Черноморские проливы и Россия

После начала СВО в СМИ регулярно появляются «страшилки» о возможном появлении на Черном море эскадр кораблей НАТО, в том числе США и Великобритании, включающие авианосцы, ракетные крейсера и эсминцы, а также о проводке ими судов с украинским зерном.
Как здесь не вспомнить навязчивые идеи советских адмиралов в канун Великой Отечественной войны и в первые ее месяцы о неминуемом вторжении на черноморские просторы армады итальянских линкоров, высадке множества вражеских десантов на советское побережье и т.д. Все это существенно сказалось на последующей ошибочной советской стратегии на этом театре. Так, на бессмысленных оборонительных минных заграждениях, выставленных Черноморским флотом у своего побережья, погибло множество советских кораблей и судов с большими человеческими жертвами.
По сей день также появляются публикации о происках вероломных турок, будто бы пропускавших во время Второй мировой войны через Черноморские проливы боевые корабли стран «оси». При этом совершенно забывают о существовании конвенции, подписанной на Международной конференции в Монтрё (Швейцария) 20 июля 1936 г. (Montreaux Convention) и регулирующей судоходство через Черноморские проливы. По сей день Турция строго ее придерживается, за редкими и весьма спорными, исключениями.
Черноморские проливы представляют собой систему водных артерий, расположенных в турецких территориальных водах, соединяющих Средиземное море с Черным и включающую проливы Дарданеллы и Босфор, а также расположенное между ними Мраморное море. В 1998 году Турция заявила о переименовании проливов, которые они стали называть «Турецкими проливами».
После захвата османами Константинополя в 1453 году право на судоходство через проливы было на столетия предоставлено в основном турецким кораблям и судам. Попытки России получить право прохода своих судов через Проливы  восходят еще к петровским времена, однако первый успех стал результатом ее победы в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов. По Кючук-Кайнарджийскому трактату 1774 года Черное море и Проливы были открыты для свободного плавания торговых судов под российским флагом. Россия также добилась такого же права и для других государств. Однако, данный договор не давал права прохода через Проливы иностранным военным кораблям.
Впервые это право российские корабли получили 23 декабря 1798 года согласно секретной статье российско-турецкого союзного договора, заключенного на 8 лет и направленного против наполеоновской Франции. При этом оговаривалось, что для военных кораблей других стран Проливы остаются закрытыми.
Преимущества договора дали быстро себя знать. Объединенная русско-турецкая эскадра под командованием адмирала Ушакова, пройдя через Проливы, вышла в Средиземное море, где очистила занятые французами Ионические острова и провела ряд других операций. В октябре 1800 года российские корабли вернулись в Севастополь. В сентябре 1805 года по предложению турецкой стороны договор был продлен.
Увы, русско-турецкой дружбе вскоре пришел конец. Уже в декабре 1806 года Турция объявила войну России, которая длилась 6 лет. А в 1809 году было заключено англо-турецкое соглашение, одна из статей которого фактически запрещала проход иностранных военных кораблей через турецкие проливы.
Несмотря на то, что совсем недавно Турция подверглась в войне с Россией 1828-1829 годов очередному разгрому, Блистательная Порта в 1833 году обратилась к своему недавнему врагу за помощью - к Константинополю приближались войска мятежного египетского паши Мехмеда-Али.
Прибывшая российские эскадра и войска помогли султану остаться у власти и 26 нюня 1833 года в Ункиар-Искелесси был подписан очередной оборонительный договор, одна из статей которого закрывала для иностранных судов вход в Дарданеллы. И хотя в договоре право на проход российских кораблей открыто не оговаривалось, в том же году эскадра Балтийского флота прошла из Средиземного в Черное море.
Этот договор просуществовал недолго, но не по вине Турции. В 1840-1841 гг. между Россией, Турцией, Англией, Австрией, Пруссией, а позднее и Францией, были подписаны Лондонские конвенции, в которых было зафиксировано положение о закрытии Проливов для всех иностранных военных кораблей, в том числе русских, когда Порта находится в мире, а также о совместной защите Проливов по требованию турецкого султана.
