Триатлон жизни выдающегося художника. Часть 1

               Триатлон жизни выдающегося художника
(по страницам биографии эстонского русского художника Владислава Станишевского,
                1947-2011 гг.)
         
               "Если ты внутренне гармоничен — как человек и как художник, то
                мир отвечает тебе тем же самым. Возникает слияние, и ты
                чувствуешь радость, оттого что живёшь на белом свете"[1].
                Владислав Станишевский

              Часть 1. Начало творческой биографии: Тамбов

Имя Владислава Никифоровича Станишевского, Влада, как он любил представлять себя и подписывался под работами, широко известно не только в Эстонии, но и далеко за её пределами. Художник-график с мировым именем, выдающийся представитель школы эстонской художественной графики, работы которого представлены в музеях, галереях и частных коллекциях во многих странах мира, член Союза художников Эстонии, член правления Объединения русских художников Эстонии, лауреат Государственной премии СССР, обладатель Золотой медали ВДНХ, иллюстратор многих книг, автор изящных экслибрисов, лауреат международных выставок искусства книги и экслибриса – всего сразу не перечислишь. Он прожил не очень долгую, но яркую жизнь, полную творческих исканий и находок, интересных и не всегда радушных событий, оставив в наследие своей большой и малой Родине и всем нам многие работы, которыми мы не перестаем восхищаться.

Его светлой памяти посвящается и эта статья. Одна из её задач - попытаться дать краткий обзор всего его творческого и жизненного пути. Пусть она послужит как бы прологом к более крупной работе по жизни и творчеству Владислава Станишевского, многое в которых остается неизвестным широкой публике. Такого исследования пока нет. Есть отдельные опубликованные воспоминания близких ему людей. Часть из них приводится автором. Шире познакомиться с ними и отдельными работами художника можно в Российской государственной и в других библиотеках России и Эстонии. Небольшой список их прилагается. Три примерно равных по времени, но очень разных по условиям каждого двадцатилетия его жизни определили выбор автором подхода к названию статьи – «триатлон жизни». Как у известного вида олимпийского троеборья, включающего последовательное прохождение этапов плавания, велогонки, бега.

                * * *

Владислав Никифорович Станишевский родился в 1947 г. в г. Тамбове, не самом крупном областном центре России, население которого к 1965 г., году окончания им средней школы, только достигло 200 тысяч человек (в 2023 г. превысило 292 тысячи человек). Его семья, родители не были связаны с живописью, с художественным искусством. Отец, Никифор Исакович Станишевский, выпускник Тамбовского артиллерийско-технического училища (в 1973 г. преобразовано в Тамбовское высшее военное командное Краснознаменное училище химической защиты), офицер, участник Великой Отечественной войны, после её окончания продолжает службу в армии, после демобилизации - «на гражданке». Мать, Серафима Матвеевна (в девичестве Несмеянова) работает в госпитале.  И вдруг у сына такой художественный дар! Откуда? Что оказало на это влияние? Род, город, среда, школа?

Фамилия Станишевский не типична для Центральной России. Её корни легко находятся в Польше, в западных областях Белоруссии и Украины. Она встречается среди польских дворян, высланных в Сибирь за участие в восстаниях 1830-1831 гг. и 1863 г.-1864 гг. Мне было интересно узнать, не связано ли это каким-то образом с семьей Влада, как отразилось на его взглядах. Помню, ещё при первом знакомстве с ним спросил об этом.  Да, его корни по отцовской линии с Украины: дед, Станишевский И. Н., перебрался в Тамбов в начале XX в.  Но корни творчества произросли по другой, тамбовской линии.

Любовь к рисованию у Владислава Станишевского проявилась в самом раннем возрасте. Как он вспоминал, уже лет в 6 решил стать художником. Это удивляло родителей, и они часто задавали вопрос, откуда это у его? Передавшиеся по наследству гены художественного творчества сам Владислав Никифорович связывал с материнской линией, с бабушкой Любовью Степановной, в девичестве Богомазовой. Деда Матвея, мельника в селе Дубрава Тамбовской области, расстреляли в 1937 г. за антисоветскую деятельность. Эта тема в семье, конечно, много раз обсуждалась и не могла не повлиять на становление и взгляды В. Станишевского.

Бабушка осталась одна с четырьмя детьми – три дочери и сын. Одна из этих девчонок, средняя сестра, и стала матерью будущего художника. Он был и похож на бабушку общими чертами своего лица, какой-то крестьянской надежностью, крепостью, и даже взглядом глаз, пытливым и не особенно доверчивым, бережно хранил её фотографию. В семье, правда, считали: «Владислав - вылитый дед Матвей!». Фамилия Богомазовы, говорил он,  происходит от прозвища «богомаз», так в народе, еще до появления фамилий, называли иконописцев, людей, рисующих («мазущих») бога. Вот и у меня в роду когда-то были они. Мы знаем сегодня, что кроме таланта, для успеха в жизни нужны и другие важные черты характера: целеустремлённость, упорство, терпение, смелость и др. Ими В. Станишевский также был не обделен. Как и его сестра Неля, ставшая фотохудожником.

