинство граждан (кроме грузин) должны были проголосовать за отделение от Грузии. В эти годы абхазцев было около 100 тысяч, грузин около 240 тысяч, Греков 76 тысяч и остальных, как то армян, русских и др. тоже около 200 тысяч Конечно перевес был на стороне коалиции. Что придумали Берия и Сталин? Выселить из Абхазии греков.
 
           Срочно подогнали на все ближайшие железнодорожные станции теплушки, в которые загнали с помощью солдат армии по 50 – 60 человек и закрыв вагоны на засовы, повезли в степи Казахстана. Как мне рассказал Сократ,(ему тогда было уже 18 лет), ехали 7 суток. Многие не выдержали, особенно старики и дети, умирали от истощения и обезвоживания. Вагоны не открыли вплоть до остановки в Казахстанских степях. Когда люди выгрузились, хоронили умерших здесь же у железной дороги. Воду привозили на верблюдах в хурджинах (мешок из шкуры верблюда) местные казахи, проявлявшие сострадание. В одном вагоне оказались лопаты, кирки и кое какой инвентарь. Стали рыть землянки.

           Так, в землянках и жили греки вплоть до 1966 года, когда им разрешили вернуться. Семья Ламбрианиди не смогла войти в свой дом, его заселили преселенцами из восточной Грузии (работал Абхазпереселенстрой). Пришлось строить своё жильё на горе Баграта  у ворот старой крепости над городом. Сократ закончил  музыкальное училище по классу вокала. У него проявился приличный тенор. Некоторое время он работал во 2й детской музыкальной школе г.Сухум в качестве иллюстратора.

           Но главным его хобби был мёд, вернее пасека, которая ему досталась по наследству от дядьки, жившего в греческом селе Георгиевское высоко в горах, жители которого не захотели покидать свои дома и ушли в горы, пока продолжалась эпопея выселения народа в Казахстан. Сократ, часто бывая в горах, помогая дяде, изучил все нюансы медосбора и у него всегда был отличный урожай мёда.

           Маргарита с детьми часто ездила с мужем на пасеку. Детям нравилось резвиться на огромной поляне среди роскошных дубов и каштанов, бултыхаться в прохладном горном ручье. Вместе они качали мёд и собирали его в большие бидоны литров по 50 каждый. За сезон у них получалось по 8 – 10 баков мёда. Сократ отвозил мёд на пункт заготовки и получал неплохой заработок.

           Однажды Рита прибежала к нам в панике, уже третий день Сократ не возвращается с пасеки. Не случилось ли с ним что-то. Мы с супругой и Ритой сели в нашу «Ниву» и поехали в горы. Путь лежал по Военно – Сухумской дороге через село Цебельда к сванскому посёлку Чины и от него на Георгиевскую. В общем это километров около 70 от города. В Георгиевском мы остановились около группы крестьян, спросить, не видели ли они Сократа, его здесь все знают. Пока Рита беседовала с селянами, я смотрел на горы и вдруг заметил блеск бидона на крыше автомашины Сократа. Кричу, Марго, вон твой муж едет с мёдом на крыше. Поехали на встречу и минут через двадцать встретились.

           Оказывается, был большой урожай мёда и Сократ решил поработать, собирая его. На багажнике его машины были привязаны 4 бидона и ехал он тихо с такой нагрузкой. Рита села к нему в машину, а мы с женой сопровождали их до самого города. Был уже вечер, я помог Сократу поднять бидоны домой и получил в подарок 3х литровый баллон великолепного каштанового тёмного мёда. Так продолжалось вплоть до 1989 года, когда получив визы на ПМЖ в Грецию, наши друзья всей семьёй уехали, причем на машине с прицепом через переход Сарпи в Грузии и Турцию в город Кавала в Греции на севере её. Там они и обосновались. По интернету мы часто связывались с ними.

           Маргарита в Кавале нашла себя на музыкальном поприще, преподавала уроки музыки (фортепиано) в детской музыкальной школе города, снискала к себе любовь и уважение детей и педколлектива школы. В её классе всегда было много детей. Их же дети, Гия и Дима, закончили школу и нашли свой путь в новой жизни. Сократ приобрел небольшой участок земли недалеко от Кавалы в деревне, высадил фруктовый сад, закупил несколько ульев и стал, как и в Абхазии заниматься мёдом. Жаловался, что наши горные абхазские пчелы давали больше и лучшего качества мёд, чем греческие. Вот так сложилась судьба наших друзей  Маргариты Гвалия - Ламбрианиди и её супруга Сократа Ламбрианиди.
                Циала и Владимир Левинтас
                Тверия.


Рецензии