Как лето превратилось в зиму

По мотивам Якутской мифологии.

Дивны таежные просторы, Красноярская тайга подобна океану, зеленое море простирается так далеко, на сколько хватает глаз. Улетающей стрелой устремляется небо, путаясь в верхушках многовековых сосен, кедровый аромат пьянит и дурманит, на всю округу слышны песни северного, сердитого леса. Высоко распростерло небо свои ладони, заключая маленькое северное солнце в самые крепкие и теплые объятия.
Пёстрым ковром лето застелило свои поляны, полные ягод и грибов. Пряные травы веют ароматами на заветренных склонах, увлекая животных играми в прятки. Легкий ветерок, от порхания крыльев лесных бабочек, продолжал своё путешествие по таежному лесу. Суровый и сильный край, с вечно зелеными деревьями, могучими животными и сильными духом людьми.
Лето в Тайге царствовало, пока Баай Байанай* - хранитель леса, помешивал погоду в котелке, подливая дождевую воду, цветочную росу, закидывая в чан плоды различных деревьев. Дурманящий аромат душистого мха, придавал зелью особую мелодию, таинство леса. Заправлял Байанай смесь горячими лучами северного солнца, щепотку радостного смеха детей, и улыбками их родителей, с доброй пригоршней мудрости старшего поколения, главным ингредиентом, была конечно же, любовь.
Добрый лесной дух, принимал разные обличья, то становился странным зверем, то добрым драконом, то маленьким старичком. Байанай бдительно следил, что бы лето никогда не уходило их этих мест, животные и люди всегда будут сыты, деревья дадут свои добрые и спелые плоды, река быстро и шумно потечет по горным склонам.
Северный ветер решил завладеть этим дивным, непокоренным краем, уж очень был богат чудесными дарами лес доброго Байаная. Свиреп и горд был Северный ветер, не радовало его чуткое сердце лесного хозяина, доброе и любящее сердце, которое дарило тепло по всей таёжной округе.
Налетел Северный ветер на полянку лесного хозяина, задул он порывом своего ледяного дыхания очаг, что согревал сердце всей Тайги. Солнце спрятало свои лучи, тускло светило сквозь морозную дымку, наступили вечные холода. Все звери и люди дрожали от холода, пищу спрятали сугробы, птицы коченели на замерзших ветках, а река остановила свой бурный поток, скованная в крепкие тиски толстого, синего льда.
Пожалел Байанай все живое вокруг, бережно хранимое им долгие столетия, отдал он в последний раз все свое тепло, очагу с волшебным зельем, а сам превратился в громадного, каменного истукана. По земле поползли колкие змейки морозных узоров, покрывая инеем весь зеленый ковер леса, укрывая его от холода. Порхающих бабочек, лесной дух превратил в изящные снежинки, которые продолжали кружить и веселиться. Животные, сбросив летние шкурки, поделились своей одеждой с людьми, а сами облачились в зимние, теплые шубки. Речка затихла, и показала людям и животным как можно рыбачить в проруби, а деревья отдали свои ветви, помогая построить балаган* и сани.
И стоит до ныне Усть-Тасеевский* каменный идол в таёжном лесу, местные жители относятся к нему по разном — одни бояться, другие наоборот ласково называют дедушкой, и оставляют ему в дар конфеты и монетки в небольшом дупле.
Так тепло и любовь примерило зиму с летом, и научило всех жителей тайги делиться своими дарами и радоваться, как жаркому солнцу, так и трескучему морозу.

Примечание:
*Байанай — дух-хозяин природы, покровитель охотников в якутской мифологии.
*Балаган – зимнее жилище — "балаган" — бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом. Стены балагана обмазывали глиной, а крышу покрывали корой и засыпали землей
*Древний, как хакасские менгиры и таинственный, как знаменитый Стоунхэндж. На территории Красноярского края находится самое северное каменное изваяние в Азии — Усть-Тасеевский каменный идол.


Иллюстрации автора.


Рецензии