         Примечание: Обязательные фамилии в России, сначала для бояр,  были введены царским указом в XVI веке. До этого их заменяли отчества (чей ты? – Петров сын) или произвища по роду занятий, месту жительства и другим особенностям человека.

В 1954 г. в семилетнем возрасте Владислав, как и все дети, пошёл в 1 класс в 1 среднюю школу на Интернациональной улице в самом центре Тамбова. Я бы добавил – и в самой красивой и благоустроенной его части, с широкими зелёными улицами, в то время с невысокими двух-трехэтажными, ещё дореволюционной постройки, купеческими и административными домами. На этой же улице он жил в доме, на месте которого сейчас находится Пенсионный фонд. На ней же, на пересечении с Советской, в 1951 г. была основана и временно размещалась детская художественная школа № 1. Опять первая, что весьма символично. Ко времени поступления в неё Владислава Никифоровича в 1958 г. она получила свое небольшое одноэтажное кирпичное здание на улице писателя Сергеева-Ценского. С этим не очень пригодным для художественной школы зданием связаны 8 лет его жизни. В школе он не был отличником, да и не стремился, скорее всего, быть им. Главным для него и тогда уже было – стать настоящим художником.

         Примечание: Сергеев-Ценский (1975-1958), родился в Тамбовской губернии, в молодости жил в Тамбове, настоящая фамилия – Сергеев. Псевдоним Ценский, от названия речки Цна, протекающей через Тамбов, прибавил к фамилии в начале литературной деятельности.

Вот что вспоминает о школьных годах одноклассник Владислава Никифоровича, тамбовский журналист и писатель Евгений Писарев: с осени  1962 года «в тамбовской школе № 1 мы сидели с ним за одной партой, и я ему по-доброму завидовал — Влад учился ещё и в детской художественной школе и рисовал, как настоящий художник». Иногда из школы «мы сбегали, чтобы вместе испытать ощущение свободы, стряхнуть школьную рутину. Осенью бродили по Петропавловскому кладбищу, а зимой грелись на железнодорожном вокзале. А если были деньги, что случалось редко, отправлялись в мрачную чайную, которая стояла на месте нынешней Пушкинской библиотеки. Там пили горячее какао, болтали о французских импрессионистах, которых боготворили, о Ван-Гоге и представляли, что в стаканах у нас не пошлое какао, а благородный абсент» [7, 154].

В детской художественной школе Владислав учился у Алексея Ивановича Левшина (1889-1972), известного тамбовского художника, пейзажиста и портретиста, в те годы её директора. Школа и сейчас находится практически на том же месте (в 1982 г. школа переведена в специально оборудованное здание на углу улиц Советская и Сергеева-Ценского: Советская, 33 / 16). В её тесных в те времена помещениях этот выдающийся мастер живописи и педагог сумел создать для молодых творцов настоящую атмосферу студийности. Его усилиями в школе было оборудовано 4 творческих мастерских, открыт класс скульптуры. Из множества своих учеников он выбирал наиболее перспективных и буквально натаскивал их на академический рисунок. К числу их он относил и Владислава Станишевского. Внешне, если сравнить последние фотографии Владислава и А. И. Левшина,  они даже чем-то похожи друг на друга. Тамбовчане. В будущем многие ученики А. И. Левшина, как и В. Станишевский,  сломают академические каноны, найдут свой язык, но классическим рисунком они были обязаны владеть – на этом и строилась школа А. И. Левшина.

Е. Писарев поделился еще одним интересным воспоминанием, характеризующим круг интересов молодого В. Станишевского: «В те годы каждое лето в Тамбове гастролировали провинциальные театры оперы и балета. Рабочие сцены, декораторы и монтировщики, которым не хватало мест в гостинице, снимали угол в доме Станишевского и снабжали нас входными билетами на все спектакли. Мы посмотрели весь классический оперный и балетный репертуар. А в опере Верди «Аида» Влад даже сыграл в массовке – появился на сцене в роли копьеносца из воинства фараона Рамзеса. Господи, как же я переживал, когда Владька в самый пафосный момент с грохотом уронил копье! Ждал, что в зале начнут свистеть, но все обошлось» [7, 154].