Хотя договорный процесс был инициирован императором Николаем I, это было явным дипломатическим просчетом - на почти сотню лет российский ВМФ оказался запертым в Черном море, а к определению статуса Турецких проливов были подключены нечерноморские страны. В преддверии Крымской войны российский черноморский флот не мог быть пополнен кораблями Балтийского флота, в то время как корабли союзных Турции Англии и Франции свободно проходили в Черное море. Аналогичная ситуация сложилась во время русско-японской войны, только на этот раз Черноморский флот России не смог поддержать следовавшие на Дальний Восток корабли Балтийского флота.
Итогом проигранной Россией Крымской войны (1853-1856 гг.) стал Парижский мирный трактат 1856 года, неотьемлимой частью которого которого являлась конвенция о статусе Черноморских проливов в соответствии с которой подтверждался запрет на проход иностранных военных кораблей через проливы. Кроме того, согласно статье XI трактата «Черное море объявляется нейтральным; открытый для торгового мореплавания всех стран вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам, как прибрежных, так и всех прочих Держав ... .». Запрещалось также иметь на берегах Черного моря военные сооружения.
Однако, данный трактат неоднократно нарушался - в 1858-1868 гг. через Проливы прошли два американских и один британский военный корабль, а в феврале 1878 года в Мраморное море входила британская эскадра. В 1902 году турки пропустили в Черное море четыре миноносца российской балтийской эскадры, при этом с них было снято вооружение и поднят торговый флаг.
В 1870 году правительство Российской империи отменило связывающие его статьи Парижского трактата о демилитаризации Черного моря, однако Лондонская конвенция 1871 и Берлинский трактат 1878 годов сохраняли режим проливов, отраженный в конвенции 1856 года, при этом турецкое правительство имело право «открывать сказанные проливы в мирное время для военных судов дружественных и союзных держав в случае, если Высокая Порта будет считать это нужным, дабы обеспечить исполнение постановлений Парижского трактата 30 марта 1856 г.»
Учитывая важность Проливов для России как в экономическом, так и в военном плане, власти последней неоднократно предпринимали попытки изменить их статус или даже аннексировать их вместе с прилегающей территорией (включая Константинополь - «Крест над святой Софией» сделался национальной идеей). Особенно известен «нелидовский проект» (по имени его автора - посла в Константинополе Нелидова), принятый 2 декабря 1896 г. особым совещанием министров. Это же явилось одной из причин вступления Российской империи в Первую мировую войну.
Важность Проливов для российской экономики демонстрируют следующие цифры: в 1910 г. через них проходило 73,7% всей русской хлебной торговли, 92,9% вывоза марганцевой руды, 61,5% вывоза железной руды, 100% вывоза рельсов, более 70% вывоза цемента.
Пример - закрытие Турцией Проливов во время итало-турецкой войны 1912-1913 гг. принесло России ущерб свыше 30 млн рублей в месяц - торговый баланс России в 1912 году был на 100 млн менее по сравнению с активным сальдо за предыдущие три года.
С началом империалистической Первой мировой войны за очередной передел мира на Проливы обратила свои хищные глаза Антанта. Уже весной 1915 года она начала делить шкуру еще неубитого турецкого медведя. Был оформлен тайный договор, согласно которому:
1. Россия получает право аннексировать Стамбул и Южную Фракию, западный берег Босфора, Мраморного моря и Дарданелл, а также острова Мраморного моря и часть азиатского побережья Турции.
2. Россия соглашается установить свободу транзита товаров и свободу прохода коммерческих судов через проливы.
3. Англия и Франция дают свое согласие на вышеизложенные приобретения России при условии, что война будет доведена до победного конца и что Англия и Франция осуществлят свои планы на Востоке, равно как и в других местах.
