Трудное начало пути

 
Директор школы, строгая женщина в элегантном сером костюме, лет пятидесяти, встретила Савельева Дениса у дверей своего кабинета.
- Савельев? Проходите в мои апартаменты, прошу вас, - сказала она, любезно приглашая Дениса зайти. – Будьте добры, располагайтесь, где вы находите нужным, а я пока ознакомлюсь с вашими документами. Кстати, будем знакомы, меня зовут Алевтина Васильевна Портнова, руководитель этого учебного заведения.
Денис также представился, сел напротив и стал рассматривать, сильно волнуясь, кабинет директора.
Алевтина Васильевна поправила свои русые локоны, спадающие на симпатичное ухоженное лицо, осторожно надела очки и внимательно стала рассматривать портфолио Савельева. Почему-то характеристику, выданную в универе, она решила озвучить вслух. И чем больше директор читала, тем мягче и добрее становилось ее лицо. «Эрудированный, отлично знающий свой предмет и владеющий методикой его преподавания. Имеющий хороший багаж знаний по педагогике - отечественной и зарубежной, психологии, социологии, финансовой грамотности… Стрессоустойчивый и коммуникабельный, честный, порядочный и совестливый, живущий по принципам добра и гуманизма»…
- Ого, какого ценного специалиста мы получаем! – воскликнула она, оторвавшись от чтения и улыбаясь Денису. - Вижу сотрудники педуниверситета не поскупились на лестные эпитеты в ваш адрес, очень много хороших слов написано. Да, черт побери, это же так здорово! Вы для нас просто находка, божий дар, так сказать! Я представляю, как обрадуются дети, когда узнают, что наконец - то у них будут проводиться уроки истории и географии, а вести их будет не только грамотный, но еще и симпатичный, молодой человек.
 - Мне думается, никого из выпускников не обидели, - несколько смутившись ответил Денис. – Всем, вероятно, дали хорошие характеристики. 
- Ой, не скажите, не скажите! – решительно сказала Алевтина Васильевна, вновь углубившись в бумагу– Иногда люди приходят с такой уничижительной характеристикой, что хоть стой, хоть падай: читаешь такой документ и становится горько и обидно за ребят.
 «Способный постоянно учиться и совершенствоваться, - продолжила она читать, - автор большого количества научных статей по экономической географии и политологии, постоянный участник студенческих конкурсов и олимпиад. На педагогической практике, Савельев Денис показал, что умеет раскрыть и привить творческое начало, может научить ребёнка учиться как под руководством учителя, так и самостоятельно. Понимающий учеников, любящий их, но и в то же время строгий и требовательный, учитель…»
-Ну все, хватит! Вы нас вполне устраиваете. Идите оформляться в бухгалтерию, а завтра в половине девятого я вас отведу в 9-й «ж», на первый ваш урок в нашей школе. С трудовым началом, коллега! Как говорится: ни пуха ни пера!
Алевтина Васильевна встала из кресла и слегка приобняв Дениса, повела его к выходу из кабинета. Но вдруг она остановилась и спросила: «Позвольте узнать, а почему вы пришли трудоустраиваться в этом году, хотя педуниверситет окончили в позапрошлом»?
- Я служил в армии,- ответил Савельев, - в Дагестане.
- О - о, это же так здорово! Мальчишки от вас будут без ума. Да и Татьяне Александровне ваш воинский опыт, мне думается, сильно поможет: она у нас завуч по воспитательной работе. Не мне вам говорить, вы сами все прекрасно понимаете, что вопрос о патриотическом воспитании детей сегодня ставится во главу угла всего образовательного процесса.
      Придя домой, Денис разложил на столе, полученную в библиотеке литературу и стал серьезно готовиться к завтрашним урокам. Было запланировано пять уроков: два - в седьмых и три - в девятых. Конечно, за год в армии, он успел многое подзабыть, это Денис прекрасно понимал, так что придется основательно освежить память, думал он.
      В двенадцатом часу ночи, вдруг неожиданно позвонил его однокурсник Валера Зотов, который поинтересовался, куда устроился работать Савельев. Узнав, что его друг идет работать в школу, тот расхохотался в трубку: «Слушай, дружище, ты меня извини, конечно, – немного успокоившись сказал Валера, - но сегодня идти работать учителем – себя не уважать! Зарплата с гулькин нос, мизерная, дети – отпад, неадекваты как один, родители – просто ужас, проверяющих – целая куча, время работы – не лимитировано. И это тебе надо? Иди лучше ко мне работать в автосервис, будешь хорошие бабосы получать, времени для отдыха будет навалом. Подумай.
      Поблагодарив друга за это выгодное предложение и поговорив про планы на будущее, Денис попрощался с другом и лег спать, желая хорошо выспаться перед завтрашним непростым днем. Бесполезно. Долго не мог заснуть, ворочался с боку на бок, размышлял. Он прекрасно понимал, что от его завтрашнего дебюта в роли учителя, зависит многое, а именно: состоится он как учитель или нет. В универе, он с большим удовольствием изучал труды Макаренко, Корчака, Амонашвили, Шаталова, Сухомлинского… Но это все теория, а практика, живое общение с детьми – совсем другое. Денис знал, что надо быть очень внимательным к детям, что значение имеет вообще все: твои жесты, интонации, движения, слова, привычки. Он также понимал, что работа учителя требует постоянного творчества. У учителя нет готовых рецептов — ты имеешь дело с живой, творящейся вот в эту самую секунду детской жизнью и должен чувствовать ее. Когда дети тебе поверили, когда с тобой подружились, тогда ты должен идти только вперед, вверх — туда, куда призываешь идти их. Каждый день. И не фальшивить: дети чувствуют фальшь, их нельзя обманывать.
   На следующий день, ровно в 8.30, по звонку, он вошел в 7 «а» класс, и начался отсчет его трудовой деятельности. Хотя начало урока получилось несколько скомканным из-за робости и нерешительности Дениса, но, к счастью, этот цейтнот вскоре прошел, и он, уверенно и четко, провел занятия и в 7 «а» и в 7 «в». Однако, Савельев даже в дурном сне не мог предположить, что его ожидает на третьем уроке, в его «родном» 9 «ж». Зайдя в класс, он положил свои бумаги на стол и сделав добродушное лицо, обращаясь к аудитории как можно вежливее, сказал: «Здравствуйте, ребята!» На что моментально, с задних рядов громко прозвучало: «Здоровее видали»!
- Садитесь, пожалуйста, мы с вами начинаем урок. Кто мне скажет, где вы остановились, какую тему изучали в последний раз?
- А тебе не все равно? – опять услышал он уже знакомый голос. Денис увидел, что кучка ребят сгрудилась у последнего стола в среднем ряду и не обращая внимания на учителя, что-то бурно обсуждает, время от времени громко смеясь.
 Савельев быстрым шагом подошел к этой группе и увидел, что подростки смотрят на телефоне непристойное видео и смакуют между собой, увиденные кадры.
- А ну-ка дайте сюда телефон, - задохнулся от ярости Денис, с силой отбирая аппарат из рук крепкого парня с длинными волосами на голове.
- Ты чего творишь, чепушило?! Юноша поднялся во весь свой нехилый рост и схватил  сильной рукой за запястье педагога, а другой, стал вырывать телефон. – Я разговариваю с мамой, а вы мне мешаете, покушаетесь своими грязными лапами на мою личную собственность.
Учитель заметил своим боковым зрением, что несколько девочек с удовольствием, ведут видеосъемку его перепалки с учеником.
- Как ваша фамилия? – строго спросил Савельев, обращаясь к недорослю и пытаясь с трудом унять свое волнение.
- А тебе не все равно! – грубо ответил ученик, ловя восторженные взгляды своих одноклассников. – И вообще, а не пошел бы ты на …Сгинь и отстань от меня плесень!
При этом юноша, для вящей убедительности своих действий, добавил еще несколько крепких и мерзопакостных слов в адрес педагога.
Денис поперхнулся от злости, к горлу подкатил неприятный ком от обиды, он схватил наглеца за шиворот, и уже теряя контроль над собой, с силой выдворил его из класса. Тот упал, но просто так сдаваться он не собирался: бешено пнул ногой пару раз дверь класса и крикнул Савельеву угрожающе: «Все, мурло, тебе кранты! Лучше из школы не выходи!»
     Вот так вот, без прелюдий и прочих реверансов, началось знакомство Дениса с 9 «ж» и его составом.
Ученики в классе присмирели, урок продолжился. Через некоторое время раздался стук в дверь: Денису сообщили, что после уроков его к себе вызывает директор школы.
     Савельев молча шел к руководителю сквозь водоворот детей и учителей: на выход домой, вниз по лестницам вон из школы неслись ученики, а навстречу, чтобы хоть немного отдохнуть в учительской и расслабиться, пробивались учителя.
      -Денис Иванович, а вы знаете, что за подобное действие мы в прошлом году уволили учителя? – хмурит свои тонкие брови Алла Васильевна, увидев вошедшего Савельева.- Как же вы так могли?- говорит она с укором в глазах. - За что? Простите меня, но распускать руки учителю, если даже ребенок ругается матом, непозволительно. Ненормативная лексика в речи детей и подростков имеет свои причины. Сильная эмоциональная окраска притягивает интерес и учащает употребление бранных слов в разговоре ребят.
       Денис отрешенно смотрел в окно. Он прекрасно осознавал, что дебютная партия в его исполнении в школе, с треском провалена.

