Почему я вернулся в Россию?

Было такое время в нашей стране, когда все куда-то хотели уехать. Кто-то хотел уехать из Сибири на Украину, кто-то из северных городов в благодатный Краснодарский край. Некоторые стремились в Москву, Ленинград, Прибалтийские республики. Многие хотели переехать из национальных республик в РСФСР, так называлась в те времена Россия. Но все или почти все хотели уехать за границу.

Такое время было в конце 1980 -х начале 1990-х годов. Особенно всех манила заграница. Под воздействием французских, итальянских, американских фильмов, которые свободно шли в кинотеатрах по всему СССР и по телевидению, мы осознавали, что есть красивый, беззаботный мир и туда очень хотелось попасть. В это же время, начинают массово уезжать в Германию, Израиль, Грецию соседи и друзья. Многим хотелось в те годы оказаться немцами, евреями, греками.

Сегодня по прошествии трёх десятков лет понятно, что это был какой-то массовый психоз, возможно даже искусственно созданный. Как оказалось, все рассказы про замечательную жизнь за рубежом в большей своей части пропаганда. Да и само всеобщее стремление покинуть свою Родину создавало прекрасный фон для разрушение самой Родины.

В те времена мне было не более 20 лет, и я был активным потребителем информационной пропаганды – читал газеты, журналы, смотрел передачу «Взгляд». И мне, конечно, тоже хотелось куда-нибудь уехать. Правда, я был слишком молод, чтобы самостоятельно реализовать замысел переезда за рубеж.

Но за границу я всё же попал. Это случилось в 1992 году. Попал я не в Германию и не в Америку, и даже не в Польшу, которая уже тогда стала активно зазывать бывших советских граждан в качестве рабсилы на свои заводы и рудники. Попал я тогда уже в бывшую Югославию, в качестве русского добровольца в армию боснийских сербов.

Как это случилось и почему, сейчас не очень важно, скажу только, что в бывшей Югославии я прожил восемь лет. В этой связи хочу поделиться мыслями об эмигрантской жизни.

Жил я в Республике Сербской, это образование появилось после гражданской войны в Боснии и Герцеговине в 1995 году. Устроился в общем не плохо - у меня было гражданство, приемлемые доходы, я поступил в университет на юридический факультет, если бы я захотел, то мог уехать В Северную Америку или Западную Европу.. Всё было в общем не плохо.

Но в какой-то момент у меня возникли, если так можно сказать, духовные потребности. Находясь за рубежом, появляется желание как-то проявить свою русскость. Находясь внутри своего народа это желание как -то не особо возникает, и это вполне понятно. За границей подобное чувство порой бывает очень острым.

Такие чувства называют ещё ностальгией. Но на мой взгляд это не совсем она. Ибо ностальгия возникает по утраченному. Но ведь чувство своей Родины мы не утрачиваем, и духовные богатства своего народа от нас никто не скрывает.

Желание быть русским на первом этапе реализуется поиском соотечественников, посещением русских ресторанов, концертов русских исполнителей, потом поиском книг, русской музыки, следов наших предшественников на чужой земле.

Ещё есть люди, местные жители, которые интересуются твоей страной, спрашивают тебя о вещах связанных с русскими и Россией. Соответственно, надо как-то соответствовать.

По прошествии нескольких лет ты начинаешь задаваться вопросами, кто мой народ и как лучше всего соответствовать званию русского.

Знал я из литературы, и из рассказов сербов, видевших русских белоэмигрантов, что русские были набожными людьми, всегда в воскресный день ходили в церковь. Так и я стал каждое воскресение посещать богослужение, благо сербы народ православный. Мало что понимая в церковной службе я упорно посещал церковь, стараясь соответствовать высокому званию русского человека.

Мои труды через некоторое время принесли разнообразные плоды, самыми главными из которых было моё желание впредь устраивать свою жизнь по воле Божьей и ещё мне хотелось как можно быстрее вернуться на Родину в Россию. Моя разбуженная русская православная душа стремилась в родные края к родным храмам и святыням.