После подписания этого соглашения Британская империя и Франция начали одну из крупнейших в истории Дарданеллельскую десантную операцию. Англо-французская эскадра обстреливала турецкие укрепления и попыталась войти в Дарданнеллы, а войска ANZAC (Австралийско-Новозеландский Армейский Корпус) высадились на Гааллиполийском полуострове. Поддержки российской армии в виде десанта у Босфора они не дождались - успешное наступление австро-германских войск в Галиции отвлекло туда основные силы русских.
Стойкая оборона турецко-германских войск под командованием будущего президента Турецкой Республики полковника Мустафы Кемаль-паши вынудила ANZAC эвакуироваться, а Первого лорда британского Адмиралтейства Уинстона Черчилля уйти в отставку.
После Февральской революции новое правительство России и лругие страны Антанты подтвердили свою верность вышеупомянутому соглашению, но  было 3 декабря 1917 года советское правительство заявило, что «тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя, подтвержденные свергнутым Керенским, ныне порваны и уничтожены.».
30 октября 1918 года Турция заключила Мудросское перемирие со странами Антанты, согласно которому она выходила из войны и передавала полный контроль над Проливами и Константинополем в руки победителей. Через открытые Проливы в Черное море вошли военные корабли Антанты, началась интервенция на юге Советской России, были оккупированы ее важнейшие черноморские порты, начались обильные поставки вооружения, боеприпасов и других военных грузов для армий Деникина и Врангеля.
10 августа 1920 года был подписан Севрский мирный договор с Турцией, который также определял и статус Проливов. Он объявлял свободный проход торговых и военных судов и пролет самолетов всех стран как в военное, так и в мирное время. Проливы окружались нейтральной зоной, которую оккупировали союзники. Изменить этот режим могли только решения Лиги Наций. Однако, данный договор не был признан ни Турцией, ни Советскими республиками, был ратифицирован только Грецией и оказался мертворожденным.
В результате Войны за независимость Турции (19 мая 1919-29 октября 1923) под руководством Мустафы Кемаля, позднее сменившего имя на Мустафа Кемаль Ататюрк, оккупанты были изгнаны, провозглашена республика и 24 июля 1923 года подписан Лозаннский мирный договор, более благоприятный для турок, а также конвенция о режиме проливов.
Согласно этой конвенции, зона Проливов подлежала демилитаризации, обеспечивался свободный проход в мирное и военное время торговых и военных морских и воздушных судов всех стран. Только в том случае, если Турция находится в состоянии войны, она могла запретить проход кораблей противника, но военные корабли невоюющих государств сохраняли свободу прохода.
Однако, в интересах черноморских стран, ограничивались «морские силы» нечерноморских стран, входивших в море, в частности, ««максимальные силы, которые какая-либо держава может проводить через проливы, не будут превышать тех, которые принадлежат самому сильному флоту прибрежных к Черному морю держав». Представители советского правительства подписали эту конвенцию, но ратифицирована она им не была.
По предложению Турции 22 июня - 21 июля 1936 г. в Монтрё (Швейцария) с целью пересмотра Лозаннской конвенции проходили переговоры о статусе Черноморских проливов и была подписана соответствующая конвенция со сроком действия 20 лет. В последующем конвенция будет автоматически продлеваться на очередные пять лет, если кто-либо из подписантов не потребует ее расторжения. Турция получила право на ремилитаризацию проливной зоны. В таком виде конвенция действует до сих пор.
Согласно принятой конвенции, торговые суда всех стран в мирное и военное время независимо от флага и груза имеют право свободного прохода через Проливы, если Турция не является воюющей стороной. Если Турция участвует в войне, то нейтральные страны сохраняют это право, с условием, что они не будут оказывать содействие врагам Турции. Турция имела право осуществлять санитарный контроль проходящих судов.
Режим прохода для военных кораблей черноморских и нечерноморских стран различается. Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, могущих находиться в состоянии транзита через Проливы, не должен превышать 15 000 тонн (исключение делалось только для черноморских стран). Эти отряды не должны состоять более чем из девяти кораблей.
