Слово о стариках

       
"Человек, который дарит, хочет испытать
радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у
него эту радость".
 В.М. Шукшин


Поражаюсь своей неспособности видеть великое в простых и не простых людях, и  очень надеюсь, что со временем это пройдёт, хотя времени остаётся всё меньше…. Вот и эту мысль советского гения Василия Шукшина  вдруг обнаружил у коллеги тоже писателя-читателя Серёги Губанова. Спасибо ему за этот перл: похоже, родная душа.  Сам всегда очень дорожил этой редкой радостью, искал её, особенно, в последние десятилетия своей жизни, когда мало-мальски стал понимать её смысл. Пишу это в надежде, что кто-то из прочитавших воспримет это как подарок и мне такую радость подарит...

Страшно грустное зрелище - скопление старых людей в специализированных учреждениях для престарелых. Неважно, одиноко они сидят на своих койках в ожидании чего-то или дотанцовывают свои последние танцы в комнате активного отдыха под присмотром внимательного персонала… 
Зрелище это тяжелое и в государственных учреждениях этого рода и в частных, привилегированных пансионатах для престарелых. В последних может быть ещё грустнее от искусственности всех этих декораций как бы счастливой и обеспеченной старости. Всех их кто-то поместил сюда с глаз подальше; некоторые с сиделками в своих квартирах доживают, но хрен редьки не слаще…

                ***

Человек существо космическое, загадок и тайн в нем предостаточно, с какой стороны не посмотри… Многие писали об этом и пытались разгадать загадку человека. Из литераторов Михаил Федоровичу удалось наиболее глубоко проникнуть в русскую душу, именно поэтому его произведения до сих пор популярны среди европейских читателей. Это не единственное признание  о  стремлении выдающихся умов понять сущность и назначение человека.. Все религии и многие философы об этом… Однако знания, которые они оставили нам, или отрывочны, или односторонни.  Наиболее глубоко человек исследован и представлен духовной наукой, антропософией, поэтому постоянно обращаюсь к трудам Рудольфа Штайнера и его последователей.  И это  эссе - одна из таких попыток...

Мы живём в плену ограниченных представлений о себе и окружающем мире. Основные заблуждения происходят от неверных представлений о биографии человека. Родился, учился, женился …. вот основные стартовые вехи жизни человека, о которых мы все рассказываем в своих резюме и биографиях. Иногда  в биографии - если человек чем-то прославился в своей жизни - там указываются родители, как главные виновники нашего появления на этом свете, и другие предки, давшие жизнь этому замечательному человеку, и сформировавшие его генофонд. Деяний, событий, дат их свершения, подробностей, деталей может быть очень много - описанию жизни замечательных людей посвящаются целые книги, - но все они для этого эссе не имеют никакого значения…
Духовную биографию обычные люди не описывают, потому что многие не знают о её существовании, хотя многие часто поминают свою судьбу... В духовной биографии  сама душа человека, находясь ещё на небе выбирает себе родителей, которые подходят для выполнения кармической задачи человека в данном воплощении. Как это происходит  Павел Шаматрин, обладавший памятью о своих прошлых жизнях, рассказал в книге «Капля памяти». По мотивам этой книги написан очерк «Контракт на воплощении», опубликованный в Интернете на литературном портале Проза.ру. На этом здесь тоже останавливаться не будем, отметим только, настоящая наша жизнь это только одна часть нашей духовной биографии, у которой были предыдущие серии и после нашей смерти будут последующие.