Почему люди уезжают и не возвращаются? Потому что ... они утрачивают чувство родины. Во многом родина, особенно Россия, — это духовное понятие и явление. И если утрачено чувство духовного, то и не составляет никаких проблем оставить Родину и родных. В этом смысле достойным примером являются народы России, которым просто не куда ехать, ибо у них чрезвычайно развито чувство своей родины. Эти народы, вообще, не помышляют себя вне своей земли, и именно поэтому они выжили и живут на своей земле по сей день.

Недавно в наш казачий курень, который стал уже достопримечательностью московского района Митино, забрёл пожилой американец по имени Джон. У него жена русская и поэтому он не плохо говорил на нашем языке. Этому американцу и, как оказалось, мормону, мормоны – экстравагантная американская религиозная секта, очень хотелось пообщаться с русскими. Поговорив о том, о сём, выяснив при этом его симпатии к России, мы перешли к обсуждению жизни в Америке.

- При всех недостатках Америки, американцы смогли выработать свой стиль мирного сожительства разных культур и религий. Вы воюете, у вас гибнут люди за свой язык, за веру, за идеалы. А в Америке индус и пакистанец могут жить рядом, и они не убивают друг друга.

- Всё верно. Но нельзя забывать для чего индус и пакистанец приехали в США. Они приехали за хорошей материальной жизнью, за земным благополучием. И скорее всего в своих странах они жили неплохо, раз они смогли накопить на переезд к вам, потому что они захотели не просто хорошо жить, а очень хорошо жить. И поэтому свои идеалы, из-за которых они проливали кровь на родине, они оставили на своей родине, ради материального преуспевания. В Америке никто не воюет за свои духовные идеалы, потому что эти идеалы оставлены на далёкой родине, в угоду материальному преуспеянию. – отвечал ему я, и добавил ещё

- Война на Украине происходит не потому, что у нас разные идеалы, за которые мы готовы проливать кровь, а потому что мы забыли про эти идеалы. Прежде всего забыли, что мы русские и православные, мы сами дали разрушить нашу страну и разделить нас как единый народ, всё это большие преступления и предательства, и война есть расплата за наши грехи. Война есть и проявление Божий милости к нам, ибо она даёт нам надежду на прощение и наше преображение.

Современный человек сознательно подавляет в себе все духовное, в угоду телесному и в итоге смертному.

Во мне нет осуждения к тем, кто сбежал из России после начала спецоперации. Мне этих людей искренне жаль. Жаль прежде всего, потому что они оставили свою Родину в сложнейший период её истории, этот поступок ляжет на их совесть тяжёлым бременем. Жаль, потому что они духовный путь предпочли материальному.

Все эти люди сбежали по большей части в очень нестабильные страны, где сложная политическая и социальная ситуация. Вспомним беспорядки в Казахстане, революции в Киргизии, войны на Кавказе, Балканах, Ближнем Востоке. Землетрясение в Турции напомнило всем нам и о нашей беспомощности перед силами природы.

Те, кто уехал из России в поисках спокойной жизни, уже столкнулись со страшными природными катаклизмами, погромами, беспорядками, войнами. Нельзя забывать о государственном насилии, например, ювенальной юстиции в Европе, где у родителей отбирают детей, с этим уже столкнулись беженцы с Украины.

И вполне может оказаться так, что сбежавшим понадобится помощь их близких, друзей, своего народа, своего государства. И дай Бог, чтобы эта помощь смогла прийти вовремя.

Всё происходящее есть гнев Божий за наши грехи, в том числе и за нелюбовь к своему Отечеству. И где же нам укрыться от Господа и от гнева Его?

Большое счастье для человека быть вместе с Родиной, питаться силой её земли. Родная земля даёт нам огромную энергию созидания, только надо уметь подключиться к источнику этой энергии. Только на русской земле могут раскрыться все возможности русского человека.


Кравченко Александр

ноябрь2023 года


Рецензии