При условии предварительного уведомления за 8 дней властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса, кроме авианосцев, включая подводные лодки, следующие в надводном положении поодиночке. В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Однако, военные корабли воюющих держав, прибрежных или не прибрежных к Черному морю, отделенные от портов своей основной стоянки, могут вернуться в эти порты.
Запрет прохода авианосцев был главной причиной классификации строившихся в Николаеве советских кораблей этого класса, вооруженных противокорабельными ракетными комплексами, как «авианесущих крейсеров», что позволяло воспользоваться Приложением II конвенции, гласящей:
«Если действия авиации не является их главным назначением, эти корабли не должны классифицироваться как авианосцы, даже при наличии полётной палубы.»
Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу, тоннажу и времени пребывания в Черном море. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого максимума до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. Для них срок предварительного уведомления увеличен до 15 дней. Запрещался проход авианосцев и подводных лодок. Однако, морской отряд любого тоннажа и состава мог нанести по приглашению Турецкого правительства краткосрочный визит вежливости в порт Проливов. Этот отряд должен покинуть Проливы тем же путем, что и для входа.
В 1941-1943 годах СССР, а также Великобритания, неоднократно обвиняли правительство Турции в нарушении Конвенции Монтрё, направляя ему грозные дипломатические ноты, связанные с «пропуском» через проливы боевых кораблей Германии и Италии, включая подводные лодки.
Начнем с подводных лодок. На черноморском театре в 1942-1943 гг. действовал дивизион из шести сверхмалых подводных лодок типа СВ. Все они 29 апреля 1942 года были отправлены железнодорожным путём из Специи до Констанцы, что заняло 7 суток.
Более сложным был путь немецких лодок типа IIB, оперировавших на Черном море с 1942 по 1944 год. Переброска лодок начиналась в Киле. Оттуда на специальных понтонах лодки буксировались по каналу до Гамбурга, далее по Эльбе до Дрездена. Там лодки перегружались на многоколесные сухопутные трейлеры. После 450 км пути по по шоссе до Ингольштадта на Дунае лодки снова перегружали на понтоны и буксировали по Дунаю до Линца или до Галаца. В этих городах лодки отсоединялись от понтонов и на буксире, а то и своим ходом доставлялись в порт Сулина. Оттуда, уже по Черному морю, лодки шли к месту базирования - в Констанцу. Как видно из вышеописанного, о Черноморских проливах здесь речь не идет.
В советской ноте от 12 июля 1941 года фигурировал проход в Черное море немецкого сторожевого судна «Зеефальке». Автор статьи попытался разыскать в различных источниках это судно в данное время и в данном месте - увы.
Действительно, через проливы прошло большое количество судов под итальянскими и германскими торговыми флагами. В основном это были итальянские танкеры с грузом румынской нефти. Но статья 4 Конвенции гласит:
«Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, торговые суда, независимо от флага и груза, будут пользоваться правом свободы прохода и плавания в Проливах».
В 1942-1944 годах через Проливы прошло около полусотни немецких военных судов: десантные баржи типа MFP (Marinef;hrprahm, получившие у нас название БДБ - быстроходные десантные баржи), KFK (Kriegsfischkutter - многоцелевые военные катера, строившиеся на основе проекта рыболовного траулера), KT (Kriegstransporter- транспортные суда, строившиеся по военной программе судостроения). При этом угрозы СССР они не представляли, но изрядно беспокоили Британский Королевский флот, действовавший в Эгейском море. Построенные на верфях Варны, Констанцы и Николаева, а также переброшенные наземным и речным транспортом из Свинемюнде, суда проходили в Эгейское море под видом торговых судов. При этом вооружение демонтировалось, поднимался торговых флаг, корпуса окрашивались в черный, а надстройки в белый цвет, экипажи переодевались в «гражданку». Таким образом, формальных оснований обвинить немцев и турок в нарушении Конвенции не было.
Аналогичным способом Проливы преодолевали и советские корабли и суда ВМФ. В конце ноября 1941 года через Босфор и Дарданеллы прошли вспомогательный крейсер «А. Микоян», военные танкеры Черноморского флота «Варлаам Аванесов» и  «Туапсе», ранее доставлявшие в прифронтовые порты топливо, военную технику, боеприпасы.. При этом вооружение было демонтировано и военно-морские флаги заменены на торговые, т.е. требования Конвенции были соблюдены.
