Десять фильмов производства Республики Польша

Полное название:
"Десять фильмов производства Республики Польша, наиболее полезных для русскоязычного зрителя"

Дорогие друзья ! Вот уже скоро примерно как год висит на нашем канале статья "Десять фильмов зарубежного производства, наиболее полезных для русскоязычного зрителя". И по ней идет некая дискуссия. Правда, принимая во внимание не очень мирное время, не очень активная, хотя высказать свое мнение в комментариях право есть у каждого.

В то же время автор этих строк как бывалый участник полонийного движения России, которому повезло десять лет назад организовать в Москве бал полонийный, причем сугубо по билетной схеме, без какой-либо поддержки со стороны посольства РП, а примерно год назад написать публицистический материал "Польская операция НКВД 1937-38 годов: как разгадка ее тайн может быть полезна для России?", что также вызвало волну обсуждений, причем иногда автора сталкивается с просьбой каждый из тезисов, фигурирующий в статье, разжевать как можно более подробно.

В то же время за последний год автор немного подтянулся как кинематографист и клипмейкер. Можно упомянуть фильм "День памяти "Пахтакора"" и плей-лист, посвященный достижения российской междисциплинарной естественнонаучной школы, РМЕШ), в том числе имеющие шансы на позиционирование как достижения мирового масштаба. И... сейчас идет процесс выработки прокатного удостоверения на фильм оригинального жанра с элементами лирической комедии и фильма-концерта "Россия с нами не пропадет", по которому уже прошло несколько вечеров спортивного фильма.

И по всем вышеперечисленным причинам автор этих строк принял решение на идею, исходящую от знакомых журналистов из российского патриотического крыла, сделать что-то максимально полезное для жителей русскоязычного пространства с опорой на достижения польской культуры, отреагировать со знаком плюс. Ответив тем самым на вопрос: как и в каких проявлениях польская культура могла бы быть для России и ее жителей полезной.

Данный вопрос можно легко свести к тому жанру искусства, который, с точки зрения многих, является важнейшим - кинематограф. И просто поставить вопрос о топовых польских фильмах, которые были бы наиболее полезными для русскоязычного зрителя. Оттолкнувшись просто от некоего набора из десяти фильмов, которые, в представлении автора этих строк, мало-мальски лежат на поверхности.

Теперь необходимая ремарка. Критерий полезности на пальцах более-менее понятен, но, на всякий случай, мы его проконстатируем: полезным может быть то, что есть там и вместе с тем есть еще немного где. Или нет вообще. То есть где в качестве главных ценностей на поверхность выходят уникальность и неповторимость. И, как следствие, в преломлении сознания массового зрителя, друг советует посмотреть фильм другу, отец - сыну, мать - дочери и т.д.

Пиаровский, технологический и композиционный аспекты. Основное обсуждение планируется провести здесь, по итогам обсуждения будет сформирована первая десятка фильмов, и будет сделан видеоматериал. В этом видеоматериале будут даваться фрагменты самого фильма, а также краткие биографические данные режиссеров, актеров и других участников творческой группы фильма.

Итак, вступительная десятка фильмов производства РП. Пока, в этой версии статьи, она просто дается без пояснений, но в ближайшее время появится в более-менее разжеванном виде. При этом первые два фильма просто берутся из уже упомянутого материала "Десять фильмов зарубежного производства, наиболее полезных для русскоязычного зрителя".

1. "Смерть президента" (";mier; prezydenta"). Ежи Кавалерович, 1977.

От начала и до конца показана попытка проведения в стране честных парламентских выборов президента, в итоге завершившаяся его избранием, после чего последовало его убийство по абсолютно неизвестным причинам.

Очень спокойно, размеренно и эмоционально честно показана одна из наиболее объективных парламентских избирательных моделей. Фильм в особенности будет крайне полезен для всех причастных к парламентской политике.

Реализм.

Заседание сейма - один из кадров фильма
2. "Человек из мрамора" и "Человек из железа", кинодилогия. Анджей Вайда, Польша, 1976 и 1981. В главной роли Ежи Радзивиллович

Самый что ни есть разгар социализма, самая что ни есть социалистическая тема - тема передовиков производства. Один из самых реалистичных ее поворотов, без чрезмерной акцентуации (зацикливания) на особенностях производственных моментов, экстремальных ситуаций и личной жизни героев.

Во втором фильме кинодилогии показана сомнительная с точки зрения чистоплотности деятельность спецслужб.

