Ч. 404 Построили подводную лодку, а её украли

Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/11/18/829

Американская экспедиция русского флота в 1863-1864 годах удивительна тем, что Россия никоим образом не собиралась вмешиваться в Гражданскую войну в США, помогать Союзу, но, фактически помогла, по крайней мере, морально и в политическом плане.

Союз также не собирался помогать России в войне с европейскими державами или спасать её от войны, к которой та была не готова, а получилось, что помог и спас, приютив русские корабли в своих портах.
 
Это был гениальный замысел русского военно-морского командования. Сложилось так, что авантюрное решение Николая Карловича Краббе, одобренное Александром II, оказалось эффективнее всех усилий российских дипломатов во главе с  князем Александром Михайловичем Горчаковым.

Отношения России и США ко времени президентства Авраама Линкольна сложились весьма дружественными. Благодаря экономическим связям с США, удалось довольно быстро освоить занятые территории в Приамурье.

Американцы были готовы к оказанию помощи Российской империи в развитии промышленности и укреплении её в военном отношении. Они были заинтересованы в этом, чтобы ослабить мощь Британской империи, но…. Без таких «но»  в нашей истории никогда ничего не происходило.

Вторая половина 1863 года и начало 1864 года были критическими в Гражданской войне в США. Южане потерпели жестокое поражение в битве при Геттисберге 1–3 июля 1863 года. Но не всё благополучно было и в Союзе.

Многие американцы в северных штатах выступали против войны. Им нужно было только одно: чтобы их оставили в покое, не призывали в армию и на флот и не посылали воевать. Протесты вылились в конкретные действия, и для подавления беспорядков правительство направило войска.
 
Самые серьёзные антивоенные беспорядки произошли в Нью-Йорке. Дело в том, что цены во время войны росли на Севере быстрее, чем заработная плата. Антивоенное настроение подогревали и опасения, что освобождённые от рабства негры займут рабочие места белых.

Возглавили антивоенное движение члены оппозиционной Демократической партии. Однако блестящий политик и юрист Линкольн успешно справился с этой проблемой, и война была продолжена.
 
Вот в такой сложной обстановке находилась в США эскадра контр-адмирала Лесовского, которому пришлось проявить незаурядные дипломатические способности, чтобы русские моряки не вызвали большого раздражения у американцев.

Выполняя указание вице-адмирала Краббе, Степан Степанович Лесовский 15 ноября 1863 года отправил фрегат «Ослябя», корветы «Варяг» и «Витязь», клипер «Алмаз»  в Александрию, а затем к крепости Монро.

Там к ним присоединились остальные корабли эскадры. Оттуда фрегаты «Александр Невский», «Пересвет» и корвет «Витязь» под командой Лесовского, который держал свой флаг на «Александре Невском», направились в Карибское море и Мексиканский залив.

У каждого корабля была своя задача и свой план плавания.
 
Фрегат «Ослябя», корвет «Варяг» и клипер «Алмаз» Степан Степанович распределил по портам США, оставив за себя старшим Ивана Ивановича Бутакова.
   
Фрегат «Александр Невский» дошёл только до Кубы, где простоял около месяца, и вернулся в Нью-Йорк под парусами, поскольку его машина, неполадки которой выявились ещё в Балтийском море, окончательно вышла из строя.

На клипере «Алмаз» в Балтиморе пришлось менять мачты из-за огромных продольных трещин. В Аннаполисе пришлось менять фор-стеньгу, на которой тоже появилась большая продольная трещина.

Во время участия в поисках пропавшего итальянского корабля корвет «Варяг» два раза попадал в шторм, в результате у него был сломан руль и корабль получил другие повреждения.

Ремонтировали корвет потенциальные российские противники-англичане в своём военном адмиралтействе на острове Айрланд.

Во время пребывания русских моряков в Вашингтоне и Александрии в тамошних госпиталях находились до 11 500 раненых, тем не менее, русским больным американцы нашли там место.

Русские корабельные врачи тщательно изучали работу американских хирургов, давали ей высокую оценку. Следует напомнить, что в свою очередь, американские хирурги широко использовали опыт Крымской войны, в которой приняли участие на русской стороне.

Методы сортировки и лечения раненых, которые применяли Николай Иванович Пирогов и Христиан Яковлевич Гюббенет, стали классическими в военной медицине.

Когда в американской столице вспыхнула эпидемия оспы, выяснилось, что на эскадре ни офицеры, ни матросы не были привиты от оспы.

Пришлось срочно делать прививки, получая у американских медиков необходимый материал и специальные инструменты, которых не было у судовых врачей.

На кораблях распространились массовые простудные заболевания  из-за холода, дождей, туманов, пребывания на ледяном ветру. Для обогрева кубриков купили у американцев чугунные печки. Но всё равно обострились все хронические заболевания. Появились больные цингой.

Командиры кораблей обратились к Лесовскому, доложив ему, что если людей и дальше держать взаперти на кораблях, цинга примет массовый характер.

Лесовский, по согласованию с Морским министерством ранее запретил увольнение матросов на берег, поскольку дезертирство с кораблей приняло уж очень широкий масштаб.
 
Пришлось контр-адмиралу отменить свой приказ, людей стали увольнять на берег, и теперь массовый характер приняло только заболевание венерическими болезнями, поскольку выяснилось, что беглецов отправляли в армию северян.

Число дезертиров на кораблях уменьшилось. 300 $ (сейчас эта сумма эквивалентна 7 278,36 $ – прим. автора), которые платили «добровольцам» из числа беглых матросов, после того как русские моряки насмотрелись на раненых и увечных в Вашингтоне и Александрии, показались уже не такими большими деньгами.
 
Лесовский и командиры кораблей его эскадры понимали, что скоро поступит приказ о возвращении.

Из Морского министерства Лесовскому шли указания усилить разведывательную работу у американцев, добывать любыми способами патенты по винтовым двигателям, собирать сведения о снабжении продовольствием судовых команд и всякую другую информацию.

Но не только русские занимались шпионажем в Америке. Иван Иванович Бутаков писал брату Григорию Ивановичу, что в Нью-Йорке построили подводную лодку, она прошла испытания, а потом…исчезла.

Выяснилось, что подводную лодку увела на буксире какая-то шхуна. Строителя подводной лодки арестовали, посадили в тюрьму, но кто выкрал лодку, так и осталось неизвестно.

Оставим на время Атлантическую эскадру Лесовского, которая готовится вернуться на родину, и посмотрим, что происходило в это время на  Тихоокеанской эскадре контр-адмирала Андрея Александровича Попова.

Продолжение http://proza.ru/2023/11/20/774

На рисунке: подводная лодка в США в 1863 году


Рецензии
Интересно и познавательно, Володя!
с уважением

Юрий Баранов   22.11.2023 12:39     Заявить о нарушении
Спасибо, Юра!
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   22.11.2023 16:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.