-Признаюсь, мы бы вас немедленно уволили, если бы… – тут директор меняется в лице, голос ее вдруг задрожал, - мы вас бы немедленно уволили, - повторяется она, - если, на месте Арефьева был любой другой ученик! Понимаете? Но здесь случай особый – Арефьев.
Директор сделала многозначительную паузу и продолжила: «Я не могу ему простить то обстоятельство, что из-за него у замечательного педагога, вашей предшественницы Ирады Михайловны, случился нервный приступ. Она долго лечилась, но до сих пор не может прийти в нормальное состояние и находится на больничном.
То, что было сказано дальше, стало для Савельева полной неожиданностью.
- Денис Иванович, позвольте мне от лица всего учительского коллектива выразить вам глубокую благодарность за ваш поступок! Вы Денис Иванович просто молодец!
Директор встала, подошла к Денису и начала трясти руку, а он, вяло приняв рукопожатие, оглушенный, ничего не понимая в случившейся метаморфозе, пошел из кабинета прочь.
   Догадка пришла позже. Оказывается, Арефьеву и его родителям, дали четко понять, что педколлектив встанет на сторону молодого специалиста и обратится в полицию за защитой чести и достоинства учителя. А его, Арефьева, могут исключить из школы за хулиганское поведение.
    На следующий день, Арефьев, под недоуменные взгляды своих товарищей и их неодобрительные возгласы, публично извинился перед Савельевым. Противоборствующие стороны пожали друг другу руки, конфликт был исчерпан. Денис Савельев торжествовал: первое испытание на долгом пути к своей профессии, он прошел успешно.


Рецензии