Уже в 9-м классе Владислав решил, что после школы будет поступать непременно в Эстонский художественный институт. Отчасти выбор объяснялся тем, что в Таллине жили его родственники, ему нравился этот старинный, романтичный город, но главное – его привлекала эстонская школа графики: отделение графики в художественном институте считалось сильнейшим в Союзе. Правда, об этом он тогда еще скорее всего не знал. Почему выбор пал на графику?  Причин несколько: это и творческий интерес, способ по особому выразить себя, и любовь к книге, и чей-то пример, и влияние художественной школы. Графика в ней была предметом по выбору, но Владислав уже тогда выбрал её. Вера Георгиевна Станишевская, жена Владислава, также художник-график, на этот вопрос отвечает так: его выбор был продиктован в основном любовью к книге, к её оформлению. Она предполагает умение быть графиком.

Поступить в художественный вуз тогда было крайне сложно, конкурсы были огромные, но профессиональная школа А. И. Левшина давала о себе знать – многие его ученики стали известными художниками. Уже к концу пятидесятых годов она стала заявлять о себе как одна из самых сильных школ страны. В 1965 г. тамбовская ДХШ вошла в число лучших по Российской Федерации.  Но даже В. Станишевский – один из самых талантливых учеников А. И. Левшина – поступил в таллинский вуз только с третьего раза. А между ними была еще неудачная попытка в 1966 г. поступить в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Репинка) и в высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной (Мухинка) в Ленинграде (сегодня - Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица).

В той попытке поступления «у нас не хватило «академичности»», вспоминает не без юмора его товарищ по детской художественной школе, художник и журналист, член Московского союза художников, член Союза журналистов России Виктор Скрылёв. В представленных комиссии  набросках не хватало «обнажёнки». В какой-то мере здесь сыграли свою роль и напутствия в жизнь директора и преподавателя рисунка в школе А. И. Левшина. Он считал обоих уже сложившимися художниками, а это не могло не сказаться на их самооценках. Тем более, что их работы получали высокие оценки на выставках работ ДХШ в Тамбове. «Кому нужны ваши многочасовые рисунки обнажённой натуры в классической манере Лосенко, портреты маслом под Кончаловского? Не надо утомлять школой, художника видно по наброскам!» – утверждал он [7, 158]. Экзаменаторы – не увидели или не захотели увидеть в набросках Художника. Талант не всегда можно оценить сразу. Встречая, чаще судят по другим качествам.

         Примечание: Лосенко Антон Павлович (1727-1773) – выдающийся русский живописец и портретист, академик, основоположник русской исторической живописи и русской художественной педагогики.
        Кончаловский Петр Петрович (1876-1956) – русский и советский  художник, авангардист.

О жизни и творческих работах В. Станишевского в 1965-1968 гг. известно немного. Он избежал службы в армии, родственники в Тамбове помогли ему устроиться по «специальности» художником-оформителем на художественно-декоративный комбинат (эта должность по Общесоюзному классификатору должностей служащих требовала среднеспециального или высшего образования, а также практического опыта), мастерские которого в те годы относились к Тамбовскому отделению Художественного фонда РСФСР. Он рисует вывески, плакаты, разрабатывает эскизы, осуществляет художественную роспись декоративного оформления интерьеров различных учреждений, лобзиком выпиливает буквы из пенопласта и других материалов для оформления витрин, в свободное от работы время делает новые наброски работ, читает историческую литературу, военные мемуары, готовится к новому поступлению в вуз.

В личной жизни тоже наступают перемены. В 1966 г. он женится на понравившейся ему девушке Татьяне Корчагиной, с кем познакомился в мастерских Художественного фонда. Она из художественной среды, мечтает стать фотохудожницей, у них много общих интересов. Его друг, художник В. Скрылёв отмечает, что Владислав поступает очень ответственно, девушка ждала от него ребенка. Высокое чувства долга, ответственности, требовательность к себе и другим были присуще ему и во всем другом на протяжении всей жизни. Семья, рождение в 1967 г. сына Владислава (в будущем художника Тамбовского государственного театра кукол), названного так в честь отца, безусловно, стали для него большими событиями, внесли корректировки в обычную и творческую жизнь.

О его работах в этот период практически ничего не известно, но они где-то могут быть. Сам Владислав Никифорович о них мало что рассказывал.  Архив своих работ он начал собирать только с институтской дипломной работы - иллюстраций к сборнику сонетов Петрарки. Найти более ранние труды для исследования его творческого наследия и развития как художника было бы очень интересно. Что-то из них сохранилось у сына Владислава, что-то могло остаться в детской художественной школе. С поступлением в Эстонский государственный художественный институт (в те годы - Государственный художественный институт ЭССР) его связи с Тамбовом ослабевают, а после развода с первой женой (1972 г.?) и позднее - смерти матери (1976 г.) почти прекращаются совсем. Известно, что работы В. Станишевского были представлены в 1971 г. в тамбовском Доме художников на выставке выпускников художественной школы. Не его первая выставка, но первая на таком высоком уровне, признание профессионального уровня молодого художника.


Рецензии