На протяжении Второй мировой войны нейтральная Турция подвергалось жесткому прессингу союзников, в первую очередь СССР и Великобритании, с требованием закрыть Проливы для стран «оси» и открыть их для союзников, предоставить военно-воздушные базы для налетов на румынские нефтепромыслы, прекратить поставки в Германию хромовой руды и даже объявить немцам войну.
В результате этого нажима в июне 1944 года турки произвели досмотр немецких судов и, обнаружив на них оружие, военную униформу и т.п.,. завернули суда обратно в Черное море. Британский посол в Москве 25 июня 1944 года писал Молотову: «Вопрос о проходе германских судов через Проливы официально и публично урегулирован, к удовлетворению союзников. Министр иностранных дел вышел в отставку, а председатель совета министров дал заверения в отношении стремления Турции к искреннему сотрудничеству».
Однако, подобные действия Турции являлись грубым нарушением статьи 4, а также ст. 3 Конвенции, согласно которой турки могли осуществлять только санитарный контроль проходивших через Проливы судов.
В памятной записке советского посла Виноградова, врученной турецкому министру иностранных дел 17 июня 1944 года выдвигались совершенно абсурдные претензии: «Помимо этого, турецкие власти неоднократно пропускали через проливы в 1942-1943 годы германские быстроходные баржи. Размеры угрозы, создавшейся для безопасности Чёрного моря, были таковы, что Советскому верховному главнокомандованию пришлось снять с главных направлений театра военных действий существенное количество вооружённых сил для обороны черноморского района.». Но ведь на самом деле БДБ следовали из Черного в Эгейское море! Да и какую же страшную угрозу Красной армии могли бы представлять несколько барж?
По мнению автора, претензии СССР предъявлял с далеко идущей целью - использовать после окончания войны обвинения в мнимом сотрудничестве Турции со странами «оси», хотя та и объявила войну Германии 23 февраля 1945 года, для изменения статуса Проливов в свою пользу и аннексии части территории соседа.
В марте 1945 г. советское правительство в одностороннем порядке денонсировало советско-турецкий договор о дружбе и нейтралитете 1925 года, выдвинув одним из условий заключения нового договора совместную с Турцией оборону Проливов с предоставлением там СССР военной базы.
Свое недовольство поведением Турции и советские претензии И.В. Сталин высказал и на Ялтинской и Потсдамской конференциях. Но эти требования западные союзники не поддержали, а Черчилль отметил, что «все эти годы Турция была дружественной к союзникам».
В июне 1945 года на приеме у В. Молотова турецкому послу были зачитаны советские условия: совместный контроль над Проливами, предоставление СССР военных баз в районе Босфора и Дарданелл, возвращение по требованию Грузинской и Армянской ССР Карса и Ардагана.
Естественно, Турция подобные притязания отвергла, но советско-турецкие отношения были надолго испорчены, а испуганные турки позднее оказались в объятиях НАТО. Тем не менее, Турция продолжала соблюдать Конвенцию Монтрё.
В августе 2008 года во время российско-грузинского вооруженного конфликта Турция отказала в проходе через Проливы госпитальным судам ВМС США «Комфорт» и «Мерси» с «гуманитарным грузом» на основании того, что их суммарное водоизмещение (около 130 тыс. тонн) в несколько раз превышало допустимое конвенцией Монтрё.
С 1 марта 2022 года в связи со Специальной военной операцией РФ до окончания военных действий Турция закрыла Проливы для сквозного прохода всех иностранных военных кораблей за исключением кораблей, возвращающихся в пункты их постоянного базирования (статья 19).
Последним кораблем НАТО, посетившим Черное море, был эсминец ВМС Франции D654 “Auvergne”, который вышел через проливы 2 января 2022 года после визитов в Констанцу и Одессу.


Рецензии