"Человек из мрамора"... кадр со сценой собрания... собрания хорошо знакомы многим

Тот же актер, но другой персонаж в "Человеке из железа"
3. "Фараон" ("Pharaon"), 1966. Реж. Ежи Кавалерович

Фильм являет собой экранизацию известного польского писателя Александра Гловацкого, писавшего под псевдонимом Болеслав Прус (1847—1912). Роман печатался в варшавском журнале «Иллюстрированный еженедельник» в 1895-1896 годах, отдельным изданием вышел в 1897 году, и в этом же году был издан на русском.

Главным фактором, создающим ценность роману, была мощнейшая аллегорическая компонента, очень ярко иллюстрирующая противоречия и разногласия между молодым монархом и государственными чиновниками более зрелого возраста. На первом плане ярко показаны факторы, реально ограничивающие их власть, в частности, отсутствие финансовой независимости.

Здесь можно видеть ассоциативный ряд на первые годы правления многих российских монархов XIX века, начиная с Александра I. По этой причине для русскоязычного зрителя он может представлять особый интерес.

4. "Футбольный покер" ("Poker pi;karski"), 1988. Реж. Януш Заорский.

Спорт, в частности, футбол как непроизводственная сфера, где иногда приходится принимать нестандартные решения, выглядящие как нелицеприятные. Или даже нечистоплотные.
"В варшавской «Виктории» останавливаются футболисты клуба «Черные» из Забже. Прибыли на матч с «Повисьле Варшава». Президент «Черных» старается переманить одаренного юниора варшавской команды, Олека Грома. В этот разговор вмешивается президент «Повисьля» — Кмита, перебивает ставку и удерживает футболиста у себя. Так начинается действие фильма, в котором разыгрываются партии игры в покер между президентами польских футбольных клубов высшей лиги..."

5. "Барбара Радзивиллувна" ("Barbara Radziwi;;;wna"), 1936, "Королева Бона" ("Krolowa Bona"), 1980, сериал

Название фильма / блока фильмов по данной теме выглядит весьма условно. Костюмные фильмы, повествующие о XVI веке. Невероятно бурные события, следующие непосредственно после ключевых Великих географических открытий (ВГО), резко по-разному выглядящие в различных странах. Невообразимое количество тайн, легенд, недомолвок, намеков, искажений, загадок, проявлений эвфемии (этического смягчения) в отражении той эпохи. Часто в литературе и других жанрах искусства это выглядело как затемнение, перемещение важных в государственном, военном и экономическом плане событий на задний план и выдвижение на передний план совершенно банальных семейных интриг.

Данная тема и перечисляемый блок фильмов для русскоязычного зрителя мог бы быть интересен с точки зрения пролития света на тайны эпохи ВГО и других тайн мировой истории, предпринимаемый представителями российской естественнонаучной школы. Применительно к истории Восточной Европы особую интригу представляет собой гипотеза о столетнем сдвиге грюнвальдской битвы, приписываемой традиционно 1410 г., на более поздние эпохи.

В упомянутом материале фигурирует в том числе королева Бона (годы жизни 1494-1557), одна из самых контроверсийных фигур из прекрасной половины человечества на польском престоле. В традиционной и историографии известна тем, что была женой Зыгмунта I Старого Ягелло (годы правления 1507-1548) и матерью последнего короля из династии Ягелло Зыгмунта II Августа (годы правления 1548-1572). Известна активным вмешательством в экономику тогдашней Речипосполитой, а также тем, что вывезла вместе со своим доверенным лицом Яном Лаврентием Паппагоди за ее территорию множество богатств. Сама в 1556 году покинула Речпосполитую и выехала в Италию, где в течение года была им же отравлена.

Что касается кинематографического воплощения, то можно назвать два кинотворения, уже упомянутые в заголовках: "Barbara Radziwi;;;wna", 1936, реж. Юзеф Лейтес, и "Kr;lowa Bona", 1980, сериал, режиссер Януш Маевский. И там, и там, видное место занимает интрига со второй женой Зыгмунта II Августа Барбарой Радзивилловной, не принятой его матерью и в итоге быстро ушедшей в мир иной. Последний фильм выставлен на видеохостинге youtube.

"Kr;lowa Bona". Название сериала, фигурирующее в начале каждой из серий

6. "Пепел и алмаз" ("Popio; i diament"), 1958, Анджей Вайда

Фильм проливает свет на весьма яркие душевные конфликты, которые могут возникать при членстве в экстремальных антиправительственных политических организациях, занимающихся в том числе террористической деятельностью, при отсутствии личной антипатии киллера к жертве. Собственно, тема не очень частая для кинематографа в целом.