Но после рождения каждому из нас приходится расти и развиваться. Расти телесно (биологическое развитие), развиваться душевно (психическое развитие) и духовно (духовное развитие). До последней фазы, фазы духовного развития, правда, добираются не все. Человека всё время воспитывают и учат, часто до глубокой старости. Маленьких детей воспитывают родители, потом в детском саду, за садом следует образование в школе, там детские головы фаршируют знаниями по утвержденным программам, там они начинают  учатся жить  с социуме, родители в меру сил и занятости в этом тоже принимают всё слабеющее участие.
Потом - у кого-то сразу - обучение выбранной профессии, у других - обучение в высшем учебном заведении. Цель этого обучения - приспособление человека к потребностям производства, задача развития стоит на последнем месте, если стоит вообще…  По завершении обучения работа по выбранной профессии или специальности. Там тоже нужно приспосабливаться и расти, чтобы соответствовать всё возрастающим требованиям или продвигаться по службе. Может быть только в некоторых творческих профессиях есть какая-то свобода в выборе направлений личностного роста… Но везде нужно ловить, чувствовать конъюнктуру рынка, чтобы выгодно продать свой труд, обеспечить себя  и удовлетворить  потребности своей семьи, своих близких, с которыми вы связали свою судьбу. Всё время кто-то или что-то заставляет человека совершать необходимые или ожидаемые от него поступки  и всё это - во второй половине жизни -  на фоне упадка физических сил и ухудшения  здоровья.
Внешнее воспитание человека продолжается и после окончания активной трудовой деятельности. Из чувства долга, по требованию морали, страха осуждения и по необходимости человек продолжает, вынужден делать то, что от него требует окружение. А в глубокой старости может попасть и в полную зависимость от него. В этой довольно грубой схеме развития и жизни  трудно сходу найти нишу, время и место для так называемого духовного развития человека. Но найти его надо, потому что иначе наше бытие превращается в в одну из элементарных составляющих описанных ниже разрушительных социальных процессов, а старые люди, посвятившие свою жизнь служению обществу и государству и накопившие запас различного рода культурных ценностей, становятся его жертвами или безропотными статистическими единицами плачевных социальных явлений тихо угасающими - иногда ухоженные, иногда не очень - в специально отведённых им местах… И всё что они знают - весь их духовный опыт - оказывается  невостребованным. Это одна из проблем современной цивилизации. 
 
За этими, казалось бы, частными и естественными процессами и  страданиями старых людей на Западе да и у нас в России (в меньшей степени) скрывается огромная социальная проблема чрезвычайно разрушительного характера. Обычные люди видят факты и события,  путаются в них, пытаясь связать, пытаясь связать, понять  смысл и значение, а талант или гений в силу особенностей своей психики - сильно развитых чувств, интеллекта и способности обобщения и прозрения - способен увидеть за ними явление, закономерность. И не только увидеть, но и сильно высказаться о нем на языке понятном многим людям. Увидел это явление и озвучил скрывающуюся за ним проблему Мишель Уэльбек в своем последнем романе «Уничтожить», самый известный сейчас французский писатель. Он же дал там и философское определение этому явлению, чем существенно поднял значимость своего произведения и свой ранг, как думающего писателя. Давно потерял интерес к Франции и французам, но в этот раз глубина чувств и мышления автора заставили меня разволноваться.
Приведу здесь эту цитату для того чтобы читатели поняли, насколько актуальны  для всех нас приводимые ниже  рассуждения Б. Ливехуда об этапе  сознательном завершении развития человека, которые по сути определяют смысл жизни стареющего человека, дают стимул жить и чувствовать себя свободным. Голландец даёт нам  такой шанс жизни, француз - мрачный фон этого явления, кто-то может захотеть воспользоваться этой соломиной... Но сначала всё-таки дадим слово глубоко мылящему М. Уэльбеку. Следующие три абзаца - цитата (с небольшими исключениями) из разговора героев его книги.
У нашего общества есть проблема со старостью и это довольно серьёзная проблема, которая может привести его к саморазрушению… Истинная причина эвтаназии, по сути, заключается в том, что мы не выносим стариков, мы даже знать не желаем, что они существуют, и поэтому засовываем их в специализированные учреждения, с глаз долой. В наше время принято считать, что с возрастом ценность человеческой жизни уменьшается, что жизнь молодого человека, а тем более ребёнка гораздо ценнее жизни глубокого старика… - и это полный переворот, радикальная антропологическая мутация. Конечно это весьма прискорбно, учитывая, что процент пожилых людей относительно общей численности населения постоянно растёт. Но есть кое-что и пострашней …
Во всех предыдущих цивилизациях человека уважали, а также и восхищались им и вообще оценивали его в зависимости от того, как он вёл себя на протяжении всей жизни, даже в буржуазной среде репутация основывалась на доверии и носила временный характер, а в дальнейшем её надо было заслужить всей своей честной жизнью. Более высоко оценивая жизнь ребёнка -  хотя мы понятия не имеем, что из него получится, вырастет он умным или глупым, гением, преступником или святым, - мы отрицаем всякую  ценность реальных дел.. Наши героические и благородные поступки, всё, что нам удалось совершить, наши достижения и труды не имеют уже никакой ценности в глазах мира - и вскоре теряют её и в наших глазах.
Таким образом мы лишаем жизнь всякой мотивации и всякого смысла; именно это, собственно, и является нигилизмом. Обесценивание прошлого и настоящего ради грядущего, обесценивание реальности в угоду виртуальности, помещенной в туманное будущее, суть симптомы европейского нигилизма, причем гораздо более значимые, чем те, что выделял Ницше. Ницше характеризовал нигилизм как лишение мира и особенно человеческого существования смысла, цели, понятной истины или существенной ценности.
Разрушительный характер проблемы нигилизма для пожилых людей на Западе и у нас в России проявляется в большом количестве смертей от сердечно сосудистых заболеваний. Это основной фактор риска здоровья людей. Тоска от бессмысленности своего существования приводит к таким заболеваниям и медленно но верно убивает людей. И не только пожилых… Сложность адаптации взрослого населения России к существующим в стране социально-экономическим реалиям, к ничем не регулируемому давлению экономических факторов разрушительным образом действует на физическое, психическое и духовное здоровье россиян.