Фильм весьма неплохо, по меньшей мере, не хуже, чем другие, раскрывает тему сложной политической ситуации в послевоенной Польше. Отдельно надлежит отметить трагичную судьбу исполнителя главной роли Збигнева Цыбульского.

Жертва - в центре, а будущий киллер - справа
7. "Польша, даешь гол!" ("Polska Gola"), реж. Януш Кидава, 1975

Единственный в списке фильм нехудожественный, в данном случае документальный репортажный фильм по теме триумфального выступления сборной Польши на ЧМ по футболу в 1974 году в ФРГ, где ей удалось занять третье место.

Исключительными достоинствами фильма можно считать помещения на первый план темы "Спорт и общество", а также наличие юмора, что видно прежде всего в несколько ироничной манере киноповествования. Последнее в документальном кинематографе наблюдается крайней редко, в русскоязычном кинематографе нечто подобное припомнить нелегко. В свете вышеперечисленного, видимо, возможна постановка вопроса о его ценности для русскоязычного зрителя. Отдельные творческие моменты автор этих строк взял на вооружении при работа над "Россия с нами не пропадет"

8. "Герой года" ("Bohater roku"), реж. Феликс Фальк, 1987

Структурно фильм является второй частью кинодилогии о массовике-затейнике, шоу-мэне, первый фильм которой носит характерное название "Массовик-затейник" ("Wodzirej"). Здесь изображается своего рода вторая попытка его старта, связанная с попыткой организации телешоу "Герой года" и гастролей победителя этого шоу по стране.

Вся беда лишь в том, что в роли такового оказался провинциал небольшого роста, который стал героем года из-за замеченного недостатка в газопроводе, что превратилось в главный акцент его внимания при пребывании в экране.

Просматривается главная тема фильма: вечные ценности сквозь призму шоу-бизнеса. Тема вдвойне актуальна в свете вечных неожиданностей последнего.

9. "Без боя" (под этим названием он шел в советском прокате, хотя несколько более точное название фильма может дать непосредственный перевод - "Халявщик") "Walkower", реж. Ежи Сколимовский, 1965

Спортивная драма, ставящая вопросы цены побед в спорте и жизни личной.

10. "Красотка" ("Sweat"), 2021, Польша-Швеция, реж. Магнус фон Хорн

Королева фитнеса, королева соцсетей, испытывающая в жизни главное женское невезение - отсутствие явного счастья в личное жизни, и, что самое трагичное, сбившаяся по ряду вопросов жизни с традиционных представлений. Очень сильно звучит тема традиционных мужских и женских ценностей в настоящее время, а также поднимает тему звезд шоу-бизнеса и их поклонников.

Чтобы не быть голословным, можно привести эпизод, связанный с тем, как героиня фильма пригласила знакомого парня, чтобы он ей помог избавиться от нежелательного преследователя, и после произошедшей сцены избиения последнего абсолютно не знала как себя вести, что привело к весьма драматичному ходу событий.

Магдалена Колесник в главной роли

11. "Большой забег" ("Wielki bieg"), реж. Ежи Домарадзкий, 1981

Сложное переплетение реалий спорта, политики, экономики, человеческих судеб в художественном фильме, посвященном многодневному легкоатлетическому забегу, проводимом в послевоенной Польше в 1952. Помимо прочих тем, на первом плане можно назвать тему чистоты спорта и всего негатива, связанного с проявлением коррупции, негатив лозунга "победа любой ценой" и особенность ситуации, возникающей тогда, когда победа в спорте сможет помочь в других делах.

Фильм блестяще раскрывает общественную атмосферу тех лет.

оддержка канала и автора: 2200 2460 7492 8055 Мир


Рецензии
Жаль, что не упомянута "Структура кристалла" К. Занусси.

Виктор Кутковой   05.01.2024 02:00     Заявить о нарушении
Дорогой Виктор !
А можно ли вас попросить это же продублировать в основной публикации на дзене -
http://dzen.ru /media /id/ 5dd499640d13017d4ff728ca/ 655a0894f14fdc5f5f5774fc, пробелы убить?
Занусси весьма интересен, может быть, до него дойдет во "втором десятке"

Владислав Поляковский   06.01.2024 02:13   Заявить о нарушении
Хорошо.
Уже продублировал. Но там не нашел статьи о польских фильмах.

Виктор Кутковой   06.01.2024 13:12   Заявить о нарушении