Конечно в жизни может случиться всякое, особенно в стадии  биологического спада, когда и болезни и судьба наваливаются на человека и уже слабеющего - в который раз - пытаются проверить на прочность, но никому не пожелаю стать песчинкой   описанных выше социальных явлений, стать жертвой такого нигилизма. Повлиять на него мы не можем - это результат многих ошибок и противоречий в общественном развитии, - но не стать его жертвой при благоприятном стечении обстоятельств и наличии необходимых знаний и способностей вполне возможно…
Знания - психологи говорят нам,  после завершения основных этапов старения и развития, после 63-х  лет человеку дается шанс - если он подготовился к этому -  закрепить своё развитие, собрать плоды своей жизни и начать возвращать их обществу. У позитивно ориентированных людей в этот период появляются новые интересы и новые способности. Среди них особо выделяются такие черты как мудрость, обращение к природе, любовь к животным, склонность к творческим видам деятельности, т. е. при правильной ориентации  у пожилого человека появляется возможность преодоления возрастного кризиса и выхода на качественно новый уровень развития личности.
Отмечу здесь для ясности - спастись от этого нигилизма можно только в одиночку, хотя поддержку на этом пути можно получить с разных сторон: столичные (московские) социальные службы предлагают активным пенсионерам  ряд программ, где можно это делать в коллективе активно живущих пенсионеров (проект мэра Москвы «Московское долголетие»). Цель здесь другая - вытащить старых людей из дома, отвлечь от телевизора и занять  чем-нибудь полезным. Мои знакомые нашли там для себя интересные занятия: кто-то историю Древнего Китая изучает, кто-то - осваивает ноутбук, другие в театральном кружке занимаются. Коллективизм - особенно у бывших советских в крови - и там каждый может выбрать  что-то себе по вкусу и своим устремлениям.
А какому-то индивидую интереснее в одиночку прокладывать себе лыжню… Конечно это гораздо труднее, но такие тоже попадаются, хотя и не так часто, но здесь вы можете сами искать авторитеты, прототипы и попутчиков, выстраивать планы и темпы занятий с учетом особенностей своего жизненного пути, своей биографии и индивидуальности.. Пишущий эти строки - как раз такой человек.

Желающие спастись от этой грустной и жестокой реальности - а возможность такая есть, только думать об этом надо начинать раньше, а не в интернате для престарелых - могут познакомиться с возможными путями спасения в полной версии этого эссе («Три признака развитого человека»)…
Человек, помоги себе сам!… вот главная идея размышлений на эту тему.


Рецензии